Эссе на тему наркостоп. Эссе нарко-стоп. Больной или преступник

МКОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа»

Николаевский район

Волгоградская область

Районный конкурс

в номинации «Нарко-Стоп»

Эссе:

«Все в моих руках»

ученица 10 класса

п. Степновский Николаевский район

Волгоградская область

Муниципальное казённое образовательное

Учреждение

«Степновская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Пащенко Любовь Васильевна

2013г.

Вставай, Россия, поднимайся!
Очисть свой взор.
От многолетнего дурмана.
Прозрей, Россия, отряхнись!

Отбрось позор
Столетнего обмана

Услышь мой глас:
Отбрось ярмо погибели!
Восстань! Борись! Сражайся!

Нещадно губят нас
Табаком, алкоголем, ядами!
Вставай, Россия, поднимайся!

Недавно я увидела, как мой младший брат попробовал сигарету! Не знаю почему, но вдруг возникло желание попробовать самой. Может быть потому, что вокруг сплошной сигаретный дым. Курят ВСЕ! Курят из поколения в поколение большая часть жителей Земного шара, а самое страшное то, что курят дети. А ещё страшно то, что примером для нас являются взрослые. Мой эксперимент не принес мне никакого удовольствия, лишь мерзкий привкус во рту и неприятные ощущения, затуманенности мозгов смешанные с головной болью.

И я вдруг подумала: «Сигарета! А что такое сигарета?». Привычка? Забава? Атрибут современного общества? Зависимость?

Нет! Это первый шаг к употреблению наркотиков! Что движет человеком, который начинает курить? Наверное, любопытство или стрессовая ситуация? Желание кому-либо что-то доказать или не быть той « белой вороной». Эти же чувства подвигают и на употребление наркотиков. Многие скажут: «Необязательно, можно всю жизнь курить и не употреблять наркотики». Да, наверное. Но идти на поводу у какой-то сигареты, это ли не безволие человека? Этой сигаретой может быть и наркотик?! А если человек слаб перед сигаретой, сможет ли он удержаться перед алкоголем, искушением наркотика?

Эта маленькая сигаретка – широкий шаг на следующую ступень в пропасть – к алкоголю, а следующая ступень – это пропасть к НАРКОТИКАМ. Я слышала разные причины своих сверстников, которые употребляют алкоголь: мне нужно расслабиться, раскрепоститься, забыть про неудачи и обиды. Но разве человек расслабленный или раскрепощенный алкоголем выглядит хорошо? Нет, он отвратителен, развязан. А можно ли с помощью алкоголя забыть про неудачи и обиды? Кто-то скажет «да». Но на какое время? Я думаю, что только на период алкогольного опьянения. А что потом? Обиды и неудачи исчезнут без следа? Нет, к ним прибавится еще чувство собственного бессилия и потери своего достоинства.

А сколько людей, одурманенных алкоголем, потеряли свой человеческий облик, смысл жизни, цель в жизни, свою мечту. Нам не надо далеко уходить от действительности, потому что всё это с нами рядом: наши близкие и родные, друзья, одноклассники. И болит душа, когда родители, опустившееся от пьянки, превратили свою жизнь и жизнь своих детей в сплошной «праздник зеленого змия». Они променяли улыбки своих детей на батарею бутылок и нецензурную брань.

И все же алкоголь и никотин кажутся нам не такими опасными, как, например, опий, барбитураты, пристрастие к которым вызывает полную деградацию личности и болезненное истощение организма. Но, тем не менее, многих, даже моих знакомых ровесников, я вижу с сигаретами в руках. Сколько подвыпивших людей беззастенчиво шатается по улицам в выходные дни. Дети, видевшие их, копируют взрослых.У них детские игры начинаются с распития спиртных напитков и брани – всё, как у взрослых. Всё это – алкоголизм, курение – можно назвать своеобразным видом наркомании, причём, самым распространённым в мире и, казалось бы, не столь опасными, как думают молодые люди. Я же всегда вздрагиваю от той мысли, когда вижу пьяных и обкуренных парней и девушек, какое же будущее будет у наших детей, если мы уже больное поколение.

А наркоманы? Кто они? Роботы с одной единственной программой – найти деньги на дозу, без боли и сожаления к близким. Тени, похожие на людей. Люди, обремененные тяжелой болезнью или идущие на поводу своей зависимости.

Я никогда не слышала истории о счастливом, свободном, красивом и здоровом наркомане, у которого есть семья, деньги, друзья, образование и долголетие. Так не бывает. Они носят «розовые» очки, чтобы защититься от общества. Но эта сказка для больных наркоманов, а ужас и страх для их семьи.

Все вещества, вызывающие у человека чувство эйфории, отравляют его организм, они ядовиты. Мы разумом понимаем, а душа находится в «потёмках». Повреждается центральная нервная система, развивается неконтролируемая зависимость. Мысли зависимого от наркотиков человека сводятся к одному. Как можно чувствовать себя, когда единственное, что тебя беспокоит, - это «кайф»? Когда это всё, чего ты ждёшь? Когда ты чувствуешь, как угасаешь, и всё равно продолжаешь себя губить? Когда не видишь другого выхода из создавшейся ситуации? А может, просто не желаешь и не хочешь его искать?

Людям, которые зависят от психоактивных веществ и наркотиков, можно сказать: «Это существование представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт. Эта лжежизнь постепенно начинает доминировать над реальной, вытесняя её. Воля человека ослабевает и перестаёт работать тормозом на пути к получению простейшего удовольствия».

Но неужели это сомнительное удовольствие достойно того, чтобы тратить на него такую короткую человеческую жизнь? Жизнь человека очень хрупка и, если её собственными руками разобьёшь, то и собирать придётся самому.

Наша жизнь многогранна, насыщена и неоднозначна. В ней есть взлеты и падения. Но всегда можно найти, чему порадоваться. Ведь: светит солнце – радуйся, нет войны – радуйся, ты молод и здоров – радуйся, у тебя есть друзья – радуйся, у тебя есть родители - радуйся. Всё это нельзя разменивать на минутное «кайфовое» удовольствие. Просто научись видеть лучик света в любом темном коридоре.

В.В.Путин сказал: «Многие российские семьи на табак и алкоголь тратят гораздо больше денег, чем на спорт».

Почему? Как с этим бороться? В школах часто проводят классные часы, посвященные профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, и наша школа не исключение. Нам зачитывают целые лекции о вреде наркотиков, ведут разъяснительные беседы, призывают участвовать в различных акциях за здоровый образ жизни, показывают документальные фильмы, наполненные угрожающей статистикой и опустившимися наркоманами, больше похожими на способных передвигаться мертвецов, чем на нормальных людей. Я понимаю, что эти меры необходимы: они действительно могут повлиять на нас, подростков, если кому-то всё-таки придётся делать выбор. Но, выходя на улицу, мы видим,как там пестрят рекламы пива, табака. Смотрим телевизор и видим то же самое. Сворачиваем за угол, а там компания таких же подростков, как я, пьет пиво и затягивается сигаретой, приглашая к себе в начале бесплатно, а потом ……..

И все же выбор остается за каждым из нас!

Утрачен быт, уклад,
Нет праведного духа,
Деревня у бесславного конца.
Лишь винный дух и смрад,
Разор лишь, да разруха.
И во дворах, и в гибнущих сердцах.

Безмолвно, в лапах тьмы
Деревни умирают,
И сердце разрывает боль и грусть,
Неужто слепы мы?!
Россия погибает,
Любимая, родная наша Русь.

Ослеплена, глух.
От мерзости и срама.
О милости к Господу молюсь,…
Ты гибнешь от греха
Безумной, блудной, пьяной…
Бог ждёт! Бог ждёт пока – опомнись Русь!

Мне нравится одна китайская притча. Однажды один человек пришел к мудрецу. И спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руке. Мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая, я ее умерщвлю. Скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках»!

Моя тётя долгое время употребляет алкоголь, старший брат курит с 10 лет. Общий стаж его курения – 8 лет. Но вот уже 10 лет как мой отец отказался от спиртных напитков и недавно нашел в себе силы избавиться от курения. Теперь в нашем доме отсутствуют спиртные напитки, но идёт борьба с отвратительным запахом сигарет моего брата.

И я точно знаю: «Все в моих руках»!

Моя главная цель в жизни - знания. Я много читаю, участвую в школьных, районных и областных олимпиадах, интересуюсь политикой, участвую в общественной жизни школы, что помогает мне выразиться, расширить свой кругозор и получить новые интересные знания. На мне лежит большая ответственность – ведь я будущее нашей РОССИИ. Я отношусь к этому с пониманием, так как невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить перед своей страной.

Сегодня стало очень больно.
Смотреть на умирающий народ.

Здесь слово "честь", на век забыто.
Здесь слово "гордость", больше не звучит.
Здесь человек не может быть открытым,
Здесь каждый заблуждается и спит.

Здесь города и улицы пропитаны слезами,
Невольно взятых в рабство матерей.
Здесь мать, что пьяными глазами.
Сопровождает жизнь своих детей.

Зачем живем и почему мы умираем,
И для чего в сердцах горят огни,
И что после себя мы оставляем.
Напрасно прожигая дни.

Где та страна, что покорила атом?
Где тот народ, что выиграл войну?
Они друг друга называли братом,
И вместе верили в свою мечту.

Где та страна, что называли мы великой?
Где тот народ, что был непобедим?
И на земле, страданьями разбитой,
Мы друг на друга пьяными глядим.

Хочу увидеть я глаза этих людей,
Чиновники и алкогольные магнаты,
Ведь в миллионах народившихся детей.
И столько же смертей, вы виноваты!

Это война и суицид!
Никто не думает, никто не знает.
Но путь к концу уже открыт,
И наш народ невольно умирает…

Эссе на тему: «Мир без наркотиков»

ученицы 8 класса

Хилько Вероники

КГУ «Основная школа села Русская Ивановка»

акимата Осакаровского района

Карагандинской области

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Жантемирова Саулеш Жанузаковна

Наркотики. Наркомания. Страшные слова. Что же такое наркомания? «Наркотик» в переводе с греческого обозначает «приводящий в оцепенение». «Наркомания» - это значит «безумие», «страсть», «неистовство».

Проблема наркомании среди подростков сейчас в обществе очень актуальна. Она предстала перед нами во всем ужасающем обличье. С начальных классов на классных часах, на различных внеклассных мероприятиях мы затрагиваем эту проблему, говорим о последствиях, разбираем те или иные ситуации. Казалось бы, всем все понятно. Наркотики - это угроза, которая приняла глобальные масштабы.

Но если всем все понятно, и все знают об этой беде, почему же отряды наркоманов пополняются, почему никто из них не остановится, не спросит себя: «Зачем? Зачем я гублю свою жизнь и доставляю боль своим близким?»

Да, есть молодые люди, которые приложив все усилия, пытаются освободиться от этой «гидры», но их так мало. Большинство же продолжают убивать себя.

