Биография валентины гризодубовой. Как новосибирск встречал знаменитых летчиц Рекордный полет гризодубовой осипенко расковой

16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них - Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!


Первый полет - в 2,5 года!

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года, отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию - и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших - и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее - в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова - летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

С 1934 года Гризодубова - летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва - Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд - 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа - Гризодубова, второй пилот - Осипенко, штурман - Раскова. Конечный пункт - Дальний Восток, Хабаровск. Цель - установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцу и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях.)

Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами - Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир - подполковник Гризодубова, личный состав - из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 - отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », - сказала Гризодубова.

Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда - , взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно - раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 - ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она - начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года - зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым», и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, она не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 - 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы - известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину - из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют - лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может, именно поэтому и была она депутатом только один срок - слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.

Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если судьба занесет вас на Новодевичье - постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру - Человеку с большой буквы.

Скоро наша страна будет праздновать 72-ю годовщину легендарного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, парада, с которого бойцы уходили прямо на фронт. Враг стоял на самых подступах к столице. На площадь смогут выйти только 28 ветеранов-участников того парада. Наши героические старики уходят. Но только ли из-за этого стирается память? А она, к огромному сожалению, стирается. Один только пример: к зданию телеканала "Россия" ведет улица Марины Расковой. Но выяснилось, что мало кто знает, кто такая Раскова. При этом многие политизированы и с жаром обрушиваются на единый школьный учебник истории.

2 ноября — 75 лет со дня вручения Золотых звезд Героев трем девушкам-участницам рекордного скачка экспериментального самолета "Родина" с участием Марины Расковой. Весь экипаж: штурман Марина Раскова, ее командир Валентина Гризодубова и второй пилот Полина Осипенко. Первыми женщинами-героями Советского Союза они стали за рекордный по тем временам беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. При этом за Уралом радиосвязь с самолетом была потеряна, а облачность над Сибирью была такой, что, когда они из нее вынырнули, подумали, что летят над Амуром, а это была река Амгунь. До Комсомольска-на-Амуре было не дотянуть. Потребовалась вынужденная посадка и многодневные блуждания по тайге.

Нос самолета был сделан из стекла. Именно там сидела Раскова. И чтобы ее не порезало при вынужденной посадке, ей было приказано прыгать с парашютом в тайгу.

Под крылом самолета — необитаемые просторы севера Хабаровского края. С 1938 года ландшафт мало изменился — те же сопки, перелески видели Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, выбирая место для аварийной посадки.

Самолет "Родина" с женским экипажем на борту, чтобы установить рекорд и показать безграничные возможности советских летчиц, вылетел из Москвы и взял курс. На 27-м часу беспосадочного полета в баках не осталось топлива.

Чукчагирская низменность — это несколько десятков квадратных километров непроходимых болот. Сейчас они подмерзли и передвигаться здесь безопасно, хотя достаточно сложно. 75 лет назад самолет "Родина" совершил аварийную посадку у сопки Юкочи. Туда без вездехода и сейчас добраться невозможно.

Начинается сезон охоты. Эвенки уходят в тайгу почти на всю зиму. Их жены, как и сотни лет назад, проводят обряд камлания, чтобы мужья вернулись с богатой добычей.

Эти глухие места для эвенков — священные. По преданию, тысячу лет назад недалеко от нынешнего села имени Полины Осипенко ради установления здесь мира и покоя добрая шаманка принесла себя в жертву. Может быть, древняя магия и культ женщины помогли "Родине"?..

Приземлилась штурман Раскова неудачно — повредила ногу. Кроме того, летчица не успела взять запас еды — выпрыгнула с одной плиткой шоколада в кармане. Десять суток, хромая, умирая от голода, продираясь сквозь непроходимую тайгу, Марина Раскова искала свою "Родину".

Как выживать в тайге, знает охотник Владимир Павлович Владимиров. То, что на взгляд городского человека просто трава, для него — еда, лекарство и энергетик. "Брусника для охотника — очень полезная вещь. От усталости помогает. Для летчицы тоже полезно. Они, видимо, этим и питались, когда приземлялись в Юкочи", — сказал Владимиров.

Отец охотника — один из тех, кто искал экипаж самолета "Родина". Весь Союз следил за судьбой трех советских женщин, которых нашли только через десять дней. Новость, что они найдены и живы, заняла первые полосы газет.

Берег Амгуни. 75 лет назад здесь причалил катер "Дальневосточник", на борту которого были спасенные летчицы. Встреча с ними — до сих пор самое яркое детское воспоминание местных старожилов.

