Аппликатуры народных ладов. Лады народной музыки - дорийский лад, фригийский лад. Интервалы в ладах средневековой европейской музыки

Скачайте шпаргалку.

Нажмите на картинку, и закачка начнется.

Лады мажорного наклонения

Лидийский лад

Лидийский лад - это мажорное наклонение. Из всех представленных ладов, он по звучанию считается самым светлым. В этом ладу нужно повышать 4 ступень. Это значит, выбирая любую мажорную тональность, для игры в лидийском ладу, кроме обычных знаков, вы еще будете ставить знак (диез) на 4 ступень. Вот тогда играя партии с высокой 4 ступенью, вы получите эффект от лидийского лада.

Как правило, большинство мелодий, написанных в лидийском ладу, имеют несколько сказочный оттенок звучания. Зная такую особенность звучания лада, можно выбирать его для определенных тематических композиций.

Ионийский лад

Ионийский лад по своему составу похож на натуральный мажор.

В ионийском ладу ничего не меняется по сравнению с обычным мажором.

Мажорные произведения часто звучат позитивно настроенными, как правило, имеют более легкие по восприятию гармонии.

Важно понимать, что при использовании того или иного лада, нет необходимости на протяжении всего произведения играть только в нем. Нередки композиции, где удачно происходит переход из одного лада в другой. Самый частый переход из лада в лад - это переход из мажора в минор и обратно.

Миксолидийский лад

В миксолидийском ладу понижается 7 ступень. За счет такого изменения, произведения, любые мажорные тональности получат более дерзкое звучание.

Самое распространенное использование такого лада вы могли слышать в музыке стиля кантри. Это типично американское звучание, которое до сих пор используется к саундтрекам некоторых фильмов, сериалов. Например, знаменитый американский сериал "Друзья" в музыкальной заставке имеет миксолидийский лад.

В этом ладу автоматически можно получить сразу два малых мажорных септаккорда. Такие септаккорды свойствены для звучания джазовых и блюзовых композиций. Потому в этих жанрах нередко встречается использование миксолидийского лада.

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад

Дорийский лад - это уже минорный лад, но за счет высокой 6 ступени он оставляет легкое осветление в своем звучании. Для игры в дорийском ладу, вам необходимо взять любую минорную тональность и повысить в ней 6 ступень на полтона. Играйте все партии, используя это правило. Тогда ваши произведения получат более светлое, по сравнению с обычным минором, звучание. Такое звучание лада вы могли слышать в главной музыкальной теме фильма "Аватар". Каждый раз когда там показывалась сказочность всего мира местного населения нави, звучала музыка в дорийском ладу. За счет такой хитрости и передается не обывательско-бытовое звучание.

Эолийский лад

Состав эолийского лада напоминает натуральный минор. Т.е. в нем не происходит никакого повышения или понижения нот относительно обычного минора. Произведения в обычном миноре (или в эолийском ладу) имеют самое большое распространение. Особенно в наших странах любят слушать больше композиции в минорном звучании. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звучании легче передать более серьезные содержания произведений. А у нас любят серьезность. К тому же, исторически в странах России и СНГ было много тяжелых периодов, которые заставляли музыкантов слагать произведения с минорным содержанием. Потому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.

Фригийский лад

У фригийского лада низкая вторая ступень. Это понижение делает звучание произведений в этом ладу очень темными и мрачными. Фригийский лад полюбился поклонниками металлики, видимо, из-за весьма точной передачи подходящего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание лада используют в тех частях произведений, где есть необходимость передать беспокойство, страх, напряжение. Фригийский лад с пониженной второй ступенью прекрасно с этим справляется.

Локрийский лад

В локрийском ладу необходимо понижать 2 и 5 ступени. За счет такого изменения состава тонов и полутонов в ладу, можно получить очень необычные (несколько непривычное) звучание. Но при грамотном использовании данного лада, вы получите звучание таинственности, мрачности, некоторого страха, и отрешенности.

Важно отметить, что ладов гораздо больше, чем представлено в статье. Но именно эти лады пользуются большой популярностью. И дают весьма точные передачи нужных оттенков звучания, которые легко вызывают у слушателя подходящие образы и ассоциации.

Лидийский лад — является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов. Первый можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.

Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский является параллельным для

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находится в сфере двух мажоров тонического и доминантового.

Формула лада — Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ

Звучание лидийского лада очень светлое, но в тоже время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построенного в лидийском ладу

Характерные лидийского лада — это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV.

Вообще, как и для любого другого лада, для лидийского характерно заострение ступени отличной от натурального мажора. Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада

В основных лидийский лад отличается субдоминантой, которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада maj7♯11 или ♯11

то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как «красивый и очень современный».

Также О. Мессиан упоминал о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет.

Такие аккорды как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке,как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация

В плане лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации — он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел). Это очень популярная во второй половине XX веке концепция импровизации, которой пользовались многие известные музыканты. И хотя это довольно громоздкая система, в свое время она была открытием.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания. Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор.

В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания , которые повторяются много раз. Такой подход использован например в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания.

Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также при определённых условиях (инструментовка, гармония) он может создавать звучание.

Послушать: Главная тема из Simpson

Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.

Кое-что из истории старинных ладов

Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.

Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих .

Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.

Что же это за старинные лады такие?

Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней , эти лады не являются в современном смысле ни полноценным , ни полноценным , но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:

  • лады мажорного наклонения;
  • лады минорного наклонения.

Лады мажорного наклонения

Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.

Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:

Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:

Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:

Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:

Лады минорного наклонения

Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.

Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:

Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:

Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:

Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:

И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:

Важное правило оформления!

Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).

То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.

Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:

Любопытно? Возьмите на заметку!

Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:

Ухватили? Ещё одна заметка!

Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!

Фригийский лад относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находится малая терция. В сравнении с натуральным минором во фригийском понижена 2 ступень.
Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося :

Соединение двух таких тетрахордов и дает нам необходимый лад. В классической музыки получил распространение, так называемый, фригийский оборот, который не имеет ничего общего с фригийским ладом, а является всего лишь гармонизацией верхнего тетрахорда , который является фригийским тетрахордом:

Тоновое строение фригийского лада: П-Т-Т-Т-П-Т-Т

Интересен тот факт, что при утверждении в музыке мажоро-минорной системы (во времена Баха), фригийский , единственный, пережил прочие натуральные лады и оставался третьим по частоте использования. Позже однако и его вытеснила тональная система.

Фригийскому ладу свойственно суровое, мрачное звучание. За счет понижения второй ступени свойственное минору мягко-грустное звучание приобретает холодные оттенки. По всей видимости, по этой причине фригийский лад наиболее распространен в тяжелой музыке.

Классиками, в использовании фригийского лада являются несомненно Metallica. На альбомах периода конца 80-х и до конца 90-х практически в каждой песне можно встретить этот лад.

Вообще, фригийский лада наряду с локрийским является визитной карточкой стиля trash. Хрестоматийный пример использования лада из песни Harvester of Sorrow:

В этом риффе как будто намеренно представлены не только характерные лада, но и некоторые редко используемые. Вообще даже на анализе такого короткого фрагмента можно убедиться в композиционном мастерстве Hetfield.

Характерные интервалы фригийского лада:

Малая секунда на первой ступени — используется во множестве мелодий, очень часто в музыке фламенко.

Используется также для опевания устоя (характерная черта натуральных ладов сопоставление, с постоянным возвращением к основному тону, иначе лад теряет определенность)

Тритон между 2 и 5 и между 5 и 2 (первый такт из Metallica). За счет вводного характера 2 ступени этот тритон звучит более мрачно, чем в обычной тональности и также используется везде, где только можно:)

Квинта 2 -6 часто используется в качестве созвучия и реже в качестве мелодической интонации.

Более редкая интонация 2 — 7, которая за счет широты,чаще используется для создания .

Еще один пример использования фригийского лада. Песня Take No Prisoners группы Megadeth

Обратите внимание на используемые

Гармония фригийского лада

Основными отличительными аккордами лада будут те, в которых есть 2 ступень. Это трезвучия II,V и VII ступени. Обратите внимание на то, что трезвучие V ступени , что можно использовать в для создания необходимой окраски.

Чаще всего используются соединения II-VII и II — I, поскольку они наиболее четко выявляют особенности фригийского лада.

Использование

В импровизации фригийский лад может быть использован для обыгрывания при секундовом движении гармонии (либо при наличии явно выраженного фригийского звучания).

Также фригийский лад можно использовать при необходимости создать восточно-испанское звучание.

Интересные идеи можно получить, используя пентатоническое звучание внутри фригийского лада. Например, лад от E содержит в себе D

Совмещая эти пентатоники можно получить фригийское звучание. Фригийский лад также распространен в русской музыке (Мусоргский).

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

C D E F G A B

1 2 3 4 5 6 7

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

D E F G A B C

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

E F G A B C D

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

C E G B

1 3 5 7

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

D F A C

1 b 3 5 b 7

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don"t Play Like My Aunt Lucy (я не играю как моя тетя Люси ).

Диаграммы ладов

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Легенда:

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Слушай и играй:

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

Слушай и играй:

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Слушай и играй:

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

Слушай и играй:

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Слушай и играй:

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

Слушай и играй:

4. F лидийский лад

Формула: 1 2 3 #4 5 6 7

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Слушай и играй:

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

Слушай и играй:

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Слушай и играй:

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

Слушай и играй:

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Слушай и играй:

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

Слушай и играй:

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Слушай и играй:

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Слушай и играй: