Стропы: маркировка, требования, расшифровка. Инструкция по эксплуатации и браковке съемных грузозахватных приспособлений и тары Основные методы ремонта грузозахватных приспособлений
Руководители организаций, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.
В этих целях должны быть назначены (из ПБ 10-382-00):
1. ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;
2. ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;
3. лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
Эксплуатация СГЗП, не прошедших технического освидетельствования, не допускается.
· Забракованные СГЗП не должны находиться в местах производства работ.
· Запрещается ремонт стропов силами владельца.
· Не допускается принудительная сушка стропов любыми способами.
· Запрещается эксплуатация стропов в средах, содержащих абразивные материалы – цемент, бетон.
Хранение.
· СГЗП следует хранить в специальных помещениях и под навесами.
· Отдельные ГЗП, имеющие большие габаритные размеры, разрешается хранить на открытых складских площадках, имеющих ограждение.
· Хранение должно соответствовать указаниям заводских инструкций по эксплуатации.
Уход:
· осмотр;
· очистка от остатков груза, грязи;
· смазка (при необходимости);
· замена вышедших из строя крепежных деталей;
· регулировка;
· окраска или оцинковка (при необходимости) в соответствии с требованиями технической документации.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ
ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ГЗП КРАНЫ
Общие положения
1. К выполнению строповки и увязки грузов допускаютсялица,
· не моложе 18 лет;
· прошедшие медицинское освидетельствование;
· обученные и сдавшие квалификационные экзамены;
· получившие удостоверение.
2. Стропальщик во время работы должен иметь при себе удостоверение , в котором должно быть:
· фотография владельца;
· подписи – председателя квалификационной комиссии и инспектора Ростехнадзора.
3. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по предприятию.
4. Повторная проверка знаний стропальщика квалификационной комиссией проводится (из ПБ 10-382-00):
· периодически, не реже 1 раза в 12 месяцев ;
· при переходе работника на другое место работы;
· по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора госгортехнадзора.
Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. Участие инспектора госгортехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала необязательно , в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации стропальщиков обязательно .
5. Стропальщик в своей работе подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
7. Стропальщик и крановщик совместно обслуживают грузоподъемный кран, принимают решения самостоятельно и несут ответственность каждый за свой участок: крановщик – за управление краном , стропальщик – за строповку груза , но указания крановщика стропальщику являются обязательными.
8. Для подачи сигналов крановщику перед началом работы должен быть назначен старший стропальщик.
Что называют съемным грузозахватным приспособлением?
Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединяющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снимается с крюка и отсоединяется от груза.
К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, траверсы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейферы, которые навешиваются на крюк крана.
Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных приспособлений?
Изготовление грузозахватных приспособлений должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.
Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.
Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.
Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом. Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?
Стропы бывают следующих видов:
· канатные, изготовляемые из стальных канатов;
· цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;
· текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.
Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В настоящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при большой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.
Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тяжелые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому необходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.
Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстильные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бывает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от порезов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.
Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?
Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:
6∙19(1+6+6/6)+1 ОС ЛК-Р
6∙36(1+7+7/7+14)+1 ОС ЛК-РО
Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.
Каких типов изготавливаются канатные стропы?
Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33-93 бывают следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:
· 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
· 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
· ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 20 т;
· 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность
0,63... 32 т.
2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:
· УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5... 32 т;
· УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5... 32 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.
Рис. 3.7. Канатные стропы:
а — типа 1СК; б — типа 4СК; в — типа УСК1; г — типа УСК2; 1 — захват; 2 — ветвь канатная; 3 — навесное звено
В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.
Как устроены канатные стропы?
Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.
Рис. 3.8. Звенья стропов:
а — типа РТ; б — типа Т; в — типа О; г — типа Ов; д — крюки; е — карабин; ж — скоба; 1 — замок; 2 — штырь
Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).
В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.
Какими способами может быть выполнена заделка концов каната при изготовлении стропов?
Заделку концов каната при изготовлении стропов выполняют следующими способами:
· заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);
· опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).
Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:
а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка
Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого поперечного сечения втулки.
Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша для предохранения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.
Каких типов изготавливаются цепные стропы?
Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:
· 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;
· 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 16 т;
· ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0...25 т.
Для строповки грузов могут применяться конструкции цепных стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).
Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:
1 — бирка; 2 — ветвь цепная
Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?
Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:
· порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;
· грузоподъемности стропа в тоннах;
· даты испытаний (месяц, год).
Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указывают дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бирки стропов.
На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному звену. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.
Каких типов изготавливаются текстильные стропы?
В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стропы следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.12, а):
· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 12,5 т;
· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 15 т;
· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 20 т;
· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
1... 12,5 т.
2. Универсальные (рис. 3.12, б-г):
· СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
· СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузоподъемность 1... 100 т.
Рис. 3.11. Бирки стропов
Рис. 3.12. Текстильные стропы:
а — типа 2СТ; б — типа СТП; в — типа СТК; г — типа СТКк; 1 — ветвь текстильная; 2 — кожух; 3 — волокна; 4 — этикетка
Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечисленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?
На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, в) пришивается этикетка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эксплуатации:
· обозначение стропа;
· товарный знак предприятия-изготовителя;
· название материала, из которого строп изготовлен;
· грузоподъемность стропа при использовании основных способов
строповки;
· рабочая длина;
· дата испытания;
· номер стропа.
С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?
Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.
Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).
Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.
Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.
От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвями рассчитаны стропы?
Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). Натяжение Sв каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле
S = Q/(n cos a),
где п — число ветвей стропа; cos a — косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.
Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стропа, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависимость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухветвевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превысит 120°.
Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не только натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения S сж (см. рис. 3.13), что может привести к разрушению груза.
ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.
Рис. 3.13. Определение натяжения ветвей стропа:
S — натяжение ветви; Q — масса груза; а — угол наклона ветви к вертикали; Sизг — изгибающая составляющая натяжения; S СЖ — сжимающая составляющая натяжения
Рис. 3.14. Зависимость натяжения ветвей стропа от угла между ними
Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс применяют для строповки грузов?
Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.
Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви 1.
Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки называют универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравнительные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S 1 = S 2 . П о этой причине такую траверсу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут применяться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.
Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.
Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъема груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.
Признаки браковки траверс:
· отсутствие клейма 3 или бирки;
· трещины (обычно возникают в сварочных швах);
· деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм
на 1 м длины;
· повреждения крепежных и соединительных звеньев.
Рис. 3.15. Траверсы:
а — плоскостная; б — универсальная балансирная; в — пространственная;
г — разноплечая балансирная; 1 - ветвь; 2 — балка; 3 — клеймо; 4 — обойма; 5 — уравнительный блок; S 1 , S 2 — натяжение ветвей
Какие бывают захваты?
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.
Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.
Рис. 3.16. Захваты:
а — клещевые рычажные на траверсе; б— фрикционный рычажный; в — фрикционный рычажно-канатный; г — эксцентриковый; д — вилочный; 1 — рычаг; 2 — клеймо; 3 — канат; 4 — эксцентрик
Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, б) зажимают груз с помощью рычагов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.
В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.
Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.
Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.
Признаки браковки захватов:
· отсутствие клейма 2 или бирки;
· затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
· изгибы и изломы рычагов;
· износ шарниров.
Как работают грузозахватные приспособления с дистанционным управлением?
Применение грузозахватных приспособлений с дистанционным управлением облегчает работу стропальщика, а также повышает ее безопасность. Известны различные конструкции устройств, которые обеспечивают дистанционную расстроповку груза.
Рассмотрим штыревое строповочное устройство 1 (рис. 3.17), которым могут дополняться универсальные стропы 2. Устройство представляет собой скобу 5 с подвижным штырем 4, который дистанционно перемещается посредством троса 3. Пружина 6 предохраняет штырь от самопроизвольного перемещения. Применяя данное устройство, необходимо помнить, что случайное защемление троса может привести к самопроизвольной расстроповке груза.
Рис. 3.17. Грузозахватное приспособление с дистанционным управлением:
1 — штыревое устройство; 2 — строп; 3 — трос; 4 — штырь; 5 — скоба; 6 — пружина
Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.
Добавлен на сайт:
1. Общие сведения
1.1. Съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением подъёмных сооружений. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением подъемных сооружений производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Перемещать мелкоштучные грузы допускается только в специальной предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза.
Перемещение кирпича на поддонах без ограждения производится только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли), если иное не указано в руководстве (инструкции) по эксплуатации и иных эксплуатационных документах на тару или в ППР. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).
1.2. В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже - цепи и ленты.
1.3. Стальные канаты имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.
1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.
1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы - для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.
1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.
1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление).
1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых - сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.
1.10. Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.