Многие подростки пробуют наркотики из любопытства, в компаниях, которые им дают то, чего они не могут найти дома. А потом они продолжают протягивать руки к наркотикам, потому что не могут остановиться. Наркоманов можно узнать по глазам, по потухшему взгляду, который ничего уже не выражает. Взгляд, который, если и проясняется, то с одной целью - достать очередную дозу.

Доза! Откуда она берется? Почему взрослые, для которых деньги – это все, продолжают травить общество? Разве у этих «торговцев смертью» нет своих детей? Неужели они не задумываются, что эти умершие от страшных мук, тоже, чьи то дети? Что они тоже хотели жить, любить?

Жизнь наркомана короткая. Организм его истощается, исколотые вены и полное отсутствие интереса к жизни.

Что мы можем сделать в такой ситуации? Как поддержать и протянуть руку помощи? Может, спасение утопающих дело рук самих утопающих?

Нет! Нет и еще раз нет!

Мы будем доказывать непрестанно пагубность влияния наркотиков на человеческую жизнь. Бороться с безнравственностью и безразличием! Утверждать вечные ценности: доброту, любовь, веру. Конечно, не всегда чтением лекций можно помочь наркоману. Но пока, я учусь в школе, только такую лепту я могу внести в большое дело, которое носит название «Мы против наркотиков».

Наш поселок эта страшная проблема не коснулась, но наши учителя неустанно продолжают нас информировать о смертельных последствиях наркомании. И мы, состоящие в отряде содействия полиции, их маленькие помощники.

Я хочу жить в мире, в котором не страшно ходить по улицам, когда без страха смотришь в будущее. Мы выбираем здоровый образ жизни!

Эссе «Проблема наркомании среди подростков и её профилактика».

Введение.

Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент ? Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению наркотиков среди подростков. Что такое наркомания? Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, это тяжёлая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов, основным признаком которой является пристрастие к какому – либо химическому веществу, вызывающему приятное психическое состояние – «эйфорию» или изменение восприятия реальности. Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет. Детский организм – намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана –25 лет… Очень часто я слышу от знакомых и незнакомых мне людей: не надо мол,"возится” с этими наркоманами, лучше всего изолировать их от общества, сажать их в тюрьмы. Несмотря на то, что наркомания признана во всем мире болезнью, отношение к человеку, взявшему в руки шприц, однозначное, как
преступнику. Может быть, вы решите, что вам это неинтересно и вас это не касается. Нет, касается, потому что наркоманов становится все больше и это не какие-нибудь инопланетяне, это люди, которые нас окружают. Поэтому я решила побольше узнать об этой проблеме.

Современная история профилактики наркомании.

Первый этап профилактики относится к 1950 – 1970 годам, когда общество (прежде всего США И Западная Европа признали, что наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию больших масс молодёжи. Тогда профилактика приёма наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека и, таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты – вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому человеку понятна низкая эффективность этой политики.

Второй этап приходится на 1980 - годы, и его логика – в опоре на разум человека.

Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

В сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

данные и суждения учёных становились основой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет не поддаться её влиянию. Как любая ограниченная политика,она тоже не дала желаемого эффекта.

Знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения проблем человека. Сирота Н, Ялтонский В. (19.с.8) в своём учебном пособии» Профилактика наркомании и алкоголизма» определили цель первичной профилактики6 предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Первичная профилактика – это предупреждение опасности.

Статистика показывает, что 90% использующих наркотики – это лица в возрасте до 25 лет. Более всего склонны к употреблению наркотиков молодые люди, испытывающие стресс или чувство одиночества. Согласно данным доктора Юсуфа Мерчанта, президента Реабилитационного и исследовательского центра, Бомбей, из 235 пациентов принимавших героин, 132(или 56%) воспитывались без отца; у 209 (89%) были трудности в общении с родителями; 197(84%) признали, что
испытывают трудности в самовыражении. Среди принимавших было больше юношей, чем девушек.

Как возникает наркотическая виртуальность или феномен опьянения?

Механизм создания виртуально – наркотической реальности заложен в поясной извилине нашего мозга. Именно в ней прокручиваются и циклично повторяются образы и установки, связанные с радостью и эйфорией. Сама наркотическая эйфория длится не более 1-5 минут. А остальные 1-3 часа человек находится в фазе расслабления и успокоения, переходящей в дремоту, состояние бреда и сна.

Очень многие наркотики даже в небольших дозах вызывают у начинающих тошноту, рвоту, резкую сухость во рту и сердцебиение. Яркость образов наркотического опьянения падает, и наркоман начинает терять тот, «кайф», который он получал раньше. Он уже не испытывает тех наслаждений, которые у него были на ранней стадии наркозависимости, исчезает феномен наслаждения. На этом этапе наркоман стремиться уже не к наслаждению, а к снятию ломки, т. е. физическому выживанию. Радость исчезает, а потребность остаётся.

Исследования показали, что в процессе наркомании мозг стареет как никогда быстро.

Есть данные, согласно которым мозг наркомана подобен мозгу старика и даже более

деградирован. Мозг усыхает и сморщивается, как залежалое яблоко. Об этом свидетельствуют вскрытия погибших от передозировки.

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

В сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

Течение болезни и внешний вид наркомана.

