И все, что делаете, делайте от души, как для господа. Жизнь на работе во имя христа Трудиться с усердием

3:1 Итак, если вы воскресли со Христом. Воскресая со Христом, христианин умирает для земных помышлений; он должен устремлять свои помыслы к Тому, вместе с Кем он воскрес, а не реанимировать моменты той жизни, которая умерла вместе с ним.

Христос сидит одесную Бога. Один из ключевых и основополагающих моментов Нового Завета (Деян. 2,33-35; 5,31; 7,55.56; 1 Пет. 3,22; Рим. 8,34; Еф. 1,20; Евр. 1,3.13; 8,1; 10,12; 12,2; Откр. 3,21).

3:3 жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Возможная связь с 2,3 ("в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения") говорит о том, что смысл новой жизни во Христе открылся еще не до конца, а тот факт, что жизнь верующего "сокрыта со Христом в Боге", указывает на неотторжимость и непоколебимость новой жизни во Христе, на которую уже не может посягать ни человек, ни ангел (Ин. 10,29).

3:4 Когда же явится Христос. Вопреки многим современным толкованиям Послания к Колоссянам, чаяние возвращения Христа является в нем животрепещущим, и лежит в основе нравственных наставлений этого раздела (ст. 5-11).

3:5 умертвите. Отвергая законнический аскетизм, Павел призывает верующих стать в действительности теми, кем они являются в принципе, то есть мертвыми для греха и живыми для Бога (Рим. 6,1-14). Существует образ жизни, который несовместим с жизнью во Христе: Павел перечисляет пять пороков, четыре из которых касаются отношений полов, а пятый - любостяжание, страсть к наживе; в ст. 8 говорится еще о пяти, которые связаны с гневом и злоречием.

3:7 в которых и вы некогда обращались. Т.е. поступали так же, пока не были введены "в Царство возлюбленного Сына" Божия (1,13).

3:9 совлекшись. Здесь Павел использует греческое слово, однокоренное с тем, которое он ранее употребил в 2,11, говоря о единении верующего со Христом при крещении с "совлечением греховного тела плоти", и в 2,15, говоря об лишении (снятии) силы демонов.

3:10 в нового. Во Христе, втором Божием Адаме (1 Кор. 15,20-28.45-49), род человеческий был воссоздан. Свойства, которые Павел перечисляет далее в ст. 12, имеют начало в Боге вообще и присущи Христу в частности.

3:11 Этот стих, возможно, был написан с целью опровергнуть претензии колосских лжеучителей на свою элитарность и исключительность. Павел тут же вспоминает о преодолевающем все барьеры единстве тех, кто во Христе (Гал. 3,28).

варвара. Греки и римляне причисляли к варварам все не эллинизированные народы.

Скифа. Скифы (сколоты) - общее название родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи, живших в VII в. до Р.Х. - III в. по Р.Х. в Северном Причерноморье.

3:12 облекитесь. Новая личность верующего формируется по мере того, как человек продвигается вперед в своем познании Христа, "Который есть образ Бога невидимого" и в "Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (1,15; 2,3). Далее Павел перечисляет те свойства, которые, принадлежа Христу, становятся неотъемлемыми качествами христиан.

избранные Божий, святые и возлюбленные. Такими являются в глазах Божиих искупленные Христом и облекшиеся во Христа верующие.

3:13-14 См. Еф. 4,32 - 5,1.2, где Павел обосновывает свою этику снисхождения, прощения и любви примером искупительного дела Христа.

3:15 мир Божий. Букв.: "мир Христов". Осуществляя на деле любовь, прощение и милосердие, новая община должна являть собою образ мира и примирения, которые Христос установил между небом и землею (1,20-22; 2,15), между Богом и искупленными Божиими.

3:16 научайте и вразумляйте. Противопоставление тому, о чем говорится в 2,8, и развитие сказанного в 1,28.