2. Требования безопасности
2.1. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться паспортом, клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.
3. Эксплуатация
3.1. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено приказом на других лиц) путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.
3.2. Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, обязан не допускать в работу не испытанные, не маркированные или повреждённые съемные грузозахватные приспособления и тару, обеспечивать стропальщиков отличительными знаками.
3.3. Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке грузов, в т.ч. по навешиванию на крюк подъемных сооружений, строповке и обвязке грузов, перемещаемых подъемными сооружениями с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии "стропальщик".
То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий, в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами.
3.4. Для подъемных сооружений, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной обвязки разрешается выполнять персоналу основных рабочих профессий, прошедшему проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.
3.5. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.
3.6. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.
3.7. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
3.8. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
3.9. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их подъемными сооружениями следует соблюдать следующие правила строповки:
при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;
под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;
не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
3.10. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.
3.11. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.
3.12. При производстве работ с применение ПС не допускаются подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.
4. Порядок осмотра и браковки съемных грузозахватных приспособлений и тары
4.1. Согласно требованиям «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. N 533 стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по их эксплуатации.
4.2. Специалисты, ответственные за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние и специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений производить осмотр грузозахватных приспособлений в следующие сроки:
траверс, клещей, захватов и тары - каждый месяц;
стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед началом работ.
4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.
4.4. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
разрыв пряди;
поверхностный и внутренний износ;
поверхностная и внутренняя коррозия;
местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;
повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
4.5. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок превышает указанное в таблице.
Примечание. d - диаметр каната, в миллиметрах.
4.6. Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться:
при наличии трещин;
при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;
при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.
4.7. Не допускаются к эксплуатации стропы:
имеющие дефекты;
при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;
имеющие трещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 % от первоначального;
с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
с крюками, не имеющими предохранительных замков.
4.8. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:
обрыв звена;
изгиб или износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера;
удлинение звена цепи более 3 % от первоначального размера;
уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % .
4.9. При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.
4.10. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:
появление трещин в захватных устройствах для строповки;
исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;
отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.
Тара бракуется в следующих случаях:
тара не замаркирована;
не указано назначение тары;
имеются неисправные строповочные узлы;
помяты или разорваны борта;
имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.
4.11.При осмотре текстильных стропов на полимерной основе необходимо обратить внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений. Стропы не должны допускаться к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 процентов длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 миллиметров;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 метра на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 метра на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 процентов длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 процентов ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10 процентов ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 процентов ширины ленты и длиной более 50 миллиметров;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 процентов ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10 процентов ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 процентов ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10 процентов ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50 процентов длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10 процентов ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10 процентов ширины петель стропа.
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев):
трещинами любых размеров и расположения;
износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 процентов и более;
наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 процента;
повреждением резьбовых соединений и других креплений.
4.12. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары должны заноситься в специальный журнал.
5. Ремонт
5.1. Восстановительный ремонт с применением сварки грузозахватных приспособлений, тары и их элементов должен производиться в специализированых организациях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами.
5.2. Текущий ремонт элементов грузозахватных приспособлений и тары без применения сварки (правка деталей, заделка концов канатов, замена крепежных деталей и т.п.) должны выполнять слесарями по ремонту и обслуживанию ГПМ, согласно ремонтной документации и под руководством специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние
5.3. Сведения о качестве выполнения отдельных ремонтных работ должны быть занесены в ремонтный журнал. При приемке грузозахватного приспособления или тары из ремонта необходимо произвести их осмотр и испытания с целью определения степени надежности.
7.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.
7.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:
· содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы);
· проведение периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки;
· систематический контроль за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей;
· личный осмотр грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.
7.4. Инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязан не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.
7.5. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов (Приложение 5 к настоящему Техническому стандарту), которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.
7.6. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.
7.7. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются . Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. ЗАПРЕЩЕНО нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.
7.8. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.
7.9. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
7.10. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
7.11. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:
· При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
· Под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза.
· Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза.
· Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах.
· Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
layout-grid-mode:line">7.12. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.
7.13. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.
8. Порядок осмотра и браковки грузозахватных приспособлений и тары и маркировки стропов
8.1. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, кранам и трубоукладчикам и, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных приспособлений в следующие сроки:
· стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней ;
· траверс, захватов и тары - каждый месяц ;
· редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу .
8.2. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.
