Архитектурная фантазия в Кропоткинском переулке. Дом дерожинской Дом шехтеля в кропоткинском переулке

Особняк Дерожинской в стиле модерн по адресу Кропоткинский переулок, 13 был построен в период с 1901 по 1904 годы для Александры Ивановны Дерожинской. Проект был выполнен архитектором Федором Осиповичем Шехтелем с участием Александра Антоновича Галецкого.

Как и предыдущее здание, построенное Шехтелем для Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка, 17 , строение расположено на участке свободно и несколько отступает от красной лини Кропоткинского переулка.

Пространственно-планировочной доминантой особняка Дерожинской служит впечатляющих размеров двухсветный холл, который четко проступает со стороны фасадной части здания в виде выделяющегося центрального объема, который оформлен мощным аттиком и крупным арочным оконным проемом с рамой, разделенной по горизонтали и вертикали четырьмя импостами.

По мнению некоторых специалистов, композиционная целостность центральной части здания несколько нарушена устроенными раздробленными объемами и декором из мелких лепных деталей правой стороны особняка. Правда, архитектору удалось нивелировать этот недостаток с помощью выстроенной орнаментальной ограды, которая визуально как бы объединяет все объемы особняка.

Отдельно стоит остановиться на интерьерах, представляющих, со слов искусствоведов, большую художественную ценность.

Внутреннее пространство особняка в Кропоткинском переулке, 13 выполнено на игре контрастов между камерным масштабом предметов мебели и элементами декора, выполненных в духе некоторой монументальности. Это позволило придать объему иллюзию пульсации при перемещении из одного пространства в другое.

Стоит отметить, что Федор Осипович Шехтель мастерски прорисовал все детали интерьеров, исполнив специально для особняка Дерожинской эскизы светильников и даже рисунки текстиля.

История дома Дерожинской

До возведения особняка в стиле модерн на этом месте стоял деревянный усадебный дом, история которого была связана с именами поэта Гавриила Романовича Державина, который останавливался здесь в 1788-1789 годах во время приездов в Москву, и мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, владевшей домом с 1828 года.

Владелица вновь построенного здания - Александра Дерожинская - приходилась дочерью фабриканту и купцу Ивану Бутикову, ставшая, со временем, женой И.И. Зимина - владельца текстильного производства.

В 1921 году в помещениях разместили для проживания делегатов III конгресса Коммунистического интернационала, а далее сюда перевели издательский отдел ведомства Главполитпросвета, в котором тогда трудился писатель Александр Константинович Воронский.

В конце 20-х годов прошлого столетия в бывший особняк Дерожинской въехала дипломатическая миссия Китая, но, начиная с 1930-х годов, здесь поочередно размещались представительства уже союзных республик: Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. С 1959 года здание занимала дипмиссия Австралии.

В период с 2009 по 2013 годы особняк отреставрировали. В ходе работ были восстановлены в части помещений мозаичные полы, а также потолочные росписи. Не обошлось и без новодела, который представлен фресками, выполненными по эскизам художника конца XIX века Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

В настоящее время особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 занимает посол Австралии. Само здание внесено в список «объектов культурного наследия федерального значения».


Всего 40 фото

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13, некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют к возможным адресам проживания Маргариты (т.н. "готический особняк Маргариты"), героини бессмертного романа Михаила Афанасьевича. И хоть у этого особняка не так много шансов на то, чтобы явно претендовать на это славное поименование, особняк интересен хотя бы тем, что построил его сам Федор Оспович Шехтель, к творчеству которого я все никак с погружением не подступлюсь. Особняк этот вызывает тихий, явно восторженный отклик в твоей душе. Чувствуется, что Шехтель вложил в его образ всё своё трепетное понимание модерна, проявив однако бережное и чуткое отношение к своему творению как новому уютному семейному гнездышку, где до́лжно было проявиться достойному сдержанному достатку и вкусу его владельцев…, по крайней мере, с его точки зрения.

Конечно же, следует остановиться на личности самой Дерожинской. Александра Ивановна, в девичестве Бутикова, была дочерью текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова. После смерти родителей она унаследовала все владения Бутиковых в Остожье и подмосковные имения, а фабрики и магазины отошли её брату Степану. В 1893 году шестнадцатилетнюю Александру Ивановну выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского. В этом браке родился сын Павел. Но брак просуществовал недолго, и они разошлись.