3:22 - 4,1 Несколько пространное рассуждение о взаимоотношениях рабов и свободных людей связано, вероятно, с деликатным моментом - возвращением беглого раба Онисима к его хозяину Филимону. Онисим сопровождал Тихика, доставившего это послание в Колоссы; (по-видимому, у них было с собой и Послание к Филимону). Однако не исключено, что Павел остановился на этом вопросе ввиду его актуальности как таковой, вне зависимости от прецедента с Онисимом.



И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков… (Послание к Колосянам 3:23)

Вы знаете, это обращение к простым людям, простым человеческим отношениям. Если мы с вами читаем выше, то здесь говорится, что это обращается к людям, которые состоят в браке, мужу и жене. Это отношения между родителями и детьми. Это отношение между начальником и подчиненным, между рабом и господином.

Слово Божье говорит, что все, что бы мы ни делали, находясь на работе, находясь в семье, будучи детьми или родителями – все мы должны делать как для Господа. Не как для человека, а как для Господа. То-есть, от всей души, от всего сердца, радуясь, благодаря за все, что есть, действительно понимая, что Бог дал нам эту ценность отношений друг с другом.

И вы знаете, то, что написано выше, в 12 и 17 стихах – поэтому, как избранные святые и любимые Богом, оденьтесь в сострадание, доброту, смирение, мягкость в обращении с людьми, терпение. Знаете, глядя сюда, я прекрасно понимаю, что я бы очень хотела бы, чтобы именно так относились ко мне. Чтобы по отношению ко мне люди были терпеливы, мягкими, смиренными, добрыми, сострадательными.

Дальше здесь написано: будьте снисходительны друг ко другу, прощайте друг другу все ваши обиды. А кто не хочет, чтобы мы были прощены? Но, Слово Божье говорит, что не только мы должны быть прощены, но и мы должны уметь прощать.

Прощайте так, как Господь вас простил и помните, что превыше всего стоит любовь, которая объединяет все в одно совершенное единство. Пусть вашими сердцами руководит мир Христа, так как вы – члены одного тела и призваны к миру. Будьте благодарны. Пусть в вас живет слово Христа.

Мне кажется, что во всех этих стихах, это самое основное место – пусть в вас живет слово Христа.

Когда в наших сердцах живет Слово Божье, когда в наших сердцах живет Господь – тогда нет сложности большой, нет большого труда в том, чтобы проявлять любовь, сострадание, то, о чем здесь написано, доброту, смирение, мягкость в обращении.

И дальше написано: учите и наставляйте друг друга со всякой мудростью и благодарностью в своих сердцах, пойте Богу псалмы, гимны, духовные песни. И что бы вы ни делали и не говорили – делайте все во имя Господа Иисуса, благодаря через Него Бога Отца.

Мы очень хотим, чтобы вот такое отношение выло к нам, и это правильно. Но, именно такое отношение мы должны обязательно иметь и по отношению к другим людям. И тогда, это отобразит то, о чем написано в 23 стихе – все, что делаете, делайте как для Господа.

Если Слово Божье в нас, если Христос в нас – это возможно. И важно, что здесь написано: как Бог вас простил, так и вы прощайте. Разве мало нам простил Христос? Очень много! Разве мало нам прощает Христос? Очень много! Именно так, как для Господа, как поступил бы Господь по отношению к другим людям, именно так мы должны тоже поступать. То-есть, поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Поэтому, будь внимателен к тому, что ты делаешь. Будь внимателен к тому, что ты говоришь, потому что все, что бы вы не делали и не говорили – делайте это во имя Господа Иисуса Христа. Все что ты делаешь, все, что ты говоришь – посмотри, подумай: если это во имя Господа, если это прославляет Господа, значит, ты все правильно делаешь.

Пусть Бог тебя благословит! И не забывай: все, что бы ты ни делал, кем бы ты ни был, на какой работе бы ты не работал, может быть, не всегда все хорошо там, может быть в семье, в отношениях, но, все что ты делаешь – делай от души, делай от сердца, как для Господа, благодаря за все Бога.

Возможно вам понравятся следующие проповеди.

Эти слова – из Послания к Ефесянам, где мы, начиная со стиха 5, читаем:

Послание к Ефесянам 6:5-8
«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу , не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный».

В этом отрывке мое внимание привлекла фраза: «Повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, КАК ХРИСТУ ». Мы должны относиться к своим начальникам, своим господам по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца, как относились бы к Христу! «КАК ХРИСТУ»! Эти слова заставляют меня относиться к моему начальнику, к нему или к ней, с таким же почтением – как говорит Слово Божие, со страхом и трепетом! - с каким я относился бы к Христу! Господь считает это очень важным, потому что Он повторяет это почти слово в слово в Послании к Колоссянам:

Послание к Колоссянам 3:22-25
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков , зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Бога нет предпочтения одних перед другими».

Что бы мы ни делали, мы должны делать это от души, как для Господа! И в первых строках отрывка мы опять прослеживаем эту мысль: мы должны во всем повиноваться господам нашим по плоти.

Однако эти стихи – не единственные, где говорится о взаимоотношениях по работе. Вот еще несколько на ту же тему:

1-е послание Тимофею 6:1-2
«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай».

Во второй части этого отрывка говорится о тех, чьи господа – верные (верующие). Слугам таких господ приказывается не обращаться с ними небрежно! Другими словами, если твой начальник – христианин, это не значит, что у тебя есть право лениться и «расслабляться». Наоборот, мы еще более рьяно должны служить нашим начальникам-христианам (it means „our bosses who are Christians), потому что те, кому мы помогаем нашими трудами, – верующие и возлюбленные Божии.

Но Слово Божие не заканчивается на этом отрывке. В Послании к Титу 2:9-10 мы читаем:

Послание к Титу 2:9-10
«Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога».

То же – и в 1-м послании Петра 2:18-20 :
«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Понять нетрудно: Слово Божие приказывает нам подчиняться тем, кому мы служим, и во всем. Мы должны нести хорошо свою службу, как перед Богом. Это относится не только к нашим начальникам. Вы можете быть заняты своим собственным делом: те, кому вы служите, ваши клиенты, – это ваши «боссы». В общем, всегда и всем служите как БОГУ. Многие не любят работу, которую они делают. Они с удовольствием делали бы что-нибудь другое. Вышеприведенные наказы Господа абсолютны, для них не нужны условия, даже такое: «если вы любите то, что делаете». Многие бунтуют против работы, данной им Господом, и вместо того, чтобы двигаться вперед, принять ее и быть благодарным, они с горечью отступают или просто делают свою работу, но страстно желая чего-то иного. Я знаю, потому что сам находился в такой ситуации. Я изучал экономику, получил докторскую степень, и у меня была мечта работать в банке Греции – проводить там исследования, касающиеся национальной и мировой экономики. За десять дней до конца моей службы в армии один мой хороший друг и брат позвал меня и спросил, не хотел бы я придти на работу в его фирму, которая очень быстро расширялась. Работать надо было SAP-консультантом (в то время я почти не имел представления, что это такое). Я спросил у Бога совета, и Он ответил мне, что эта работа – от Него. Я немедленно принял предложение. Первые месяцы были очень сложными. Самая большая трудность заключалась в том, что моя работа имела очень мало общего с тем, что я изучал. Это было очень хорошее место, на самом деле моя компания была признана третьей в Греции по тому, насколько довольны сотрудники своим местом. Но для меня все там было окрашено в черный цвет. Я не хотел этой работы. Я хотел того, чего хотел! После полугода борьбы я начал искать другую работу. Но все двери закрывались передо мной. Тогда я решил, что уйду оттуда, даже если останусь безработным. Каким глупцом я был! Слава Господу, в тот день, когда я собирался уволиться, Бог открыл мне, что я не должен делать то, что собирался. И я не сделал. Но я продолжал бороться до того дня, пока я ясно увидел, что я сражался против того, что Бог предназначил мне в жизни! Сам Господь дал мне эту работу, но я не покорился Его воле. Вместо этого я бунтовал. Я был мятежником! Тогда я обратился к Библии, и там увидел: «И всё, что делаете, делайте от души, КАК ДЛЯ ГОСПОДА». С помощью Господа я начал меняться: эта работа была Божией работой, и мне нравилось работать. Я хотел работать так усердно, как это было возможно. Вскоре я понял, что на самом деле люблю то, что делаю, но мое упрямство не давало мне возможности оценить это. Я перевернул страницу своей жизни и начал работать так усердно, как мог, служа моим клиентам изо всех сил! Как Богу. Через три месяца мне существенно повысили зарплату. Затем последовало продвижение по службе. Я ушел из этой компании в 2000 году и приехал в Германию как удаленный сотрудник. Я все еще занимаюсь тем, что Бог мне дал несколько лет назад, и я бесконечно благодарен Ему за это. В Германии я встретил свою жену, несколько месяцев назад мы поженились. Но поворотная точка – понять и принять то, что все, что ты делаешь, – это дар Господа. Поэтому делай свою работу, как для Бога. ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВОЛЯ ГОСПОДА .