Первое, с чем сталкивается наркоман, - это потребность постоянно увеличивать дозу для достижения кайфа. Данная проблема возникает при употреблении абсолютного большинства наркотиков, особенно содержащих опий. Уже через 1-2 месяца доза морфия может превысить первоначальную в 200 раз. Для здорового человека она смертельна, для морфиниста необходима, чтобы поддерживать нормальный психический тонус. Очень быстро наступает полное психофизическое истощение. Бессонница и бледность, необычно широкие зрачки и маскообразное, лишенное привычной мимики, застывшее лицо, сухость слизистых оболочек, дрожащие, с исколотыми и воспаленными венами руки, многочасовая зевота, частое чихание и постоянно заложенный, сопливый нос - вот наиболее типичный вид наркомана. Уже через 2-3 года употребление наркотиков приведет к общему истощению организма.
Человек худеет, его кожа приобретает желтоватый оттенок, появляются ломкость ногтей и волос. Он теряет способность даже к малейшим физическим и психическим нагрузкам. Наступает преждевременное старение с признаками слабоумия. Употребляющие наркотики апатичны, капризны, у них постоянно состояние беспомощности, как у стариков.

Наркотики вызывают такую психическую и физическую зависимость, когда у больного полностью прекращается выделение собственных эндрморфинов.
Это приводит к крайне мучительному состоянию: человек начинает ощущать болевую импульсацию не только от прикосновения одежды к коже, но и пульцию сосудов и даже трение суставных поверхностей при движении конечностей, чего никогда не бывает при нормальном фоновом уровне эндоморфинов. Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль.
Сами наркоманы назвали это состояние ломкой, которая появляется, если наркотик не поступает в организм в течение 10-12 часов.
Полностью утрачиваются прежние чувства и интересы, единственной заботой становится добыча наркотика любой ценой. Наступает окончательная нравственная и интеллектуальная деградация – полный распад личности.

А рабская зависимость от наркотиков обязательно вовлечет в криминальную среду. Он готов на любые поступки, вплоть до убийства и захвата заложников, - лишь бы избежать или прекратить нечеловеческие страдания.

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

В сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

Уголовные разборки и полное физическое истощение, самоубийства и передозировка наркотика (к исходу болезни внезапно теряется привычная переносимость высоких доз) обрывают его жизнь.

Прямое показание для лечебного применения наркотика – сильная боль.

В детско – подростковой среде распространена достаточная информированность о видах наркотических средств и эффектах их действия. Вместе с тем более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить приём наркотиков при личном желании» волевом усилии», хотя свыше 70% уже предпринимали такие попытки. Наркомания – болезнь людей, не сумевших сказать "нет!"

Информация к размышлению.

Очень интересную информацию я нашла в интернете, почему современные подростки предрасположены к употреблению наркотиков. Разрушается психо-соматическое здоровье детей и подростков за партой в образовательном процессе именно школ. А именно:

1. Недостаток цвета (доска и парта) в подсчитанные часы, проведенные за партой, приводит к "сенсорному голоду" правого полушария детей и подростков. Возникает устойчивая разбалансировка двух полушарий, стагнация правого полушария. Это- состояние " готовности к наркомании", алкоголизации, курению, как неконструктивным способам релаксации.

2. Недостаток цвета (Сеченов, Мясищев, Бехтерев и др.) дает "закисание" внутренних органов детей и подростков, которые, называются " гладкой мускулатурой ». Это знают медики, не знают педагоги (даже доктора и кандидаты наук), не знают физиологи и терапевты. Происходит ранее старение внутренних органов лет на 10-15 (биологический возраст опережает социальный), что приводит к массовым соматическим заболеваниям. заболеваниям слизистых органов (гортань, желудок). Дети становятся хронически больны, а им говорят о здоровом образе жизни!

3. Поза за партой формирует хронический "мышечный зажим" в скелетной мускулатуре, накопление молочной кислоты в мышцах. "Мышечные зажимы" дают следствие - хаотичные движения и поведение детей, импульсивность, драки, агрессия, травмы и т. п.

4. Психосоматические и психофизиологические устойчивые отклонения в здоровье за партой в течение многих часов и лет - не снимаются сами по себе ни в каникулы, ни во время сна или отдыха. Обыденные релаксации (ванна, пляж, баня) снимают только частично указанные симптомы.

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

5. Возникающие истерии (захохатывания) детей и подростков снимаются наркотиком, отчасти алкоголем и никотином, так как это релаксирующие средства, как подтверждают медики.

Информацию можно получить по почте: 620098,г.Екатеринбург, а)я 51 "Центр педагогической релаксации и научной организации воспитания." Д - р Бараковская Н.И.

Заключение.

Важным аспектом в организации профилактической работы является общий климат и культура школы и класса. Подросткам очень важно знать, что они могут доверять своим учителям и другим сотрудникам школы. Если подросток чувствует себя в школе неуютно, может возникнуть опасность употребления им алкоголя или других наркотических веществ. Я хочу рассказать взрослым следующую притчу: "Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь,
но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить"
Эта притча показывает возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, вовлекать подростков в различные досуговые и общественные мероприятия.

В нашей школе проходят мероприятия различного характера, беседы, тренинги, игры, я думаю, что в дальнейшем они очень пригодятся нам, когда мы поедем в большие города продолжать свой жизненный путь. (Приложение 1- 2)

Нельзя допустить будущее, которое описывается в этом стихотворении:

Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь… И тишина.

Дети в школе умственно отсталых

И в психиатрической жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»


Дети в школе умственно отсталых

И в психиатрической жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.

(С.Викулов)

Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

в сфере профилактики наркомании и наркопреступности

Список литературы:

1. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. «Наркомании и Токсикомании».

2. Журнал «Детство. Отрочество. Юность». Март – апрель 2011г.

3. Бараковская Н.И. 620098, г. Екатеринбург, а)я 51 "Центр педагогической релаксации и научной организации воспитания".