Несмотря на церковное непризнание развода до 1904 года, она уже в 1901 году выходит замуж за поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Александра Ивановна решает для новой семьи построить также новый дом и покупает с этой целью земельное владение в Штатном переулке, ранее принадлежащее Аграфене Васильевне Демидовой. Дерожинская заказывает проект дома самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю, знакомству с которым она обязана первому мужу, так как Шехтель много зданий построил для семьи Рябушинских. В 1901-1902 годах Ф.О. Шехтель при участии его помощника А.А. Галецкого спроектировал и построил во владении А.И. Дерожинской великолепный жилой дом, служебный флигель и гараж.
02.

Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, богатая бронзовая арматура и фурнитура. В начале 1903 года дом был введен в эксплуатацию.

Кстати, одновременно с особняком Дерожинской, Шехтель работал и над особняком Рябушинского на Малой Никитской...
03.

Это кабинет. Когда-то он тоже имел парадное оформление, но по желанию хозяйки в 1910-х гг. был полностью переделан, даже чудесный мраморный камин Шехтеля был демонтирован.
04.

Столовая
05.

В доме Дерожинской два этажа и подвал. На первом этаже были устроены приемные помещения и комнаты семейства, на втором - кухня, комнаты детей и их гувернанток. В подвале разместились хозяйственные помещения, комнаты прислуг и бильярдная. Кстати, именно в особняке Дерожинской впервые появились технологические новинки: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество и телефон.

План первого этажа особняка для ориентировки.
06.

Внутренний двор особняка А.И. Дерожинской. На втором плане - здание Международного информационного агенства "Россия Сегодня" или, до недавнего времени, РИА "Новости" по адресу Зубовский бульвар, 4...
07.


08.

Предполагалось, что стены особняка украсят живописные панно. Но планируемые места для них остались просто оштукатуренными. Шехтель по просьбе заказчицы рекомендовал ей И.Э. Грабаря. Но Дерожинская неожиданно вдвое уменьшила стоимость работ. Грабарь в результате отказался. Тогда работу предложили В.Э. Борисову-Мусатову (1870-1905). Работа с Дерожинской стала для художника горьким разочарованием. В октябре 1905 г. он написал Александру Бенуа: "Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хотя это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето и два - осени... Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши"... Шехтель был в отъезде и не мог объяснить капризной заказчице, что ей предлагают шедевры. В свое время он убедил Зинаиду Морозову принять панно, написанные Врубелем для ее особняка на Спиридоновке. В ту же осень Борисов-Мусатов умер.

Панно же, которые мы с вами видим сейчас, - новодел, но довольно бережно выполненный. Во время последней реставрации было решено восстановить фрески, сделанные по эскизам художника Виктора Борисова-Мусатова, сохранившиеся в архивах Третьяковской галереи.
09.


10.


11.

Одним из любимых элементов интерьера у Шехтеля является камин. В этом доме он окружен деревянной рамой, а его верхнюю часть поддерживают фигуры мужчины и женщины...
13.

Почти всю стену парадного зала занимает впечатляющее огромное арочное окно...
14.

15.

В этом кабинете люстра уже не оригинальная...
17.

Парадная лестница размещена во внутренней части дома. В её оформлении также использованы природные мотивы, изображающие буйно растущие сказочные цветы.
18.

19.

Чашечки цветов инкрустированы черным деревом. А венчает всю композицию медный фонарь, размещенный на деревянном постаменте.
20.

Винтовая мраморная лестница...
21.


22.

Столовая - одна из интереснейших комнат особняка, потому что в ней очень сохранилось очень много подлинных деталей интерьера.
23.

Кстати, в стенах деревнных панелей, на фото ниже, замаскированы вентиляционные решетки, скрытые затейливыми бронзовыми накладками с узорами. Очевидно, это было место для выкуривания сигар... с вытяжкой.
25.

Чу́дный паук - дверные ручки входной двери в стиле модерн...
26.

После смерти брата, в середине 1900-х гг, не имевшего детей, Дерожинская унаследовала весь семейный бизнес. Брат вел дела не удачно, производство было на грани краха, но Александра Ивановна взяла все в свои руки, а также ввела в управление компанией своего мужа В.В. Дерожинского, и дела пошли в гору.
27.