8.3. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту) :
· характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
· разрыв пряди;
· поверхностный и внутренний износ;
· поверхностная и внутренняя коррозия;
· местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
· деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т. п.;
· повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
8.4. Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту):
· при наличии трещин;
· при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;
· при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.
8.5. Не допускаются к эксплуатации стропы:
· имеющие дефекты, указанные в пп. 8.3.-8.4.;
· при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
· с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;
· имеющие трещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 % от первоначального;
· с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
· с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
· с крюками, не имеющими предохранительных замков.
8.6. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:
· обрыв звена;
· изгиб или износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера; удлинение звена цепи более 3 % от первоначального размера;
· уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % .
8.7. При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.
8.8. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:
· появление трещин в захватных устройствах для строповки;
· исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;
· отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.
8.9. Тара бракуется в следующих случаях:
· тара не маркирована;
· не указано назначение тары;
· имеются неисправные строповочные узлы;
· помяты или разорваны борта;
· имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.
8.10. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары должны заноситься в специальный журнал.
8.11. На всех объектах производства работ Обществ по решению руководства объекта может использоваться метод цветовой кодировки строп. Данный метод обеспечивает более точный учёт срока работы строп перед следующим контролем их состояния. Кодировка производится в соответствии со следующими правилами:
· Все стропы должны подвергаться осмотру за неделю до даты смены цветовой кодировки.
· Стропы, не имеющее цветовой кодировки на объектах проведения работ ТНК-ВР не допускаются к использованию.
· Стропы, успешно прошедшее периодический осмотр получают соответствующую цветовую кодировку и вводятся в эксплуатацию.
· На пригодных к использованию стропах цветовая кодировка должна быть изменена в течение недели до даты изменения цветовой кодировки.
Изменение цветовой кодировки без предварительного осмотра строп и выбраковки непригодных может привести к крайне тяжёлым последствиям. Подобные действия неприемлемы и могут привести к суровым дисциплинарным мерам.
· Предыдущая цветовая кодировка должна быть полностью удалена или закрашена. Грузозахватные приспособления, имеющие слишком много видимых остаточных следов предыдущих цветовых кодировок должны быть выведены из эксплуатации до тех пор, пока данное требование не будет выполнено.
· На всех площадках/объектах производства работ на видных местах должны быть вывешены плакаты с указанием текущей цветовой кодировки.
· Период действия каждого цвета цветовой кодировки грузозахватных приспособлений определяется в 6 месяцев и датой смены устанавливаются 14 февраля и 14 августа каждого года;
· Общее время повторного использования каждого цвета маркировки составляет 18 месяцев.
· Цветовое покрытие должно наносится на стропы путём окрашивания их в тех местах, которые всегда видны и где окраска наименее подвержена стиранию.
· Маркировка мягких/тканевых строп путём окраски волокон не допускается, так как окрашивание может привести к нарушению целостности волокон. Мягкие/ тканевые стропы маркируются привязыванием меток соответствующего цвета на тех участках строп, которые наименьшим образом подвержены деформации/повреждениям
Выбор цвета кодировки должен осуществляться с помощью нижеследующей таблицы
Год | Янв. | Февр. | Март | Апр | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек |
2008 | 14 |
2.4.1. Стропы
Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стропы бывают:
стальные канатные;
хлопчатобумажные;
пеньковые;
капроновые.
Стальные канатные стропы получили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
· на одноветвевые (1 СК);
· двухветвевые (2 СК);
· трехветвевые (3 СК);
· четырехветвевые (4 СК);
· кольцевые (СКК).
Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:
на одноветвевые (1 СЦ);
двухветвевые (2 СЦ);
трехветвевые (3 СЦ);
универсальные (УСЦ).
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):
а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):
а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.4.2. Изготовление и браковка стропов
Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции.
· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6x19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
· Определение длины каната. Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пеньковых канатов и 5 — для цепей).
· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость наличия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей. Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетенной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концевого элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктивно. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополнительных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверхность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховатости. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12... 16-кратный запас прочности без коушей.
· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.
· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8... 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5...2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1...4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.
Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена вследствие износа более 10 % (рис. 2.25, а).
Браковка колец, петель и крюков съемных грузозахватных приспособлений (рис. 2.25, б...д) производится:
· при наличии трещин;
· износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % или удлинению звеньев на 3 %;
· наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.
Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых обрывов наружных проволок канатов превышает следующие значения (d— диаметр стропа):
Длина участка стропа.................................................. 3d 6d 30d
Число видимых обрывов проволок на участке.......... 4 6 16
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Если уменьшение диаметра на 10 % произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.
Рис. 2.24. Определение длины стропа: А — расстояние между захватами
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микрометра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.
Строп не допускается к использованию при выявлении:
· обрыва одной или более прядей каната;
· корзинообразной деформации;
· выдавливания сердечника;
· выдавливания или расслоения прядей;
· местного увеличения или уменьшения диаметра каната;
· раздавленных участков;
· перекручивания, заломов и перегибов каната;
· повреждений, появившихся в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда;
· деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15 %;
· трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более 10 % от первоначального;
· признаков смещения каната в заплетке или втулках;
· поврежденных оплеток;
· крюков, не имеющих предохранительных замков.
Рис. 2.25. Недопустимые дефекты грузозахватных устройств:
а — дефекты стропа; б — дефекты крюка; в — дефекты карабина; г, д — дефекты концевых звеньев; 1 — неоклентованные концы; 2 — излом; 3 — барашек; 4 — обрыв пряди; 5 — узел; 6 — соединение каната связкой; 7 — износ; 8 — расконтривание гайки; 9 — надрывы и трещины; 10 — сварные швы; 11 — отгиб рога; 12 — неисправность защелки
Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.
Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25%, проводятся после их изготовления.
На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на которой указываются:
· завод-изготовитель;
· порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
· грузоподъемность стропа;
· дата испытания (месяц, год).
2.4.3. Грузозахватные траверсы
Для перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов целесообразно применять грузозахватные траверсы. Использование обычных канатных стропов приводит к потере полезной высоты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа), а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих усилий в монтажных петлях. Существует множество различных конструкций траверс. На рис. 2.26 показана конструкция траверсы, в которой несущие стропы укреплены так, что их можно переставлять вдоль балки. Крепление обойм, несущих стропы, производится пальцами, вставляемыми в специальные отверстия. Такое крепление позволяет легко менять расстояние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемой конструкции.
Рис. 2.26. Траверса балочная универсальная:
1 — подвеска; 2 — растяжной канат; 3 — серьга; 4 — скоба; 5 — канатный (балансирный) строп; б — ролик; 7 — балка
Рис. 2.27. Траверсы решетчатой конструкции с вершиной угла фермы, направленной вниз:
1 — связь; 2 — подвеска; 3 — стойка; 4 — балка
Это универсальная балочная траверса. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удобно применять при подъеме конструкций за элементы, находящиеся на разной высоте, а также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести. На траверсе имеются обычные (небалансирные) стропы.
Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и покрытий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы траверсы может быть направлена вверх или вниз. В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но конструкция требует большой точности изготовления. Некачественное изготовление может привести к скручиванию фермы (рис. 2.27).
2.4.4. Строповые устройства с дистанционным и автоматическим управлением
Применение строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением повышает безопасность производства стропальных работ.
Большие преимущества имеют строповые устройства с электромагнитным и пневматическим приводом дистанционного управления для расстроповки непосредственно из кабины крана.
Существует много различных конструкций строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением.
Рис. 2.28. Универсальное грузозахватное устройство с дистанционным отцеплением крюка:
а — строповка груза; б — расстроповка груза; 1 — грузовой крюк; 2 — обойма; 3 — тяга
Рис. 2.29. Устройство для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа:
1, 6 — петли грузового стропа; 2 — щеки скоб; 3 — фигурная скоба; 4 — перемычка; 5 — крюк; 7 — наклонная пластина; 8 — пята (штриховыми линиями показано взаимодействие деталей устройства в момент сбрасывания звена стропа с крюка)
На рис. 2.28 показано универсальное грузозахватное устройство с дистанционным отцеплением крюка. После установки конструкции на место ветвь стропа ослабляется и с помощью рычага или канатика крюк поворачивается относительно вертикальной оси в диапазоне 120°.
Разработаны устройства для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа (рис. 2.29).
На однорогом крюке крана монтируется устройство, состоящее из двух фигурных скоб. Скоба перекрывает верхним концом зев крюка крана, выполняя роль предохранительного замка. Крюк крана освобождается от петли грузового стропа при упоре пяты скобы в груз. При этом крюк скользит внутрь обоймы и щеками скобы звено стропа сбрасывается.
При использовании канатиков для дистанционной расстроповки грузов следует проявлять особое внимание, так как защемление его может привести к самопроизвольной расстроповке груза.
2.4.5. Зажимные грузозахватные устройства
Существует множество конструкций зажимных грузозахватных устройств. Наибольшее распространение получили клещевые, рычажные и рычажно-канатные, фрикционные зажимные, эксцентриковые, клиновые зажимные грузозахватные устройства.
Рис. 2.30. Клещевые зажимные грузозахватные устройства:
а — сдвоенные захваты на траверсе для валов; б — захват для бетонных блоков; в — захват для пакетов и ящиков; г — сдвоенный захват на траверсе для труб, валов и других аналогичных деталей; д — захват для бочек
Для строповки применяются следующие зажимные грузозахватные устройства:
· клещевые — для труб;
· эксцентриковые — для листового проката;
· фрикционные — для грузов прямоугольной формы с гладкими боковыми поверхностями;
· клиновые — для грузов, имеющих круглое отверстие необходимого диаметра для взаимодействия с распорными элементами.
Клещевые зажимные грузозахватные устройства (рис. 2.30) выполняются как рычажные системы, в виде ножниц. Для перемещения длинномерных грузов применяют два захвата, закрепленных на траверсе.
Рис. 2.31. Эксцентриковые зажимные грузозахватные устройства:
а — с одним эксцентриком, поджимаемым вручную; б, в — с одним эксцентриком, поджимаемым натяжением каната; г, д — с двухсторонним расположением эксцентриков; е — для транспортирования листового проката в горизонтальном положении; ж — эксцентриковые захваты на траверсе; 1 — клиновая планка; 2 — вилка; 3, 4 — тяги; 5 — эксцентрик; 6, 7, 9 — оси; 8 — транспортируемый лист; 10— кулачок; 11 — рычаг; 12— скобы; 13— щека; 14— скобы; 15 — эксцентриковый рычаг; 16 — соединительное звено; 17 — универсальная траверса
Клещевые зажимные грузозахватные устройства получили широкое применение для перегрузки и транспортирования труб. Они снабжаются специальной защелкой, которая автоматически фиксирует открытое положение и обеспечивает раскрытие рычагов при опускании груза на место. Для захвата труб разного диаметра предусматриваются сменные колодки.
Существует несколько типов клещевых зажимных грузозахватных устройств с гидравлическим и пневматическим приводом, которые обеспечивают постоянное обжатие груза, независимо от его размера. Их легко оборудовать системами дистанционного управления и осуществлять автоматизацию всего цикла перемещения груза. Грузозахватные устройства с пневматическим приводом применяются в тех случаях, когда требуются небольшие усилия для удержания груза при высоких скоростях движения рабочего органа грузозахватного устройства.
На рис. 2.31 показано несколько типов эксцентриковых зажимных грузозахватных устройств. Они предназначены для подъема и перемещения плоских грузов в вертикальном (реже — горизонтальном) положении. Их применение ограничивается перемещением грузов с твердой поверхностью.
Широкое распространение эти устройства получили для перемещения листового металла различной толщины, так как применение при этом обычных многоветвевых канатных стропов нередко приводит к несчастным случаям.
2.4.6. Электромагнитные и магнитные грузозахватные устройства
Электромагнитные грузозахватные устройства применяют в технологии стропальных работ для перегрузки стальных или чугунных изделий, материалов и металлолома.
Магнитные грузозахватные устройства с постоянным магнитом широко применяют в производственной практике. Магнит независим от внешних источников энергопитания, что обеспечивает безопасность работы. В качестве грузозахватных устройств служат постоянные электромагниты для подъема нетяжелых грузов.
Рис. 2.32. Электромагнитные грузозахватные устройства:
а — круглой формы; б — прямоугольной формы; в — установка нескольких магнитов на траверсе; 1 — внутренний полюс; 2 — магнитная шайба; 3 — наружный полюс; 4 — обмотка катушки; 5 — корпус магнита
Груз захватывается при опускании на него магнита. Для отсоединения магнитного устройства от груза имеется приспособление, замыкающее магнитный поток внутри.
Захват происходит автоматически в момент контакта грузозахватного устройства с грузом, а освобождение — в момент соприкосновения груза с опорной поверхностью.