4. Белогуров С.Б. «Популярно о наркомании и наркотиках».
5. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. «Теория и практика организации подростковой
добровольческой службы по первичной профилактике нарко и алкогольной зависимости».
6.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005. -№ 6.

Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н.К. Смирнова.//- М.:-2003

7.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.

9. repetitorkseniya.ru

Приложение 1

(для учащихся 8 – 10 классов)

Провела: социальный педагог:

Э.Б.Митрохина

2013

Тренинг « Всё в твоих руках»

Цель : содействовать установлению активной жизненной позиции школьников.

Задачи:

1. Дать информацию по проблеме профилактики наркомании;

2. Формировать умение отстаивать собственную позицию;

3. Воспитывать взаимоподдержку, внимание к проблемам другого.

Ход занятия:

Добрый день! Сегодняшний классный час, я хочу провести с вами вот в такой неформальной обстановке. - А кто знает, почему мы сели в круг? (в кругу нет ведущей фигуры, все равны) Но, перед тем, как начать, давайте установим правила, которыми мы все будем пользоваться в течении следующих 45 минут.

Искренность

Активность

Открытость

Не перебиваем

Можем дополнять

Ставим мобилки на вибровызов

Помогаем любому в сложной ситуации

Этим правилам мы сегодня следуем все. Я предлагаю начать с того, что каждый из вас по очереди представится и назовет свое самое лучшее качество, начинающиеся на ту же букву, что и имя. Пример: Анна - артистичная. Безусловно, в каждом из нас есть много хорошего! Часто мы и сами не догадываемся, на что мы способны, чего по-настоящему стоим…. Так, почему же многие из нас так часто идут в другом направлении? А другие, с безразличием смотрят, думая, что это их никогда не коснется? Сегодня мы с вами постараемся понять причины и найти выход из многих сложных ситуаций.

Посмотрите, пожалуйста, на «доску». Давайте прочтем то, что там написано.

Нажимаю кнопку «стоп»

Абсолют сойдется в точке…

Распадается полет…

Километры, лягут в строчки…

и оскалится душа,

Микрокосмос свой теряя…

А я буду умирать,

На осколках псевдо рая…

И теперь с объятий ада,

Я прошу тебя: не надо…

О чем здесь идет речь? (о наркомании).

Все вы, конечно же, знаете о вреде наркомании, я не буду сегодня говорить много об этом, скажу лишь, что:

* 91 % ВИЧ - инфицированных - наркоманы;

* к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики;

* “сидят на игле” - 9% мальчиков, 5 % - девочек;

* 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.

Ответьте на вопрос: Люди, пробующие наркотик, особенные или такие же как мы?

Так давайте попробуем теперь разобраться в причинах, которые толкают человека к наркотикам:

Из любопытства. У каждого человека в жизни должна быть цель, каждый из нас должен к чему-то стремиться.

Я хочу рассказать вам одну историю: Одна пловчиха, решила переплыть самую бурную реку, чтоб попасть в книгу рекордов Гиннеса. Никто еще не совершал такого подвига. Заплыв был намечен на определенное число, собрались журналисты. На землю опустился сильный туман, но переносить мероприятие было невозможно. И вот девушка взяла старт. Рядом плыла страховочная лодка. Она старалась изо всех сил, но достигнув середины, подала знак, вытаскивать ее. На следующий день спортсменка с легкостью преодолела бурную реку, на удивление всем. И первый вопрос, который ей задали журналисты, был о том, почему же вчера ей не хватило сил? На что девушка ответила - « Я не видела цели»

И, ведь, действительно, живя бесцельно человек, ничего не может добиться, он даже не знает, в какую сторону надо двигаться.

Упражнение 1 : Я предлагаю вам выбрать из списка человеческих стремлений пять, которые важны для вас. К чему стремятся люди в жизни.

* Хорошее образование.

* Хорошая работа и карьера.

* Счастливая семья.

* Слава.

* Деньги, богатство.

* Дружба.

* Достижения в искусстве, музыке, спорте.

* Уважение и восхищение окружающих.

* Наука как познание нового.

* Хорошее здоровье.

* Уверенность в себе и самоуважение.

* Хорошая пища.

* Красивая одежда, ювелирные украшения.

* Власть и положение.

* Хороший дом, квартира.

* Сохранение жизни и природы на земле.

* Счастье близких людей.

* Благополучие государства.

Не забывайте, что, имея впереди цель, вы будете двигаться в нужном направлении. - От одиночества.

Упражнение 2 : Давайте постараемся выяснить: Одиночество, это хорошо или плохо? Я предлагаю вам список позиций одиночества. Тот пункт, который не несет в себе ничего хорошего, мы будем обозначать «- « . Тот, из которого можно извлечь пользу «+»

Состояние депрессии

Возможность разобраться в себе, своих чувствах, мыслях

Не с кем поговорить

Не к кому прикоснуться

Возможность разобраться в своих ошибках.

Возможность приобретения нового опыта

Возможность раскрытия определенных склонностей.

Понижение самооценки

Возможность саморазвития

Возникновение страха, апатии и других губительных ощущений

Возможность для творчества.

Какой из этого мы можем сделать вывод? От нас самих зависит, как мы воспримем одиночество. Как используем это время: для саморазвития или саморазрушения. В знак протеста, чтоб снять напряжение, злость.

Очень часто в нашей жизни происходят конфликты, в том числе и с родителями и с любимыми. В знак протеста уничтожать себя, просто глупо, можно придумать массу других возможностей высказать свое возмущение. Я предлагаю разбиться всем по четыре человека.