Хотя второй брак был по любви, он продлился недолго. В 1910 году Дерожинская выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - текстильного магната, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Александра Зимина обладала уже значительным богатством, и занимала высокое положение в обществе. При этом Александра Ивановна сохранила хорошие отношения с прежними мужьями. Сохранились воспоминания консула Великобритании в Москве Брюса Лохарта: «Мне занимательно наблюдать, как Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями - двумя бывшими и одним настоящим»…

В третьем браке у Александры Ивановны родился сын Сергей. После женитьбы И.И. Зимин переселяется в особняк жены и получает место финансового советчика в её компании.
28.

О судьбе Зиминой после революции известно мало. По одной из версий она с двумя сыновьями уехала в Италию. Знаменитый особняк после революции занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещалось посольство Австралии.

В 2009 - 2013 годах проводилась реставрация особняка, в ходе которой были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. И совсем недавно там разместилась резиденция посла Австралии.

29.

В заключение, - еще несколько ракурсов архитектурных деталей особняка Дерожинской.

Роскошный дом* в стиле модерн, названный по имени хозяйки "особняком Дерожинской", расположен в глубине двора, за изящной металлической оградой. Фасаду особняка придает сдержанную элегантность сочетание поливной керамической плитки светло-зеленого цвета, белых горизонтальных окантовочных полос, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно, над которым на кровле установлены две небольшие круглые башни. Терраса парадного входа украшена женским маскароном с причудливо рассыпанными длинными волосами.

Землю в Штатном переулке (такое название переулок носил до 1921 г.) в 1901 г. выкупила Александра Ивановна Дерожинская, дочь известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, рогожского старообрядца. Наследница богатейшего купеческого состояния, А.И. Дерожинская решила возвести для себя и своего второго супруга особняк. В качестве архитектора был приглашен знаменитый на всю Москву Ф.О. Шехтель, с которым, вероятно, она была знакома еще в период своего первого замужества за промышленником и старообрядцем П.П.Рябушинским - тогда Шехтель работал по его заказам.

Дом был спроектирован и построен при участии помощника Шехтеля А.А. Галецкого в 1901-1903 гг. и отличался новейшими инженерными технологиями: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество, телефонная связь. Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. Геометрические орнаменты "дублировались" Шехтелем в деталях всего дома.

Особый интерес представляет внутреннее оформление особняка. Первый этаж, предназначенный для светской жизни семейства, состоит из центрального холла, гостиной, библиотеки, спальной комнаты, кабинета и столовой. Все парадные помещения группируются вокруг центрального холла. В нем Ф.О. Шехтель воплотил идею большого доминирующего пространства: циклопические размеры самой комнаты, двери, окна, камина, светильников. Шедевр холла – мраморный камин с горельефом, изображающим две человеческие фигуры в полтора человеческого роста, "удерживающие" тяжесть верхней дубовой рамы. Гостиная отличается потолочным рисунком – небольшие лампочки желтого цвета, меняющие интенсивность свечения, вмонтированы в сердцевины вьющихся цветов. Художественным решением библиотеки является тема "леса": хоры с книжными полками закрыты изящной резной решеткой, рисунок которой развивает мотив сплетенных деревьев с облакоподобными кронами. Второй выдающийся камин расположен в кабинете – огромный, из белого мрамора, с рельефом скачущих античных всадников.

После революции особняк занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 г. различные дипломатические миссии. С 1959 г. в особняке Дерожинской размещается посольство Австралии.

В 2009 году началась реставрация особняка с оградой: на это время посольство Австралии выехало из зданий. В главном доме были проведены работы по укреплению фундамента. Во всех строениях деревянные междуэтажные и чердачные перекрытия заменили монолитными железобетонными с нанесением антикоррозийного и огнезащитного покрытия. Воссоздали штукатурный слой с применением современных "дышащих" штукатурок. Уникальной особенностью реставрации особняка стало воплощение замысла Шехтеля - украшение интерьеров рисунками Борисова-Мусатова. Оригиналы эскизов обнаружились в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью цифровых технологий рисунки перевели на структурированные обои. Были раскрыты и реставрированы росписи стен и потолков в столовой и главном холле (по фотографиям, хранящимся в Музее архитектуры им. А. В. Щусева). Особняк стал выглядеть именно таким, каким его хотел видеть гений российского модерна.

Здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. После завершения реставрационных работ здание возвратилось в распоряжение австралийской дипломатической миссии.

Особняк в 2013 году стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях: "За лучший проект реставрации/приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

*Виртуальный тур по особняку предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

Дважды в год 18 апреля и 18 мая проходят дни исторического и культурного наследия. В эти дни открываются двери, закрытых для экскурсионного посещения в остальные дни, зданий посольств, расположенных в исторических особняках. Особняк А. И. Дерожинской — жилой дом в стиле модерн, построен в 1901—1904 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек архитектора Шехтеля. Экскурсия состоялась в 2014 году.

Экскурсии в другие посольства:

Все творения архитектора Франца Адольфа (Федора) Шехтеля всегда отличаются собственным стилем, но особняк Дерожинской-Зиминой в Штатном (Кропоткинском) переулке выделяется даже среди лучших образцов московского модерна. У хозяйки дома было три замужества, из-за чего возникает некоторая путаница в названиях, но чаще всего его именуют особняком Дерожинской

Юная Сашенька Бутикова, дочь текстильного миллионера, в шестнадцать лет была выдана замуж за Павла Рябушинского, выходца из не менее богатой семьи. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата. Хотя брат успел растратиться и запустить дела на фабрике и в магазинах, Александра Ивановна, обладавшая деловой хваткой, быстро привела все в порядок и стала одной из богатейших московских предпринимательниц. Она тут же развелась с нелюбимым мужем и по сердечному влечению вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. У молодого мужа не было ничего, кроме заложенного имения где-то под Воронежем, но он вышел в отставку и вскоре занял высокий пост в мануфактурном товариществе своей супруги. Для строительства семейного гнездышка Дерожинская обратилась к модному архитектору Францу Шехтелю. Он строил дом для ее бывших родственников Рябушинских, и Александра Ивановна хорошо знала его талант и деловые качества. В 1901 году она купила под снос старую дворянскую усадьбу в элитной части Москвы, в тихом переулке между Остоженкой и Пречистенкой. К 1903 году новый дом был готов.

Шехтель решал вопросы комплексно - и архитектурный проект, и отделка, и разработка интерьеров, мебели, светильников, предметов оформления и даже декор сада - всем занимался он лично. И все представляло большую художественную ценность. В 2009 году, когда Австралийское посольство, использовавшее особняк около пятидесяти лет, освободило его, двери архитектурного памятника ненадолго открыли для экскурсантов. Тогда были сделаны фотографии, по которым любители модерна ныне оценивают интерьеры особняка. Но дом лучше рассматривать тогда, когда он обитаем, когда на полках библиотеки стоят книги, на каминных полках - вазы с цветами, а на полу лежат ковры. Такие снимки можно найти на сайте Управления дипломатическим корпусом при МИД РФ (www/updk.ru). А еще лучше добыть старые снимки, времен Дерожинской.

Второй брак Дерожинской тоже продлился не так долго. В 1910 году она рассталась с мужем, оставив его, впрочем, на посту в своей фирме, и снова вышла замуж за Ивана Зимина, старообрядца и богатого текстильного магната... Просвещенная семья Зиминых славилась меценатством, Иван Зимин был основным акционером частного театра - оперы Зимина, которую основал его брат. Но Александра Ивановна благотворительностью не увлекалась, денег на искусство не жертвовала и даже ухитрилась до смерти обидеть художника Борисова-Мусатова. Он выполнил по ее заказу эскизы панно для гостиной особняка и сам был очень доволен своей работой. Но Дерожинская-Зимина оценила эскизы невысоко и, чтобы художник ее не донимал, предложила столь мизерный гонорар за труды, что Борисову-Мусатову оставалось лишь гордо удалиться.

Судьба хозяйки дома после 1917 года неизвестна. Мало ли людей пропадало без вести на просторах объятой революцией России? В особняк, построенный Шехтелем, в 1918 году вселился Наркомпросс под руководством Н.К. Крупской, потом дом поменял еще несколько владельцев - советские организации, диппредставительства... Но многие детали, несущие печать таланта Шехтеля, все же уцелели. К нашему счастью.