"Шары с метеостанции взяли, покрасили их, веточек понаставили, флажков понаделали. Криков было! Радость такая, что не передать словами. !Три летчицы на самолете летели — это же такое событие небывалое для нашей деревни, целое открытие", — рассказала местная жительница Лидия Стубарева.

Беспосадочный авиаперелет Москва — Дальний Восток был признан женским мировым рекордом по дальности полета. За проявленное мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой присвоили звания Героев Советского Союза. А после гибели Полины Осипенко в 1939 году по настоянию местных жителей Кербинский район и поселок Керби получили имя летчицы-героини. Все жители села имени Полины Осипенко знают, о ком поется в известной песне Дунаевского и Лебедева-Кумача.

75 лет назад летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова совершили перелет Москва – пос. Керби (Хабаровский край), установив женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой.

Героини воздушного океана

Тридцатые годы - время выдающихся, рекордных полетов и перелетов. Советскими летчиками на советских самолетах были установлены многочисленные мировые рекорды. Молодежь просто бредила авиацией. Народными героями стали летчики Чкалов, Байдуков, Беляков, Громов, Коккинаки… Теперь настал черед женщин. И они доказывали, что могут быть летчиками не хуже мужчин.

24–25 сентября 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова совершили перелет по маршруту Москва - поселок Керби (Хабаровский край). При этом они установили женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой: 6450 км пролетели за 26 часов 29 минут. Мировой рекорд был перекрыт более чем на полторы тысячи километров.

Командиром корабля была Валентина Гризодубова. Летчиком она стала с самого детства. Ее отец - известный летчик и конструктор, брал ее в полеты, когда ей было всего пять лет. Валентина продолжила дело отца и стала летчицей-виртуозом.

Самое интересное, что второй член экипажа - Полина Осипенко работала вначале заведующей колхозной птицефермой, о полетах даже не мечтала. Но после того, как в ее деревню прилетел самолет, девушка твердо решила летать. В 1936 году Полина заявила в Кремле: «Обещаю летать выше всех девушек мира!» И свое обещание выполнила, поднявшись на гидросамолете на высоту 9100 метров, перекрыв достижение итальянки. Через два дня новый мировой рекорд при полете с грузом.

После высотных Осипенко решила перейти к рекордам на дальность. 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь - Киев - Великий Новгород - Архангельск).

Следующим был полет на Дальний Восток. Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.

Марина Раскова тоже вначале была далека от авиации. Она выросла в семье учителей, была музыкально одаренной девочкой. Ей пророчили карьеру пианистки или артистки. Но все карты смешала новая в то время наука - аэронавигация. Раскова одной из первых российских женщин получила звание штурмана авиации. Как ей пригодились знания, опыт, интуиция в этом сложном перелете на Дальний Восток! Облака закрывали землю, дождь сменялся снегопадом, сильные порывы ветра - туманом. Самолет покрывался пленкой льда, а стекла кабины штурмана - инеем. Но Марина справилась. Недаром она и ее подруги стали первыми женщинами - Героями Советского Союза.

«Ведут героини-подруги машину на Дальний Восток»

Самолет АНТ-37бис «Родина» стартовал со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут по московскому времени.

Цель перелета, по словам экипажа, - «продемонстрировать перед всем миром решимость советских женщин, их любовь к родине». Вначале, как полагалось в те годы, перед дальней дорогой летчицы обратились с письмом к товарищу Сталину: «…Советские летчики не раз изумляли мир своими подвигами. Мы уверены, что, вдохновленные Вами и окрыленные Вашей заботой, мы также принесем нашей родине, партии Ленина-Сталина, Вам, дорогой наш учитель и друг Иосиф Виссарионович, - новую победу». Они не сомневались в успехе.

Вначале и правда, все шло хорошо. Самолет регулярно сообщал штабу полета свои координаты и сведения о полете. Затем, по сообщению ТАСС, «самолет вошел в зону фронта со снегопадом и дождем. Весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, и связь с самолетом была нерегулярна. Восточнее Байкала при наступлении утра погода улучшилась. Рано утром 25 сентября были приняты от самолета две радиограммы с просьбой дать пеленги с целью определения местонахождения самолета. В дальнейшем связь с самолетом прекратилась. Место посадки самолета не установлено. Ведется непрерывное радионаблюдение за эфиром и организованы розыски самолета». Газеты регулярно сообщали о безуспешных поисках «Родины»: «За 27 сентября поисками авиации и наземными партиями местонахождение самолета «Родина» еще не обнаружено. Работы по поискам продолжаются».

«28 сентября местонахождение самолета «Родина« не обнаружено. Розыски продолжаются». В течение семи дней о судьбе экипажа не было никаких известий.

«Но вот 50 самолетов в тайгу посылает страна»

Поиск стал делом всей страны. 30 самолетов кружили по обе стороны железной дороги от Читы до Хабаровска. Кроме того, были организованы крупные поисковые партии из местных жителей, в основном, охотников. В первые дни октября в поисках принимало участие уже свыше 50 самолетов. Однако сильно мешали низкая облачность и дождь.

И лишь 3 октября летчик Сахаров заметил на земле самолет в 20 километрах юго-западнее озера Амуткит. Снизившись до высоты десять метров, он ясно увидел двухмоторный самолет и двух человек возле него, подававших сигналы белым полотнищем. Вскоре подоспели два других гидросамолета, но совершить посадку в этом районе им не удалось.

В Москву полетела радостная весть: «Самолет «Родина« находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь. Для экипажа самолета сброшены горячий кофе в термосах, теплые носки, сапоги и одежда, сбросили также карту с указанием местонахождения самолета. Экипаж все собрал. Он восторженно встречал нас аплодисментами…»

Правительственная комиссия дала распоряжение сделать все необходимое для спасения экипажа. Было предложено, помимо продуктов, сбросить резиновые лодки, водные лыжи, подготовить парашютный десант.

На следующий день при помощи сброшенного кода условных знаков было установлено, что у самолета находятся Гризодубова и Осипенко. Расковой вместе с ними не было. Однако они сумели сообщить, что Марина перед посадкой спустилась на парашюте, и указали примерное ее местонахождение.

Ее нашел летчик Деркунский в 20 километрах от «Родины» в редком болотистом лесу. Она стояла на полянке у только что разведенного костра и платком приветствовала летчиков. С самолета ей сбросили продукты. Правительственной комиссией было решено отправить девушкам парашютистов с необходимым снаряжением, чтобы те их вывели к реке Амгунь, где ждали резиновые лодки, а дальше катера. Операция по спасению прошла успешно.

«Родина» цела до последнего стеклышка

Так что же произошло с самолетом «Родина»? Уже добравшись до Комсомольска, Валентина Гризодубова рассказала о своих приключениях:

Достигнув Тугурского залива, мы пошли над побережьем Охотского моря с тем, чтобы дойти до Амура и по нему прийти в Хабаровск. Но так как Амгунь протекает почти параллельно Амуру, мы приняли Амгунь за Амур и шли этим курсом до самого Керби. Здесь мы обнаружили, что запас бензина вышел, и приняли решение идти на посадку. На высоте 2 тысячи метров Раскова покинула самолет. Я, а также Осипенко спокойно приземлили самолет на болото. Посадили хорошо. «Родина» цела до самого последнего стеклышка.

Прыгать с парашютом Марине приказала командир Валентина Гризодубова, чтобы не подвергать опасности ее жизнь во время посадки, так как место штурмана находилось в носовой части самолета. В случае сильного удара о землю Марине грозила верная гибель.

Раскова приземлилась далеко от места посадки «Родины» - ее унесло за гряду сопок. Парашют зацепился за дерево. Обрезав стропы, Марина спустилась на землю и стала ждать. Ее подруги, желая помочь ей, сделали несколько выстрелов. Но эхо обмануло ее, и она пошла в противоположную сторону. Десять дней в осенней тайге Раскова провела с минимальным запасом пищи. Когда ее нашли, летчица была настолько истощена, что ее пришлось нести на носилках.

«И родина лётчиц встречает, и воздух от песен гремит»

Из Комсомольска экипаж направился в Хабаровск. Там девушек встречала стотысячная толпа восторженных почитателей. 19 октября Гризодубова, Осипенко и Раскова уже выехали в Москву. На всем пути следования поезда героинь встречали и приветствовали тысячи людей.

Железнодорожники Новосибирска соревновались за право несения почетной вахты во время прохода экспресса. В нашем городе такой чести удостоились диспетчеры-стахановцы Бабич и Звягин. Вокзал был празднично украшен. «На фронтоне здания портреты любимого Сталина и его ближайших и верных соратников». Кругом горят сотни прожекторов. Новосибирцы пришли со знаменами, лозунгами, портретами вождей.