Игра «ВЫХОД» .

Задание каждой группе, найти выход из данной ситуации:

1. Девушка рассталась с парнем. Ей больно, обидно, одиноко. Как можно избавиться от этих ощущении?

2. Дима поругался с мамой, он весь на нервах. Каким способом он может расслабиться?

3. Неля не заметила днем на улице соседку и не поздоровалась, вечером та наговорила ей всяких гадостей. Как девочке сохранить духовное равновесие?

4. Ваня поругался с семьей и ушел из дома. Извиняться он считает ниже своего достоинства. Каким образом можно решить эту проблему?

5. Лене всегда в пример ставят ее старшую сестру, ее это уже бесит. Какой она может найти выход?

Как же снять напряжение???

Послушать музыку

Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!

Принять ванну, вода расслабляет. (желательно с настоем мяты)

Пошуметь, покричать.

Поплакать, это помогает, но не более 10 минут

Сконцентрировать внимание на постороннем объекте

Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.

Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости.

Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)

Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.

Обратиться к психологу, родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.

Обратиться к друзьям за поддержкой.

Ответить мысленно на вопросы:

Что я чувствую сейчас (злость) - Из-за чего? (он меня обидел) - что я чувствовала тогда? (обиду, боль) - Почему меня это задело? (он мне не безразличен) - Почему? (он умный, нежный и т.д.) - Мне он дорог? (да) - Какой должна быть я, чтобы он любил меня?

Вопросы можно составить различные к каждой ситуации. Важно то, что отвечая на них, ты разбираешь конфликт, заставляешь себя задуматься и в итоге, прийти к правильному решению.

Игра «ПОДРУГИ»

Я приглашаю сюда двух желающих. Становятся на стульчики. Берутся за руки. Одна будет Аней, другая Аллой. Это две подруги, они с первого класса вместе. Они делили все обиды и радости на двоих.

Но вот у Ани появились какие-то новые непонятные друзья. Она стала меньше времени уделять подруге и долго гулять вечерами (Аня сходит со стульчика)

Проходит еще немного времени, Аня перестает выполнять уроки, просто списывает у Аллы (немного приседает ), Алла, как хорошая подруга, ничего никому не говорит, а сама старается вернуть подругу.

Вот Аня начала прогуливать уроки, от нее часто стало веять спиртным (еще больше приседает), но Алла не бросает подругу.

Аню ищут родители, школа, милиция, она ушла из дома, начала употреблять наркотики. (Аня полностью присела ), но все еще Аллу считает своей подругой

Как вы думаете, кому легче потянуть к себе подругу, Анне, или Алле? (конечно Анне )

Безусловно, влияние друзей очень велико, и человеку потребуется настойчивость и сила воли, чтоб сказать однозначно «нет». В первую очередь отказаться надо внутри себя, принять однозначную позицию.

Игра «скажи: НЕТ»

Давайте попробуем сказать «нет» на практике.

Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.

Варианты отказа:

Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”

“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.

“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”

“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”

“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”

“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.

Умей сказать “Нет”!

После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:

- Как чувствовали себя участники в ролях?

Легко ли подбирать достойные отказы?

А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю:

Притча о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне бы хотелось знать:

Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?

Спасибо за работу, до следующих встреч!

Приложение 2

Анкета

Уважаемые учащиеся, родители, мы просим вас ответить на наши вопросы.

Как вы считаете, почему в нашем селе нет случаев употребления наркотиков?

  1. Хорошо ведется профилактическая работа в школе________________________________
  1. Территориальная отдаленность от больших городов________________________________
  1. В семье уделяется достаточное внимание этому вопросу____________________________
  1. Насыщенность внеурочных мероприятий в школе__________________________________
  1. Нехватка времени у подростков. Почему? ________________________________________
  1. Посещение кружков и секций. Каких? __________________________________________
  1. В селе проходит пропаганда ЗОЖ. Какая?_______________________________________
  1. Другое______________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Анализ анкеты « Почему в нашем селе нет случаев употребления наркотиков?»

Анкетирование проводилось 26 февраля 2014 года, в нём участвовало девять родителей и 12 учащихся 9 класса. На первый вопрос 4 родителей ответили, что профилактическая работа в школе находится на хорошем уровне, 3 ответили – нет, 2 - не знаю. У учащихся результаты такие: 5 человек положительно ответили на вопрос, 5 – отрицательно, 2 воздержались. И дети, и родители согласились с тем, что проблема наркомании в селе отсутствует из – за отдалённости села от большого города. В семьях уделяется большое внимание вопросу употребления наркотиков среди подростков: 6 родителей часто предлагают обсудить с детьми данную проблему, но дети не всегда прислушиваются к ним, из 12 учащихся только 4 ответили, что систематически разговаривают с родителями на эту тему. И родители, и учащиеся отметили, что нехватка времени у подростков существенно влияет на положительное разрешение этого вопроса, так как большую часть времени дети проводят в школе на спортивных секциях и кружках, консультациях. 12 учащихся ответили на этот вопрос положительно. Следует заметить, что 6 родителей хотели бы увидеть больше внеурочных досуговых мероприятий, где можно было бы увидеть творческие способности своих детей. Все респонденты отрицательно отозвались о пропаганде ЗОЖ в селе, такая работа не ведётся, следует обратить внимание работников культуры на проведение различных просветительских, досуговых вечеров на данную тематику.


Наркомания – это не болезнь в обычном смысле этого слова, это страшный порок.

Наркомания – это тотальное (то есть затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья.

Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остаётся без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает своё личное тело.

Ещё одна особенность наркомании состоит в том, что она, как патологическое состояние, в значительной степени необратима, и те негативные изменения, которые произошли в душе человека в результате злоупотребления наркотиками, остаются с ним навсегда. В этом наркомания похожа на увечье: если нога ампутирована, она снова не вырастет, если в результате наркоманских похождений чистота души и семейных отношений потеряны, они не восстановятся. Рубцы в душе заживают куда труднее, чем на коже.

Вдобавок, к большому несчастью для наркоманов, действие наркотиков навсегда «отпечатывается» не только в памяти, но и в организме. И если давно отказавшийся от них человек вновь решит «разок покайфовать», ему неизбежно снова придётся пройти через все круги наркоманского ада.

Знаете, что самое страшное в наркомании? То, что наркоманы (часто также их родные) слишком поздно понимают, что они не просто «балуются наркотиками», а уже зависят от них. Иногда зависимость развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становится наркоманом после первой же инъекции «чёрного» раствора. Что будет в конкретном случае с тем или другим человеком, никто не знает. И никто не должен говорить себе: «Я знаю, что могу попробовать наркотики и ничего страшного не случится».

Такова наркомания. Поэтому не пробуйте наркотики. Если уже попробовали, не повторяйте этот опасный эксперимент над собой. В жизни можно найти достаточно кайфа, чтобы обойтись без его химического стимулятора – но дайте себе этот шанс, не связывайтесь с наркотиками.

Очень часто подростки пробуют наркотик впервые из любопытства или из «солидарности» с компанией друзей. Люди, употребляющие наркотики сознательно, обычно ожидают двух эффектов.

Первый – получить возможность расслабиться, отвлечься от повседневных, иногда очень непростых, проблем или от трагических событий.

Второй – возможность испытать новые, неизвестные, ощущения, стимулировать воображение, творческие способности.

А сейчас я вам расскажу подробнее об одном из наркотиков – конопле:

Конопля – наиболее часто встречающийся наркотик. Из-за того, что препараты конопли обычно курят, в первую очередь приходят в негодность лёгкие больных. Некоторые люди говорят, что коноплю курить даже менее вредно, чем табак – меньше вероятность рака лёгких. Но имейте в виду, что в конопле ничуть не меньше смол и фенантренов, чем в табаке, и именно они вызывают хронический бронхит, рак лёгких. Несмотря на то, что коноплю курят, она весьма серьёзно поражает печень.

Сердце страдает при интоксикации препаратами конопли, потому что они ускоряют частоту сердечных сокращений. Это приводит к перегрузке сердечной мышцы (миокарда). Перегрузка, в свою очередь, быстро истощает ресурсы миокарда и вызывает его дегенерацию. Кроме того, при интоксикации коноплёй нарушается работа нервных узлов, ответственных за ритмичную работу сердца и возникает сердечная аритмия.

Все наркологи в один голос утверждают, что употребление конопли приводит к тяжёлому повреждению головного мозга. Дело в том, что конопля, как и наркотики, нарушают обмен медиаторов мозга. И мозг начинает работать так, как работает у больного шизофренией. Когда интоксикация проходит, функционирование головного мозга восстанавливается, но не полностью.

Наркомания губит человека. Она уносит жизни многих людей, разрушает семьи, наносит вред человеческому организму.

И мне жаль, что наркоманы до сих пор есть в нашем обществе, что они не осознали пагубного влияния наркотиков на их дальнейшую жизнь.

по граждановедению

“НАРКОМАНИЯ – ВРАГ НАШЕГО ОБЩЕСТВА”

ученицы 7 “Д” класса

Седых Екатерины

Москва, 2002


Наркомания в мире… 3

Что такое наркомания?.. 3

Какие бывают наркотики?.. 5

Подавляющие нервную систему… 5

Возбуждающие нервную систему… 6

Галлюциногены… 6

Марихуана… 7

Как их употребляют?.. 7

Борьба с наркоманией… 7

Больной или преступник?.. 8

Когда цель не оправдывает средства… 9

Наркоманию можно победить, но лечить надо и общество… 9

Использованная литература… 11

Наркомания в мире

Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас. Все чаще мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых стали наркотики. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании – “молодое лицо”. Основное число людей, потребляющих наркотики, сейчас составляет подрастающее поколение – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Наркотики – не просто вещества, наносящие вред здоровью. Они стремительно и необратимо разрушают организм и личность человека. Потребление наркотиков, став частью молодежного досуга, увлечений, захватывает все новые клубы, дискотеки, учебные заведения, дворы.

Решение проблемы наркомании в целом сегодня становится одной из важных задач общества. И хотя сейчас уже используется немало медикаментозных программ избавления от наркотической зависимости, это не решает целого ряда проблем совсем не медицинского, а социального характера, актуальность которых возрастает с каждым днем.

Новым и актуальным направлением в наркологической службе является развитие программ профилактики СПИДа среди потребителей наркотиков. Сегодня в рамках наркологической службы города уже развернуты программы профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди потребителей внутривенных наркотиков. Наиболее актуальными на данный момент являются мероприятия по информационному обеспечению работ по профилактике ВИЧ-инфекции (издание листовок, буклетов, брошюр, кампания в средствах массовой информации).

Что такое наркомания?

Наркоманией называется группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции (синдрома отмены) при прекращении их приема. Основными характеристиками наркомании являются приобретенная в результате злоупотребления наркотическим средством измененная реактивность к нему, что выражается в патологическом пристрастии (влечении) к наркотику, измененная восприимчивость, изменение первоначального действия наркотика на организм, возникновение абстинентного синдрома вслед за прекращением употребления наркотического средства. В нашей стране к наркомании относят патологическое пристрастие к веществам, которые согласно списку Постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом СССР (РФ), отнесены к наркотическим средствам.