Район Остоженки всегда был местом, где обитали московские миллионеры, неудивительно, что и в наше время эта улица обладает званием самой дорогой улицы Москвы. Тем интереснее было попасть в один из самых известных особняков, расположенных в переулках Остоженки, в Кропоткинском (Штатном) переулке, - знаменитый особняк Дерожинской.


Прежде чем рассказать об особняке, нельзя не сказать несколько слов о его владелице, потому что личностью она была незаурядной. Александра Ивановна в девичестве Бутикова была дочерью текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова. После смерти родителей она унаследовала все владения Бутиковых в Остожье и подмосковные имения, а фабрики и магазины отошли её брату Степану.

Браки между купеческими семьями в то время были не редкость, тем более между соседями, и в 1893 году шестнадцатилетнюю Александру Ивановну выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского. В этом браке родился сыл Павел. Но брак просуществовал недолго, и они разошлись.

Несмотря на то, что консистория не признала развод, и процесс затянулся аж до 1904 года, в 1901 году Александра Ивановна вышла замуж за поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Она решает для новой семьи построить новый дом и покупает владение в в Штатном переулке, ранее принадлежащее Аграфене Васильевне Демидовой. Выбор места в общем-то не случаен, ведь Бутиковы были старожилами Остоженки - три поколения Бутиковых жили в 1-м Ушаковском переулке (сейчас Коробейников пер., дом 1). Сломав все старые деревянные постройки, Дерожинская заказывает проект дома самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю, знакомству с которым она обязана первому мужу, так как Шехтель много зданий построил для семьи Рябушинских. В 1901-1902 годах Ф.О. Шехтель при участии А.А. Галецкого спроектировал и построил во владении А.И. Дерожинской великолепный жилой дом, служебный флигель и гараж.

Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. В начале 1903 года дом был введен в эксплуатацию. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое. В дальнейшем дом зваными обедами не славился - в гостиной коммерсанты собирались намного чаще, чем деятели культуры.

После смерти брата, в середине 1900-х гг, не имевшего детей, Дерожинская унаследовала весь семейный бизнес. Брат вел дела не удачно, производство было на грани краха, но Александра Ивановна взяла все в свои руки, а также ввела в управление компанией своего мужа В.В. Дерожинского, и дела пошли в гору.

Хотя второй брак был по любви, он тоже продлился недолго. В 1910 году Дерожинская выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - текстильного магната, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». И хотя женитьба на разведенной женщине у старообрядцев не приветствовалась, приходилось терпеть: Александра Зимина обладала значительным богатством да и занимала высокое положение в обществе. При этом Александра Ивановна сохранила хорошие отношения с прежними мужьями. Сохранились такие воспоминания консула Великобритании в Москве Брюса Лохарта: «Мне занимательно наблюдать, как Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями - двумя бывшими и одним настоящим ».
В третьем браке у Александры Ивановны родился сын Сергей. После женитьбы И.И. Зимин переселяется в особняк жены и получает место финансового советчика в её компании.

О судьбе Зиминой после революции известно мало. По одной из версий она с двумя сыновьями уехала в Италию. По воспоминаниям же Сергея Ивановича Зимина, брата её мужа, Александра Ивановна осталась в Москве, приходила в гости, но семья не могла простить ей отступление от традиций старообрядцев, считали, что сын не должен ею воспитываться. Скорее всего, она умерла в нищете от болезней в середине 1920-х гг.

Знаменитый особняк после революции занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещалось посольство Австралии.
В 2009 — 2013 годах проводилась реставрация особняка, в ходе которой были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. И совсем недавно там разместилась резиденция посла Австралии, но, поскольку они еще не успели "обжиться", то мебели там очень мало. И все же в день культурного наследия благодаря проекту "Выход в город" мне удалось там побывать.

Для начала осмотримся во дворе дома.

Сам дом расположен в глубине двора, и перед ним находится небольшой садик.

Чугунная ограда подлинная, а мотив её узоров встретится еще не раз и в оформлении интерьеров дома.

Фасад здания облицован однотонной керамической плиткой, называемой "кабанчиком". Интересным элементом дворового фасада является угловая башня.