Поезд пришел точно по расписанию - в 10 часов 29 минут. На перроне столпились тысячи новосибирцев - рабочие, служащие, представители областных и городских организаций. Под звуки оркестра Гризодубова, Осипенко, Раскова в сопровождении летчика Сахарова, первым обнаружившего самолет в тайге, поднялись на трибуну. Их забросали цветами, оглушили грохотом несмолкающих аплодисментов.

От имени Новосибирской области гостей приветствовал председатель облисполкома Егоров. Тысячи людей кричали «ура» и скандировали: «Да здравствует наш любимый родной Сталин!» Вначале, как по обряду, прославляли «великого кормчего СССР», а потом уж вспомнили про летчиц, «с честью выполнивших почетное сталинское задание».

Рабочие Новосибирского завода «Сибмашстрой» преподнесли героическому экипажу «изящно отделанную модель самолета». С приветственной речью выступил представитель Сибирского военного округа товарищ Данилов. Следом за ним экипаж «Родины» приветствовали железнодорожники. К новосибирцам с ответным словом обратилась Полина Осипенко.

В заключение митинга приняли приветственное письмо товарищу Сталину со всеми подобающими эпитетами в его адрес - «шлем Вам, наш родной, горячо любимый отец, учитель и вождь, пламенный большевистский привет». А экипаж самолета «Родина» через газету «Советская Сибирь» передал «горячий привет трудящимся Новосибирской области».

Летчицы отправились в дальний путь - в Москву, навстречу славе. У всех у них была разная судьба. Валентина Гризодубова прожила долгую, счастливую жизнь. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе в 1939 году вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Серовым. Причина катастрофы до сих пор неясна. Марина Раскова разбилась на самолете в 1943 году, не успев вступить в бой с фашистами под Сталинградом.

P. S. У этого героического перелета есть еще и обратная сторона медали, о которой мало кто знает. Во время поисков самолета «Родина», в небе столкнулись два самолета ПС-84 и ТБ-3. Все находившиеся в первом самолете погибли. Среди них был известный летчик Бряндинский. Из второго самолета четверо успели выпрыгнуть на парашютах. Но чтобы не омрачать торжества по поводу успешного спасения летчиц, о катастрофе самолетов сообщать строжайше запретили. Более того, не стали даже эвакуировать и хоронить тела погибших.

Гибель поисковых экипажей не вписывалась в агитационные мероприятия. А оставшихся в живых – заставили молчать.

Людмила Кузменкина

Окончив среднюю школу и музыкальное училище по классу рояля, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт (ХТИ) и одновременно в консерваторию.

В ноябре 1928 года, будучи студенткой ХТИ, была зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Пройдя трехмесячную летную подготовку, она получила звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

В 1929 году окончила Пензенскую школу летчиков-инструкторов.

С 1930 года по 1933 год Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе ОСОАВИАХИМа "Добролет" в Туле, затем — инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-1935 годах — летчик агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени.

С 1936 года Валентина Гризодубова в рядах Красной армии. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" вместе с летчицами Полиной Осипенко (второй пилот) и Мариной Расковой (штурман) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут преодолено расстояние в 6450 километров).

За выполнение этого перелета и проявленный при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1937-1946 годах — депутат Верховного Совета СССР.

В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 года по октябрь 1943 года командовала 101-м полком авиации дальнего действия, с октября 1943 года — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.

Совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам.

В 1941-1945 годах была председателем Антифашистского комитета советских женщин.

В 1942-1945 годах — член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

С 1946 года полковник Валентина Гризодубова — в запасе.

С 1946 года по 1963 год была заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по летной части. Гризодубова лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Валентины Гризодубовой был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника института по летной части, где проработала до 1993 года.

В 1986 году за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Валентина Гризодубова была награждена двумя орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Почетный гражданин города Пензы (1965).

Валентина Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).

Имя летчицы носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).

(Дополнительный

Кондратьев Максим 15.03.2019 в 18:15

В ряду Героев Советского Союза, особенно героев-женщин, имя прославленной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой стоит особняком: она получила свою Золотую звезду первой. Уникальна и ее биография - совершила первый полет в 2,5 года, была участницей знаменитой агитэскадрильи имени Максима Горького и прошла Великую Отечественную войну. Да не просто прошла, а командовала полком бомбардировочной авиации дальнего действия и лично выполняла сложнейшие задания. Именно ее самолеты сбрасывали бомбы на тылы противника, эвакуировали детей и доставляли помощь партизанам. Есть в биографии Гризодубовой и эпизод с будущим главным конструктором космических ракет Сергеем Королевым, которого она буквально спасла. Но обо всем по порядку.