Для расстроповки грузов служит полуавтоматический захват с электромагнитом. При монтаже стальных и железобетонных конструкций применяют захваты с дистанционным управлением. Захват рассчитан для стропа грузоподъемностью 10 т. и состоит из корпуса, внутри которого находится привод с установленным электромагнитом. Для предотвращения случайного включения в цепи катушки магнитного пускателя последовательно с кнопкой установлен выключатель, который необходимо включить перед нажатием кнопки и отключить после расстроповки.
Электромагнитные грузозахватные устройства (рис. 2.32) бывают круглой и прямоугольной формы.
При подъеме грузов электромагнитными грузозахватными устройствами всегда имеется опасность отрыва и падения груза при случайном отключении электроэнергии или по каким-либо другим причинам. Для предотвращения этого электромагнитные грузозахватные устройства оборудуют предохранительными механизмами, имеющими отдельный электропривод.
В некоторых случаях для обеспечения безопасности перегрузочных работ, осуществляемых электромагнитными грузозахватными устройствами, на кране устанавливают буферную аккумуляторную батарею, от которой подается электроэнергия в момент отключения источника основного электропитания.
Качнувшийся электромагнит может прижать рабочего к стенке (борту), поэтому в зоне действия магнитного крана (участка, в пределах которого перемещается груз) нахождение людей, не имеющих прямого отношения к работе, и производство иных работ (земляных, ремонтных и др.) не допускается. Стропальщик, обслуживающий кран, может войти в зону действия крана только после того, как электромагнит опущен на землю. Рабочим, находящимся вследствие производственной необходимости в зоне работающего крана, обеспечивают безопасность: устанавливают предупредительные световые табло и плакаты; сооружают постоянные и переносные ограждения; устраивают безопасные проходы (крытые галереи) и маршруты транспортирования грузов.
Не допускается нахождение людей в кузове автомашины, полувагоне, на платформе при погрузке, разгрузке их электромагнитным краном.
С помощью электромагнитного крана запрещается:
· перемещение людей, крупных тяжеловесных конструкций и оборудования, баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами;
· выполнение работ, для которых он не предназначен;
· погрузка и разгрузка движущихся железнодорожных полувагонов, платформ, а также автомобилей (локомотив должен быть отцеплен, под колеса должны быть подставлены тормозные колодки).
Перед началом работы электромагнитного крана стропальщик проверяет состояние грузозахватного устройства, на котором электромагнит подвешивается к крюку крана или траверсе; маркировку; грузоподъемность и собственную массу электромагнита; исправность изоляции гибкого кабеля, питающего электромагнит; исправность электромагнита (пробным подъемом груза).
По окончании работы электромагнитного крана стропальщик опускает электромагнит на специально предназначенное и оборудованное для него место, отключает кабель электромагнита, если он подключен с помощью вилки, и освобождает крюк крана от грузозахватного устройства и электромагнита.
2.4.7. Производственная тара
Тарой называют специальные приспособления, предназначенные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.
Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше установленной нормы. Перемещение ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.
Маркировка производственной тары. Производственная тара должна иметь следующую маркировку:
· регистрационный номер;
· условное обозначение (для чего она предназначена);
· масса тары (кг);
· грузоподъемность (кг);
· товарный знак предприятия-изготовителя.
Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).
Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещаемая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.
При осмотре тары проверяются:
· наличие маркировки;
· исправность фиксирующих и запорных устройств;
· отсутствие трещин, износа или искривления захватных устройств для строповки.
Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие требования (по ГОСТ 12.3.010-76):
· тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;
· способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;
· груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;
· открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении;
· опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;
· перемещение тары волоком и кантованием не допускается;
· использовать разрешается только исправную тару;
· необходимо правильно штабелировать тару.
Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:
· перед началом эксплуатации;
· через каждые шесть месяцев эксплуатации;
· после ремонта.
Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных устройств. Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на производство работ.
Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность, на предприятии-изготовителе.
Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах должны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.
Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а также должны быть снабжены паспортом.
Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс производит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.
Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.
При этом необходимо соблюдать следующие правила:
· угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;
· при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;
· при подъеме груза двумя кранами следует применять траверсу с балансирными стропами или с переставными обоймами;
· строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;
· нужно учитывать возможность автоматизации захвата и освобождения груза;
· собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.
Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары владелец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:
· каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;
· один раз в 10 дней — стропов;
· перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.
Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддержания их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снабжены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.
Съемные грузозахватные устройства необходимо в установленные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Результаты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузозахватных устройств.