Регистрация/Вход



Чтение и нравственность. Что читать детям?
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Минько О. И., фото: Артемий Лебедев  

Значение книги в жизни человека огромно. Не зря А.С.Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная». Но самое главное заключается в том, что именно читать, книгу какого рода сделать для себя настольной. Каждый сам определяет свой круг чтения, как и круг друзей, определяет собственную «золотую полку». Но В.Белинский писал: «Читать дурно написанные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать». Потому что и чтение имеет свои опасности и может причинять неизлечимые раны, особенно в наши дни, когда выходит в свет так много вредных книг. Ведь состояние современного общества таково, что в отечественной культуре происходят ныне опасные процессы, ставящие под вопрос исходные ценности русского бытия. Какой бы род познания или творчества мы ни взяли, всюду увидим настойчивое стремление к отходу и разрушению таких христианских моральных ценностей как вера в Бога, любовь к родине, к людям, идеалы самопожертвования ради ближних, целомудрия, чистоты.

Подойдем к любому книжному прилавку и увидим проповедь насилия, агрессии, разврата, серебролюбия, славолюбия, гордыни. Проповедь сектанства, ложной мистики, экстрасенсорики, колдовства. Включим любой канал ТВ, особенно ближе к ночи, и окажемся на «балу у сатаны». А сколько ребят все свое свободное время просиживают перед голубым экраном. Сколько драгоценных часов и минут, которые можно было провести с существенной пользой, они сами крадут сами у себя! Большой вред приносит неумелое и неумеренное пользование телевизором. А реклама – это торжество пошлости – внедряет в подсознание миллионов образ вседоступного «рая». Улицы города пестрят рекламными щитами с призывами: «Жизнь в удовольствие», «Оторвись с друзьями», «Уступи соблазну». Русскому сердцу предлагается принять за главную жизненную ценность «удовольствие». Тысячу лет православная Церковь учила русского человека: «Цель жизни – спасти душу». Отсюда: «Жизнь тем лучше, чем в ней больше добра и меньше греха».

С газетных страниц и экранов врываются в нашу культуру иноязычные, чуждые русскому сознанию мыслеобразы. Новый «общечеловеческий» жаргон маскирует корысть, насилие, разврат. Теряя наш язык, мы теряем невидимую связь с нашими предками, историей, верой, родиной.

А как легко ребенку затеряться в этом огромном сложном мире, в этом многочисленном и столь разнообразном потоке информации, с которой он не может справиться, т.к. в силу своего возраста не имеет должного иммунитета от пагубного влияния извне.

Наша общая задача - сохранить наш язык, он есть самовыражение нашего народа. Слово – труд сердца, души, ума, внутренняя работа. Мы люди в той степени, в какой мы владеем словом. Английские слова механизируют, а русское слово духовным смыслом наполнено. Прекрасное, чистое, благородное русское слово мы найдем в нашей русской литературе! 

Поэтому когда мы говорим об истинной пользе, которую дает книга ребенку, прежде всего, имеем в виду классическую и духовную литературу. Ибо только эта литература является образцом, совершенством, не поддается старению, ею нельзя пресытиться, как всем преходящим на земле; написанная несколько столетий тому назад она остается востребованной, интересной, познавательной, отвечающей вопросам современности и такой будет всегда, т.к. она вечна. Как сказал К.Паустовский: «Книга, созданная руками человека, стала такой же категорией вечности, как пространство и время. Смертный человек создал бессмертную ценность».

Какую же пользу приносит классическая и духовная литература ребенку? Ответ прост. Главным образом, работу души. Что может быть важнее и ценнее этого процесса? Чтение художественной литературы требует навыка и затрат внутренней энергии. Но только это творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека.

Ученик, погружаясь в художественный мир книги, знакомится с героями, их характерами, поступками, стремлениями, надеждами, узнает в ком–либо из них себя, черты своего характера, наблюдает за поведением героев, анализирует их мысли, слова, поступки, отношение к окружающим. Тем самым, он проецирует подобные ситуации в свою жизнь, сравнивает с тем, как поступил бы сам, всегда ли ему удается оставаться на высоте, справился ли он бы с такими трудностями, случись они в его жизни. Таким образом, происходит осмысление поступков людей, человеческих отношений, законов бытия, анализ поведения героев, а, следовательно, происходит самоанализ. А это уже путь к самовоспитанию, к борьбе со своими недостатками. Ребенок, признаваясь самому себе в своих слабостях, воспитывает в себе честность, характер, силу воли. Проходя вместе с героями произведений через все испытания, решает для себя сложные жизненные задачи, а значит, готовит хорошую теорию для будущей практики. Перед ребенком открываются вечные вопросы добра и зла, долга, чести, человеческого достоинства, нравственности, духовности, истины, смысла жизни. Литература учит состраданию, милосердию, любви к людям как абсолютной ценности на земле, доброте как главному качеству души. Хорошее произведение воспитывает чувства, прививает вкус к хорошему слову, любовь к родному языку. Книга – диво дивное! Она расширяет кругозор, развивает ум, облагораживает душу, формирует личностное мировоззрение, тревожит сердце, дарит радость. Некоторые люди, к сожалению, привыкли все оценивать в жизни конкретным практическим результатом. Каждый шаг, по их мнению, должен приносить мгновенную пользу. Такой подход к жизни свидетельствует об ограниченности мышления. Жизнь – это длительный процесс. Личность определяется уровнем ее развития. Литература развивает как ум, так и чувства, пробуждает душу.

Читая, ребенок видит разные точки зрения на жизнь. Через классику он познает другое видение мира великих писателей и учится жить. Литература приобщает его к прекрасному, доброму, чистому, светлому, а значит, это прямой путь к Богу.

Ни один вид искусства не оказывает такого воздействия на человека, как литература, потому что в художественном произведении герои показаны в движении, в изменении, во внутреннем развитии. М.Цветаева писала: «Есть книги настолько живые, что все боишься, что пока не читал, она уже изменилась, как река сменилась, пока жил, тоже жила, как река – шла и ушла. Никто дважды не вступал в одну и ту же реку. А вступал ли кто дважды в ту же книгу?» В каком бы возрасте мы ни возвращались к прочитанной книге, каждый раз будем открывать все новые и новые тайны в силу своего возраста и опыта. Поэтому велико влияние литературы на ребенка, и влияние это самое благодатное.

Но, как я заметила, некоторые православные родители не разрешают читать своим детям отдельные художественные произведения, т.к. видят в них светский соблазн. Литература пугает их своей широтой охвата жизни, когда изображает она не только добродетель, но и порок, не только добро, но и зло, когда, увлекая человека, являет ему жизнь, зачастую, очень далекую от норм благочестия.

Но истинная литература обладает удивительным свойством возводить к добру, даже изображая зло. Литература как некий Божий дар позволяет людям открывать непостижимую другими способами правду, которая может стать ступенью к высшей Божьей правде.

Литература, прежде всего, являет нам глубину и сложность человеческой личности. Классическая литература – история падшего человека, человека грешного, искушенного. Герой художественного произведения проходит путь от сознания своего греха, от раскаяния в нем до внутреннего преображения. Тем самым, ребенок начинает понимать, что человек грешен, идеален лишь Бог, но смысл жизни человека в вечном стремлении к свету, добру, в постоянном и неустанном совершенствовании самого себя на протяжении все жизни. Литература открывает ребенку невидимое, без которого жизнь кажется пустой, серой, однообразной и скучной. 


Произведения школьной программы, например для 5 класса (учебник В.Я.Коровиной), тщательно подобраны, отвечают детскому восприятию, понятны, интересны и увлекательны. Все произведения о сверстниках, а значит идет процесс сопоставления детьми себя с героями произведений. Нередко на перемене слышу, как они делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном, а значит, литература затрагивает живые струны их души, волнует, вызывает чувства и эмоции, и это очень радует.

На уроке, посвященном «Моей любимой книге из школьной программы», ученики называли такие произведения, как «Муму» И.С.Тургенева, «Хозяйка Медной Горы» П.П.Бажова, «Васюткино озеро» В.П.Астафьева, «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Косцы» И.А.Бунина», Никита» А.П.Платонова, «Теплый хлеб» К.Г.Паустовского. Особенно бурные эмоции проявляли ребята при обсуждении «Муму» Тургенева, «В дурном обществе» В.Г.Короленко, «Теплый хлеб» Паустовского, «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского. Герои этих произведений показаны во внутреннем развитии, эта тема наиболее интересна детям. Но все же не могу не заметить, что произведения школьной программы волнуют больше девочек, мальчиков впечатляют приключения, книги на исторические темы, книги о войне.


Мы провели опрос среди 5 – 8 классов нашей гимназии. В анкете ученикам были предложены вопросы, касающиеся их круга чтения. По результатам тестирования оказалось, что подавляющее большинство детей читают много, круг чтения наших детей широк и во многом сформирован под влиянием родителей. Очень важно, чтобы сегодня интерес к чтению не был вытеснен компьютерами, Интернетом, телевизорами. А это зависит во многом от родителей.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей с каждым годом все меньше. Зато возрастает число тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

1. Не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

4. Останавливайтесь на самом интересном месте. Заинтересованному ребенку ничего не останется, как дочитать до конца.

5. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим, это сформирует привычку ежедневного общения с книгой.

6. Рассказывайте детям о ценности чтения. Приводите примеры положительного влияния книги на жизнь. 

7. Развивайте воображение ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев.

8. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что–то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

9. Создайте дома домашнюю библиотеку.

10. Семейное чтение – это помимо значительной работы ума и сердца, еще и возможность внутрисемейного общения. Любовь родителей, их тепло, передаваемое вместе со Словом, это и есть основа нравственного становления ребенка. Нет ничего прекрасней, как собраться семьей и просто почитать в удовольствие хорошую книгу, обсудить ее. Недаром говорят: «Вся семья вместе – душа на месте».



Задача каждого из нас – сохранить нашу культуру, нравственное достояние нации, наш язык. В этом первый и верный помощник наш – русская литература! Давайте же прививать нашим детям любовь к прекрасному русскому слову, любовь к великой русской литературе, любовь к своей стране, любовь к жизни. Божьей помощи всем нам!