Колоссянам 3:22-4:1

Матф.5:16 “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”

Кол.3:22-4:1 “(22)Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. (25)А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (1)Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

I . Признайте свое положение

Кол.3:22,4:1 “(22)Рабы , во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (1)Господа , оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

1Кор.7:21

Фил.4:12 “Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке”

2Кор.8:1,2 “(1)Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, (2)ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия”

1Пет.2:18

1Кор.7:21 “Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся”

Прит.22:2

II . Работайте с правильной мотивацией

A . Божий страх

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

Еф.6:5-7 “(5)Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, (6)не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души , (7)служа с усердием, как Господу, а не как человекам”

B . Божье воздаяние

Кол.3:23,24 “(23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие , ибо вы служите Господу Христу”

Еф.6:7,8 “(7)служа с усердием, как Господу, а не как человекам, (8)зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный”

Матф.6:19-21 “(19)Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, (20)но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, (21)ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”

C . Божья справедливость

Кол.3:25 “А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия”

Гал.6:7 “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет”

Деян.10:34, 35 “(34)Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, (35)но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”

III . Будьте эффективными на работе

A . Работники

1. Работайте с повиновением

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти , не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога”

1Пет.2:18 “Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым”

1Тим.6:2 “Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]”

2. Работайте с посвященностью

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца , боясь Бога”

Флм.1:10,11 “(10)прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: (11)он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его”

3. Работайте с радостью

Кол.3:23,24 “(23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа , а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу

B. Работодатели

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах

1. Отдавайте должное

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

Прит.20:10 “Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом”

Мал.3:5 “И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника …”

Втор.22:8 “Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него”

2. Будьте справедливы

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое , зная, что и вы имеете Господа на небесах”

Прит.22:2 “Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь”

Прит.19:11 “Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам”

Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 3, ст. 17-4, ст. 1.

3:17. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

3:23. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

3:24. зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

4:1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

(Кол.3,17-4, 1)

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим краткие житейские наставления, которые апостол Павел дает колосским христианам. В этом есть параллель с Посланием к Ефесянам, которое мы читали недавно. Кроме того, мы уже отмечали параллель о том, что Господь разодрал рукописания наших грехов по всем пунктам, и даже одинаковую неточность перевода этого момента есть в обоих Посланиях.