В нишах дома встречались такие очаровательные зверьки, но это, скорее всего, украшения новых хозяев.

Хозяйственный корпус во внутреннем дворе выполнен в едином с особняком стиле и цветовой гамме, что объединяет все постройки на участке в торжественный ансамбль. Александра Ивановна имела два легковых автомобиля марки «Минерва» мощностью 24 и 26 лошадиных сил, для которых был выстроен гараж.

Самая выразительная часть бокового фасада - расположенное в центре огромное лежачее окно.

Парадный вход украшает изображение загадочной Лорелеи.

И через две пары массивных дверей мы попадаем в прихожую.

В стиле модерн часто встречается ужасно прекрасное, так и здесь: словно в противовес прекрасной даме над входом ручки внутренних дверей выполнены в форме паука.

В прихожей сохранилась отделка стен дубовыми панелями с вешалками и скамьями - сундуками.

Интересно замаскированная дверь в туалет.

Для того чтобы в доме было легче ориентироваться, добавим план.


По небольшой лестнице поднимаемся в гостиную.

Роскошная гостиная - композиционный и художественный центр особняка. Её стены предполагалось украсить панно, и архитектор рекомендовал Дерожинской И.Э. Грабаря, но хозяйка вдвое уменьшила стоимость работ, и художник отказался. После работу предложили В.Э. Борисову-Мусатову, но и с ним не сложилось. В октябре 1905 года он написал Александру Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хоть это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето, и два - осени… владелица же палаццо, где нужны фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши ». Шехтель был в отъезде и не мог объяснить заказчице, что ей предлагают шедевры.

Панно же, которые мы видим сейчас, - новодел. Во время последней реставрации было решено восстановить фрески, сделанные по эскизам художника Виктора Борисова-Мусатова, сохранившиеся в архивах Третьяковской галереи.



Одним из любимых элементов интерьера у Шехтеля является камин. В этом доме он окружен деревянной рамой, а его верхнюю часть поддерживают фигуры мужчины и женщины.

С потолка на тонких металлических нитях, похожих на причудливую паутину, спускаются напоминающие жемчужины светильники. А на стенах замаскированы узорами вентиляционные решетки.

Почти всю стену зала занимает огромное арочное окно, через которое свет буквально заливает всю комнату.

Слева от гостиной расположен кабинет-будуар.

Создается впечатление, что в его интерьере отсутствуют прямые линии, даже стены и карнизы являются волнообразными.

Удивительно и оформление потолка: в причудливый узор вмонтированы лампочки.

Парадная лестница размещена во внутренней части дома. В её оформлении также использованы природные мотивы, изображающие буйно растущие сказочные цветы.

Чашечки цветов инкрустированы черным деревом. А венчает всю композицию медный фонарь, размещенный на деревянном постаменте.

Следующая комната - кабинет. Когда-то он тоже имел парадное оформление, но по желанию хозяйки в 1910-х гг. был полностью переделан, даже чудесный мраморный камин был демонтирован.


Ни интерьеров, ни мебели в кабинете не сохранилось, даже люстра здесь совсем из другой оперы.

Столовая одна из интереснейших комнат особняка, потому что в ней очень сохранилось очень много подлинных деталей интерьера.


Справа от буфета приоткрыта дверь на винтовую лестницу для прислуги.

Узкая лестница вела в служебные помещения; её перила выполнены в виде ажурного металлического орнамента, основой которого являются завитки, встречающиеся и в других деталях интерьера особняка Дерожинской.


И вернемся в столовую. Мебель для неё была спроектирована Шехтелем с использованием мотивов английского и австрийского модерна.


На месте утраченного стола в центре комнаты размещен столовый гарнитур той эпохи. Слева от витрины с посудой - дверца, ведущая на кухню.

В завершение похода по дому представляю небольшую подборку наиболее приглянувшихся элементов декора, удивительно, насколько они все разные, но в тоже время невероятно стильные.

Литература:
1. Ульянова Г., Датиева Н., Золотарев М. Династии Зиминых и Гучковых в истории Москвы и Московской губернии
2. Архитектурное наследие - Шехтель.
3. ПАМ (План первого этажа)
4. Зимина после революции: