Хантингтон самюэль. Столкновение цивилизаций. Введение: флаги и культурная идентичность

Социология и политология явно не относятся к категории точных наук. В них трудно найти положения, которые имеют статус непреложных истин. Рассуждения самых авторитетных ученых, имеющих такую специализацию, кажутся отвлеченными и оторванными от реальной жизни «маленького человека». Но есть теории, на основании которых формируется внешняя и внутренняя политика отдельных государств и глобальных международных сообществ. Именно они становятся поэтому актуальными.

Самюэль Хантингтон - американский писатель, социолог и политолог - автор множества таких теорий. Его книги часто содержали мысли, которые вначале казались слишком радикальными, а потом оказывались объективным комментарием к происходящему.

Детство и юность

Он родился в Нью-Йорке весной 1927 года, в семье, связанной с литературной деятельностью. Его отец - Ричард Томас Хантингтон - был журналистом, мать - Дороти Санборн Филлипс - писателем, а дед по материнской линии - Джон Филлипс - известным издателем. Выбор профессии, связанной с интеллектуальной деятельностью кажется поэтому естественным. Сэмюэл Филлипс Хантингтон стал достойным продолжателем семейных традиций, написав в общей сложности 17 книг и более 90 объёмистых научных статей.

Стандартными для семей такого уровня кажутся и места, выбранные для получения Сэмом образования. Сначала это колледж "Стай" (Stuyvesant High School) в Нью-Йорке, затем курс бакалавриата в Йеле (Yale University) в Нью-Хейвене - 1946 год, потом магистрат в области политологии в Университете Чикаго (1948) и, наконец, Гарвард, где Самюэль Хантингтон в 1951 году получает ученую степень доктора философии и политологии.

Необычным было только то, что он успешно справлялся с учебной программой университетов за гораздо меньший срок, чем обычно. Так, поступив в Йель в 16 лет, он окончил его не через четыре года, а через 2,5. Перерывом в его учебе была краткосрочная служба в армии США в 1946 году, перед поступлением в магистратуру.

Профессор и консультант

После получения ученой степени он поступает на работу преподавателем в свою альма-матер - Гарвард. Там он проработал с перерывами в течение почти полувека - до 2007 года. Лишь с 1959 по 1962 год он пробыл заместителем директора института по освещению войны и мира в другом знаменитом американском университете - Колумбийском.

Был в его жизни период, когда он близко соприкасался с действующими политиками высокого уровня. В 1968 году он был консультантом по вопросам внешней политики у кандидата в президенты Хьюберта Хамфри, а с 1977 по 1978 год Самюэль Хантингтон служил в администрации президента Джимми Картера в качестве координатора по вопросам планирования при Совете национальной безопасности. К его мнению внимательно прислушивались многие президенты и госсекретари, а Генри Киссинджер и считали Хантингтона своим личным другом.

Плодовитый писатель

Все время, свободное от преподавания и общественной деятельности, он посвящал написанию книг. Они наполнены анализом текущей внешней и внутренней политики ведущих стран мира и прогнозом развития как региональных, так и глобальных процессов. Оригинальность мышления, огромная эрудиция и высокие личные качества заслужили ему авторитет и уважение среди коллег. Показателем этого было то, что ведущие политологи и социологи США выбирали его на пост президента Американской Ассоциации политических наук.

В 1979 году он основал журнал «Внешняя политика» (Foreign Policy), ставший одним из самых авторитетных изданий в сфере международных отношений. Он остается таким и сегодня, выходя раз в два месяца, публикуя в том числе и ежегодные «Индекс глобализации» и «Рейтинг правительств-неудачников».

Книга, создавшая имя

Первой книгой, создавшей Хантингтону репутацию оригинального мыслителя и вдумчивого ученого, стала вышедшая в 1957 году работа «Солдат и государство. Теория и политика гражданско-военных отношений». В ней он рассмотрел проблему осуществления эффективного общественного, гражданского контроля над вооруженными силами.

Хантингтон анализирует моральное и социальное состояние офицерского корпуса, он изучает военно-исторический опыт прошлого - сначала всемирный - со времен XVII века, потом тот, что приобретен в ходе вооруженных конфликтов на территории США и за океаном, куда посылался американский экспедиционный корпус. В книге нашла отражение и тогдашняя политическая обстановка начавшейся холодной войны. Вывод ученого: действенный контроль над армией со стороны общества должен основываться на её профессионализации, на всемерном повышении статуса людей, посвятивших жизнь службе в армии.

Как и многие другие публикации, эта книга вызвала ожесточенные споры, но в скором времени многие её идеи легли в основу проводимых в стране армейских реформ.

«Политический порядок в меняющихся обществах» (1968)

В этом своем исследовании американский политолог проводит детальный анализ общественно-политической обстановки, сложившейся в мире к концу 60-х годов XX века. Она характеризовалась, среди прочего, появлением целого сообщества стран, в основном из бывших колоний, вышедших из-под контроля метрополий и выбиравших себе путь развития на фоне противостояния глобальных идеологических систем, лидером которых были СССР и США. Такая ситуация привела к возникновению термина «страны третьего мира».

Эта книга сейчас считается классикой сравнительной политологии. А после выхода она подверглась жесточайшей критике со стороны апологетов популярной в то время среди западных политологов теории модернизации. Хантингтон в своем труде хоронит эту теорию, показав её как наивную попытку насаждать развивающимся странам демократический путь развития путем пропаганды прогрессивных взглядов.

"Третья волна: демократизация в конце XX столетия" (1991)

Большую часть книги занимает обоснование синусоидного характера мирового процесса движения стран к демократическим формам государства. После подъёма в таком движении (Хантингтон насчитал три волны: 1828-1926, 1943-1962, 1974-?) следует спад (1922-1942, 1958-1975).

Концепция базируется на следующих положениях:

  • Демократизация - это глобальный процесс, имеющий общие тенденции и частные случаи.
  • Демократия имеет характер самоценности, не имеющей прагматических целей.
  • Многообразие форм демократического порядка.
  • Демократизация не заканчивается в конце XX века, возможен откат назад некоторых стран и наступление в следующем веке 4-й волны.

Теория цивилизаций

Книга «Столкновение цивилизаций» (1993) сделала имя Хантингтона знаменитым на весь мир, вызвав при этом особенно ожесточенные споры, вышедшие за границы США. По мнению ученого, в наступающем XXI веке определяющим для мирового порядка станет взаимодействие различных культур или цивилизаций, образованных общностью языков и стилей жизни.

Кроме западной цивилизации, Хантингтон насчитывает еще восемь подобных образований: славяно-православную во главе с Россией, японскую, буддистскую, индуистскую, латиноамериканскую африканскую, синскую (китайскую) и цивилизацию ислама. Границам этих образований ученый отводит роль главных линий грядущих конфликтов.

Трагедия как довод в дискуссии

Выпустив через три года книгу «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка», писатель еще выше поднял накал дискуссии вокруг своей теории. В событиях трагического дня 11 сентября 2001-го многие, особенно американцы, увидели дополнительное подтверждение правильности предвидений знаменитого политолога, олицетворение начавшегося противостояния разных цивилизаций.

Хотя многие политологи извещают об отрицательном отношении к теории Хантингтона со стороны академических кругов США, существует мнение о том, что после терактов, сопровождавшихся исламскими лозунгами, прокатившихся по миру, «теория цивилизаций» окончательно взята на вооружение правящими кругами США.

Счастливый семьянин

Человек, высказывавшийся на страницах своих книг иногда очень решительно и умевший упорно и непреклонно отстаивать свое мнение в публичных спорах, Самюэль Хантингтон в повседневной жизни был очень скромным и уравновешенным. Он прожил более полувека со своей женой Нэнси, вырастив двоих сыновей и четырёх внуков.

Последний капитальный труд ученого увидел свет в 2004 году. В книге "Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности" он анализирует происхождение и признаки этого понятия и пытается предугадать, какие проблемы ожидают национальную идентичность американцев в будущем.

В 2007 году Хантингтон был вынужден закончить свою профессорскую деятельность в Гарварде в связи с ухудшением здоровья из-за осложнений на фоне сахарного диабета. Он работал за письменным столом до последнего дня, пока в конце декабря 2008 года не ушел из жизни в городке Мартас-Винъярд в Массачусетсе.

В его земном существовании была поставлена точка, но дискуссии, порожденные его книгами по всему миру, не утихнут еще очень долгое время.

– выдающийся американский политолог, известный своим анализом отношений между военным и гражданским секторами, своими исследованиями переворотов и тезисом, что главные политические актеры в 21 веке будут цивилизации, а не государства. Совсем недавно он привлек к себе внимание анализом угроз, перед которыми стоят Соединенные Штаты, вызванных современной иммиграцией. Хантингтон стал широко известен в 60-е годы, когда была опубликована его работа "Политический порядок в меняющихся обществах", которая опровергала общепринятые взгляды теоретиков модернизации, что экономический и социальный прогресс в недавно деколонизированных странах приведет к развитию там стабильной демократии. В 90-е годы он прославился как ученый в транзитологии своей работой "Третья волна" и в геополитике – работой "Столкновение цивилизаций", переведенной на множество языков. После 11 сентября 2001 года репутация Хантингтона в Америке стала непререкаемой и его концепция полицивилизационного конфликтующего мира стала доктриной внешней политики США.

С. Хантингтон является доктором политических наук (1951 г.), профессором Университета Альберта Вэзерхэда (Albert J . Weatherhead III University ) и председателем Гарвардской академии международных и местных исследований (Harvard Academy of International and Area Studies ). В Гарвардском университете он также занимает пост директора Центра международных отношений (Center for International Affairs ). В 1986-1987 годах был президентом Американской ассоциации политической науки, и в 1977 и 1978 годах являлся координатором планирования стратегии безопасности при Совете национальной безопасности США. Хантингтон – основатель популярного журнала Foreign Policy. К его главным интересам относятся: (1) национальная безопасность, стратегия и взаимоотношения гражданского и военного секторов; (2) демократизация и политико-экономическое развитие развивающихся стран; (3) культурные факторы в мировой политике; и (4) американская национальная идентичность.

Книги

  • Who Are We? The Challenges to America"s National Identity (2004). Рус.пер. – Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности (2004)
  • The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order (1996). Рус. пер. – Столкновение цивилизаций (2003)
  • The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century (1991)
  • American Politics: The Promise of Disharmony (1981)
  • Political Order in Changing Societies (1968). Рус.пер. - Политический порядок в меняющихся обществах (2004)
  • The Common Defense: Strategic Programs in National Politics (1961)
  • The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations (1957)


Сэмюэл Филлипс Хантингтон (Samuel Phillips Huntington) (1927-2008)

Сэмюэл Филлипс Хантингтон - один из наиболее влиятельных американских ученых в области политических наук и международных отношений. Он получил степень бакалавра в Йельском университете (в 1946 г.), степень магистра - в Чикагском университете (в 1948 г.). С. Хантингтон защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете в 1951 г., в возрасте 24-х лет, где в дальнейшем занимался исследованиями и преподавал (с некоторыми перерывами) до конца жизни. Он был директором центра международных исследований Гарвардского университета (1978 - 1989 гг.) и руководителем Гарвардской академии международных и региональных исследований (1996-2004 гг.).

В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами, опубликовав в 1957 году книгу «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» 319 . Он основатель и главный редактор журнала «Foreign Policy». Родился в Нью-Йорке, его отец был журналистом, мать - писателем.

С 1959 по 1962 годы С. Хантингтон работал исполнительным директором Института войны и мира Колумбийского университета. В 1977-1978 годах был координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США (в период президентства Дж. Картера).

С. Хантингтон - автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. В его активе книги ««Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968 г.); Американская политика: обещание дисгармонии (1981 г.), «Кто мы? Изменение американской интернациональной идентичности» (2004 г.) .

Большую известность получила созданная им концепция «столкновения цивилизаций», описывающая динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Свой взгляд на геополитические социально-политические проблемы С. Хантингтон впервые изложил в 1993 году в статье «Столкновение цивилизаций?» . Она была опубликована в журнале «Foreign Policy» и почти сразу же появилась на русском языке в журнале Института социологии РАН «Политические исследования» . Она вызвала всемирный резонанс и легла в основу книги «Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового порядка», ставшей мировым научным бестселлером .

Если Ф. Фукуяма предлагал считать главным фактором, определяющим современную мировую политику, полную победу либеральной идеологии, то С. Хантингтон счел такой подход чрезмерно оптимистичным. По его мнению, в конце XX века геополитический расклад сил определяется идеологиями, выходящими за рамки традиционного противостояния либерализма и авторитаризма. Главными противоборствующими силами становятся цивилизации, объединяющие группы стран со схожими ментальными ценностями.

Вслед за А. Тойнби С. Хантингтон утверждает, что «человеческая история - это история цивилизаций». В современном мире происходит столкновение семи или восьми цивилизаций: китайской, японской, индуистской, исламской, православной, западной, латиноамериканской и, возможно, африканской.

Карта этнокультурного разделения цивилизаций, построенная по концепции Хантингтона, выглядит следующим образом:


  • 1 - западная культура; 2 - латиноамериканская культура;
  • 3 - японская культура; 4 - синская культура; 5 - культуры Индии; б - исламская культура; 7 - православная культура;
  • 8 - буддийская культура; 9 - африканская культура

Внутри цивилизации обычно есть стержневая страна, которая организует единую политику всей группы стран со схожими культурными нормами (например, США в современной западной цивилизации). Каждая цивилизация стремится расширить свое влияние или, по крайней мере, сохранить свою самобытность от давления со стороны других цивилизаций. Вместо идеологического противостояния XX века в XXI столетии главную роль будут играть межкультурные конфликты.

В XVI - первой половине XX веков главной доминирующей силой была западная цивилизация, которая определяла международный климат. Однако во второй половине XX века мир становится сначала двухполюсным (противостояние Запада и СССР), а затем постепенно формируется многополярность. Западная цивилизация постепенно теряет свое лидерство, зато растет само- стоятельнось дальневосточных цивилизаций и цивилизации ислама. В современном мире главным стало разделение на «Запад и всех остальных», причем наиболее агрессивную антизападную борьбу ведет исламская цивилизация. Конфликты нарастают по «линиям разломов», где идут затяжные войны (как, например, на Ближнем Востоке). В этом новом мире Запад, по мнению С. Хантингтона, должен отказаться от претензий на универсальность своих ценностей и попыток насаждать их силой в неевропейских странах.

С. Хантингтон высказал предположение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским миром и западным миром, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена холодной войны. Эти его построения приобрели особую популярность на Западе после трагических событий 11 сентября 2001 года.

Другая известная теоретическая разработка С. Хантингтона - концепция «волн демократизации», которые проявлялись в разные периоды в различных группах стран. Первая волна возникла под влиянием американской и французской революций и была самой продолжительной - с 1828 по1926 годы, после чего начался ее спад (в 1922-1942 годах) под влиянием установления и укрепления тоталитарных режимов (прежде всего в Италии и Германии). Вторая, более короткая волна демократизации, согласно периодизации С. Хантингтона, происходила в 1943-1962 годах (создание демократических институтов в Европе, странах Азии, Африки), а ее откат - в 1958-1991 годах (установление авторитаризма во многих странах Латинской Америки и диктаторских режимов в освободившихся от колониального господства странах Африки). Третья волна демократизации датируется 1975-1991 годами (ознаменовалась падением диктатур в Португалии, Испании, ряде стран Азии и Латинской Америки и распадом коммунистического лагеря в Восточной Европе и развалом СССР). Значительно увеличилось количество демократических государств. Однако в дальнейшем и эта волна демократизации стала сменяться обратной (реверсной) волной 324 .

© Samuel P. Huntington, 1996

© Перевод. Т. Велимеев, 2006

© Издание на русском языке AST Publishers, 2014

Samuel P. Huntington THE CLASH OF CIVILIZATIONS

Под общей редакцией К. Королева и Е. Кривцовой

Компьютерный дизайн Г. Смирновой

Печатается с разрешения Samuel P. Huntington QTIP Marital Trust и литературных агентств Georges Borchardt, Inc. и Andrew Nurnberg

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие Збигнева Бжезинского

Книга «Столкновение цивилизаций» чрезвычайно богата по своему замыслу и воплощению. Она дает новое понимание современного мирового хаоса и предлагает новый словарь для интерпретации стремительно растущих проблем нашего все более тесного мира. Предложенный Хантингтоном анализ тектонических сдвигов в таких базовых областях, как вера, культура и политика, поначалу ошеломляет, но с каждой страницей становится все более убедительным. Нет никаких сомнений, что эта книга займет свое место среди немногих поистине глубоких и серьезных работ, необходимых для ясного понимания современного состояния мира.

Широта кругозора и острая проницательность автора вызывают неподдельное восхищение и даже, как это ни парадоксально, некоторый скепсис (особенно в начале чтения): уж слишком, на первый взгляд, легко он преодолевает традиционные линии разграничения между социальными науками. Иной раз даже возникает желание оспорить некоторые личные оценки Хантингтона или развить его воззрения в манихейском духе. Эта книга обрела поистине глобальную читательскую аудиторию, что является ярким свидетельством того, что она гораздо лучше отвечает широко распространенному ныне стремлению глубже и точнее понять невероятно сложную историческую реальность наших дней, чем классические социальные дисциплины.

Во-первых, хочу признаться, что мы с Сэмом были близкими друзьями на протяжении большей части нашей сознательной жизни. Мы вместе учились в аспирантуре в Гарварде, а затем преподавали. Подружились и наши жены. После того как Сэм переехал из Гарварда в Колумбийский университет, он уговорил меня последовать за ним. Наши пути разошлись, когда он возвратился в Гарвард, а я остался в Колумбийском университете, однако нам все-таки удалось совместно написать книгу. Позднее, когда я уже работал в Белом доме, он снова присоединился ко мне и занимался всесторонней стратегической экспертизой глобального соперничества между США и Советским Союзом. В администрации Картера и Рейгана самым серьезным образом прислушивались к его мнению.

Во-вторых, несмотря на дружеские отношения, мы порой расходились во взглядах. По правде говоря, я довольно скептически воспринял основную идею его книги, когда он впервые высказал ее в статье, опубликованной в 1993 г. в июльском выпуске «Foreign Affairs» («Международные отношения»). Как и многие другие, я был впечатлен широтой анализа автора, но меня несколько смутила попытка уложить в некоторую общую интеллектуальную схему невообразимо сложную динамику современных национальных, религиозных и социальных конфликтов, происходящих в мире. Однако выслушав аргументы Сэма, прозвучавшие в ответ на критику в различных дискуссиях, и прочитав книгу целиком, я полностью избавился от изначального скепсиса. Я убедился, что его подход важен не только для понимания современных мировых отношений, но и для рационального воздействия на них.

Нужно подчеркнуть еще один момент. Наряду с превосходной интерпретацией сложностей политической эволюции, книга Хантингтона представляет собой интеллектуальную стартовую площадку для политиков новой формации. Это люди, которые считают неприемлемой пассивную капитуляцию перед упрощенным историческим детерминизмом и не считают конфликт цивилизаций неизбежным моральным императивом нашего времени. Некоторые сторонники таких крайних воззрений после 11 сентября поддались искушению свести цивилизационные вызовы противостоящего Америке мира к простому лозунгу: «Мы любим свободу, они ее ненавидят». И нет ничего удивительного в том, что политические выводы, извлеченные из такого упрощенного и даже демагогического противопоставления, привели к обескураживающим результатам, когда их попытались применить в реальной жизни.

Книга «Столкновение цивилизаций» с точки зрения политологии представляет собой великое предупреждение. Почти за десять лет до 11 сентября Хантингтон предупреждал, что в современном, политически пробудившемся, мире наше осознание особенностей различных цивилизаций требует от нас (так же, как атомное оружие, представляющее опасность для всего человечества) ориентации на межцивилизационные коалиции, на взаимное уважение и сдержанность в стремлении управлять другими нациями. Вот почему работа Хантингтона является новаторской не только в интеллектуальном плане, но и претендует на настоящую политическую мудрость.

Предисловие

Летом 1993 года журнал «Foreign Affairs» опубликовал мою статью, которая была озаглавлена «Столкновение цивилизаций?». По словам редакторов «Foreign Affairs», эта статья за три года вызвала больший резонанс, чем любая другая, напечатанная ими с 1940-х годов. И конечно же, она вызвала больший ажиотаж, чем все что я написал ранее. Отклики и комментарии приходили из десятков стран, со всех континентов. Люди были в той или иной степени поражены, заинтригованы, возмущены, напуганы и сбиты с толку моим заявлением о том, что центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций. Видимо, ударило по нервам читателей всех континентов.

С учетом того, какой интерес вызвала статья, а также количества споров вокруг нее и искажения изложенных фактов, мне видится желательным развить поднятые в ней вопросы. Замечу, что одним из конструктивных путей постановки вопроса является выдвижение гипотезы. Статья, в заглавии которой содержался проигнорированный всеми вопросительный знак, была попыткой сделать это. Настоящая книга ставит своей целью дать более полный, более глубокий и подтвержденный документально ответ на вопрос, поставленный в статье. Здесь я предпринял попытку доработать, детализировать, дополнить и, по возможности, уточнить вопросы, сформулированные ранее, а также развить многие другие идеи и осветить темы, не рассмотренные прежде вовсе или затронутые мимоходом. В частности, речь идет о концепции цивилизаций; о вопросе универсальной цивилизации; о взаимоотношениях между властью и культурой; о сдвиге баланса власти среди цивилизаций; о культурных истоках не-западных обществ; о конфликтах, порожденных западным универсализмом, мусульманской воинственностью и притязаниями Китая; о балансировании и тактике «подстраивания» как реакции на усиление могущества Китая; о причинах и динамике войн по линиям разлома; о будущности Запада и мировых цивилизаций. Одним из важных вопросов, не рассмотренных в статье, является существенное влияние роста населения на нестабильность и баланс власти. Второй важный аспект, не упомянутый в статье, подытожен в названии книги и завершающей ее фразе: «…столкновения цивилизаций представляют наибольшую угрозу миру во всем мире, и международный порядок, учитывающий интересы разных цивилизаций, является самой надежной мерой предупреждения мировой войны».