Некоторые библейские исследователи предполагают, что между этими двумя Посланиями существует некая общность. Мы знаем, что апостол Павел,как свободный человек,сам Послания не писал, за него это делал какой-то секретарь, скорописец, стенограф, а Павел потом просто подписывал Послания своей рукой. С точки зрения определенных исследований, некоторые Послания в большей степени - по стилю, лексике - характерны для апостола Павла, по крайней мере, в его миссионерском порыве, когда онярко, полемично отстаивал какие-то истины, связанные с христианской верой, Евангелием. Считается, что Послания к Галатам, Римлянам, Коринфянам написаны непосредственно самим Павлом, а Послания к Колоссянам и к Ефесянам он,возможно, диктовал или рассказывал своему последователю, который уже фиксировал их письменно. В случае с Посланиями к Ефесянам и Колоссянам это мог быть один и тот же человек, излагавший в этих двух Посланиях схожие мысли. Понятно, что все исследования приближают нас к какой-то истине, но все же носят относительный характер.

Наставления, конечно, можно разобрать по отдельности, но мы с вами уже обсуждали эти темы при чтении Послания к Ефесянам. Эти краткие наставления носят бытовой характер как в Послании к Ефесянам, так и в Послании к Колоссянам (здесь они еще более краткие). В Послании к Ефесянам апостол Павел посвящает, например, много времени рассуждению об отношениях мужа и жены; здесь это очень короткие наставления размером в один стих, в одно предложение. Такие наставления были свойственны не только христианскому миру, но и самым высокоморальным людям язычества, античности, например представителям знаменитой философской школы стоицизма. Они тоже очень много времени употребляли на наставление людей в конкретных жизненных обстоятельствах, для того чтобы ситуация в обществе была более благоприятная. Немало исследователей отмечают, что в предыдущих Посланиях, о которых мы уже говорили и которые чаще всего ассоциируются у нас с апостолом Павлом (Послания к Галатам, Коринфянам, Римлянам), автор в большей степени говорит о каких-то глубоких евангельских проблемах, связанных с оправданием через веру в Иисуса Христа. Хотя в Посланиях к Колоссянам и Филиппийцам тоже есть полемика с еретиками,лжеучителями.

Мы должны помнить, что христианство, весть Христова обращены к конкретному, можно даже сказать, «внутреннему» человеку. То есть человек в каких-то своих жизненных обстоятельствах приходит к Христу, изучает Священное Писание, соприкасается с апостолом Павлом, и от Духа Святого ему приходит какой-то ответ. Христианство - это, прежде всего, водимость Духом Святым. Как мы понимаем, этот ответ всегда уникален, всегда касается конкретного человека. Поэтому, когда мы сравниваем мистическое общение человека с Духом Святым и общие житейские бытовые наставлениями, то понимаем, что такие общие наставления носят больше социальный характер. Христианство пыталось параллельно с какими-то философскими системами делать наставления относительно ситуации в обществе: «Рабы, делайте то; господа, делайте это; мужья, поступайте так; жены - так; дети, не раздражайте родителей; родители, не раздражайте детей». Это все прекрасные, добрые, не противоречащие христианству наставления. Но если мы говорим о жизненном пути конкретного человека, то он не может быть сведен к некоторым общим наставлениям, касающимся групп людей(рабы, господа).Каждый человек уникален, у каждого свой собственный путь, свое предназначение, поэтому, конечно, духовность и социальная благонадежность не должны быть отождествлены.

Можно подвести такой итог сегодняшним размышлениям: духовное всегда глубже, чем социальное; социальные наставления всегда у́же, чем наставления духовные. Духовные реалии - это то, что всегда обращено к глубинному духовному человеку, причем каждому в отдельности;социальные наставления всегда достаточно общие, подчас поверхностные и обращены к некоторому кругу людей. Социальное может быть прекрасным, направленным на что-то благое, на установление каких-то благих взаимоотношений, но при этом духовное всегда находится глубже, и мы должны иметь это в виду, читая, например, апостола Павла.

Иерей Михаил Ромадов