Валентина Гризодубова родилась в Харькове в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 года. Так много лет начиналась официальная биография прославленной летчицы, однако харьковские краеведы, и в первую очередь В. Е. Власко, выяснили, что это не совсем так: на самом деле Гризодубова родилась 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года.

То, что она стала летчицей, казалось, было предопределено заранее - ее отец, Степан Васильевич Гризодубов, был выдающимся авиаконструктором и изобретателем, который сам пилотировал построенные самолеты. Как потом напишут, Гризодубов "стоял у истоков авиастроения в России": он создал несколько типов летательных аппаратов, в том числе и двигатели к ним. Не просто придумал, а собрал их своими руками. В такой необычной семье подрастала дочь Валентина.

Свой первый полет Гризодубова совершила в… 2,5 года. Кроха была привязана к отцу за его спиной ремнями, когда аэроплан взлетел с харьковского ипподрома. Первый же собственный опыт пилотирования Валя приобрела в 14 лет, когда поднялась в воздух на планере в Коктебеле, на слете планеристов. Окончив школу, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт - чтобы изучить основы инженерного дела, которые просто необходимы пилоту. Однако будет неверным считать, что девушка всецело "болела небом", не имея других увлечений.

Параллельно с учебой в вузе Гризодубова окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в Харьковскую консерваторию. По отзывам преподавателей и друзей, она была прекрасной пианисткой, а впоследствии, уже в зрелом возрасте, ее таланту поразился сам директор Большого театра Муромцев - он услышал игру Гризодубовой по Интервидению. Но все же летная биография Валентины складывалась наиболее "головокружительно".

Звание пилота она получила в 1928 году, окончив за три месяца летную школу гражданской авиации Осоавиахима. Далее была Пенза, где Гризодубова закончила школу летчиков-инструкторов. Тула, где наша героиня в 21 год работала в аэроклубе, лично ставя "на крыло" молодежь… Наконец, подмосковное Тушино и Центральный аэродром в столице, где базировалась агитэскадрилья имени Максима Горького. Работая здесь, Валентина облетела почти всю страну, управляя различными типами самолетов того времени. Отец гордился своей дочерью, но главная слава Гризодубовой, ее известность на всю страну были еще впереди.

Красивая, статная девушка отважно летала на самолетах над Кабардино-Балкарией, Памиром, Ферганской долиной, прокладывая новые воздушные трассы и устанавливая мировые рекорды. Один из таких полетов прогремел на весь мир. Это был перелет через всю страну, когда самолет АНТ-37 с собственным именем "Родина" доставил Гризодубову вместе в Полиной Осипенко и Мариной Расковой из Москвы на Дальний Восток.

24-25 сентября 1938 года женский экипаж под командованием опытной летчицы Валентины Степановны Гризодубовой за 26 часов и 29 минут преодолел расстояние в 6450 километров! По возвращении в столицу отважным девушкам были присвоены звания Героев Советского Союза, а впоследствии вручены Золотые звезды.

Перед войной Гризодубова стала начальником Управления международных воздушных линий СССР, а с началом боев возглавила Антифашистский комитет советских женщин. Прославленная летчица понимала, что в тылу ей делать нечего - бесценный практический опыт пилотирования требовался на передовой. Валентина приняла командование 101-м авиаполком Авиации дальнего действия (АДД) - именно ее самолеты стали обеспечивать снабжение партизанских отрядов Ковпака, Сабурова, Федорова и громить тылы противника.

Садилась за штурвал и сама Гризодубова, которая к тому времени стала полковником, единственной в мире женщиной, командовавшей мужской гвардейской воинской частью. Управляя тяжелым транспортным "Ли-2", Валентина лично совершила около 200 боевых вылетов, в том числе 132 - ночных, с посадками на полевых партизанских аэродромах. За время таких рейсов из тыла фашистов было вывезено четыре тысячи советских детей.

После победы Гризодубова демобилизовалась. Рассказывают, что когда маршал авиации Новиков предложил ей взять дивизию, то она заявила: "Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду". Но тихая гражданская жизнь была явно не для нее.

После войны Герой Советского Союза Гризодубова вдруг стала "закрытой" личностью, поскольку по ее инициативе и при активном участии был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), где разрабатывалась новейшая авиационная электроника. Уникальные системы потом ставились на отечественные реактивные самолеты и ракеты. За свою работу на этом поприще потом она получит вторую Звезду - теперь уже Героя Социалистического Труда. Яркая личность и без того была вхожа в кабинеты к руководству страны. Теперь же Валентина всецело использовала это для помощи нуждающимся.