Термин “наркомания” определяется не столько с клинических позиций, сколько с медико-юридических и социальных и применяется только с учетом болезненных патологических состояний, которые вызываются злоупотреблением соответствующими веществами или лекарственными средствами. Такое применение этого термина вызвало необходимость введения в терминологию клинического определения злоупотребления соответствующими веществами или лекарственными средствами, не признанными законом наркотическими, дополнительного понятия “токсикомания”

На территории РФ применяется унифицированный термин “наркомания” для обозначения болезненного состояния, вызванного потреблением наркотических средств. Таким образом, к наркомании относятся только те случаи немедицинского потребления вещества или лекарственных средств, которые в установленном порядке отнесены к наркотическим средствам.

С клинических позиций как наркомании, так и токсикомании патогенетически весьма схожи. Единой платформой для определения наркомании является лишь тот факт, что болезненное состояние возникло в связи с потреблением наркотических веществ или лекарственных средств, а токсикомания развилась как результат потребления лекарственного средства или иного вещества, не отнесенного к наркотическим. В остальном же клиническая картина той или иной формы наркомании зависит от особенностей наркотического вещества, являющегося предметом злоупотребления. Так, хорошо известно, насколько своеобразно протекает морфинная наркомания в отличие от кокаиновой наркомании. Исходя из этих позиций не случайно для характеристики болезненных состояний, связанных с злоупотреблением наркотическими средствами, используется термин во множественном числе (“наркомании”) и в каждом случае, для каждой формы наркомании используется прилагательное, характеризующее тот или иной вид наркомании: морфинная наркомания (морфинизм), кокаиновая наркомания, гашишная и др.

Какие бывают наркотики?

Наркотики бывают естественного происхождения, известные с древности (марихуана, гашиш, опиум, конопля), и синтетические, т. е. добытые химическим путем. В качестве наркотиков иногда используются лекарственные вещества психотропной группы.

Врачи подразделяют наркотики на несколько групп.

Подавляющие нервную систему

Это героин, опий, дериваты (морфин, кодеин, кетамин), барбитураты (нозепам, реланиум, элениум), седуксен, промедол, фенобарбитал. Эти препараты являются болеутоляющими и снотворными. Наиболее распространенным наркотиком является героин. Героин принадлежит к группе опиатов. Он производится из морфина, но является значительно более сильнодействующим средством. Привыкание наступает гораздо быстрее, чем к любым другим опиатам, в этом особая опасность героина. Это самый разрушительный и затягивающий (пагубный) из существующих наркотиков. В американской медицине он запрещен к применению.

· героин - это церебральный, спинальный и респираторный депрессант;

· первоначальная реакция - род эйфории, ощущение комфорта; это чувство быстро проходит, требуя для своего повторения увеличения дозы;

· непосредственно после инъекции наступает слабость. Это называется «кивок», или «клевание носом»;

· зрачки резко сужены.

Депрессанты (барбитураты) используются в медицинской практике для снятия напряжения и как снотворные.

Психологический и физиологический эффекты:

· сонная одурь, неспособность ясно мыслить;

· плохая координация движений;

· «летаргическая» речь;

· нарушения логики, способности суждения;

· мышечный тремор (дрожь);

· неконтролируемые движения глаз;

· враждебность.

Передозировка барбитуратов - наиболее частая причина смертельных случаев при употреблении запрещенных лекарств.

Возбуждающие нервную систему

Это кокаин, амфетамины - фенамин, дексамфетамин, метамфетамин, экстази, первитин (мощный стимулятор, изготавливаемый кустарным способом), эфедрон.

Дают мощный взрыв энергии, подростки часто употребляют таблетки “экстази” на концертах и дискотеках, после чего могут танцевать часами, не уставая, но эта энергия не берется из «ниоткуда», а компенсируется за счет внутренних ресурсов организма, при этом теряет огромное количество жидкости.

Психологический и физиологический эффекты:

· бессонница;

· потеря аппетита;

· сухость во рту;

· тошнота, рвота, диарея:

· отсутствие «тормозов»;

· нарушения зрения («плывущее» изображение);

· агрессивность;

· галлюцинации, путаница в мыслях.

Галлюциногены

Это марихуана, ЛСД, эрготамин, псилоцибин, мескалин. Эти лекарства способны вызывать изменения в ощущениях, мышлении, эмоциях и самосознании. Наиболее известен препарат ЛСД.

Психологический и физиологический эффекты:

· странные психические состояния, характеризующиеся повышенной чувствительностью к краскам, звукам и другим раздражителям;

· иногда проявляются психические заболевания;

· могут развиться хромосомные нарушения;

· странные психические состояния могут возвращаться спустя много дней после приема последней дозы;

· иногда наблюдается неадекватное восприятие пространства и времени; возникают иллюзии и галлюцинации.

Марихуана

Иные названия - «травка», «сено», «чай», «анаша». Марихуаной обычно набивают сигареты. Первоначально при курении действует как стимулянт, затем вызывает слабость и помутнение сознания. По технической классификации относится к седативным препаратам (успокоительным, снотворным).

Психологический и физиологический эффекты:

· зрачки расширены, белки глаз налиты кровью;

· потеря ориентации в пространстве и времени;

· тремор (дрожание);

· учащенный пульс и сердцебиение;

· головокружение (заметное для окружающих);

· странное, эксцентрическое поведение;

· отсутствие «тормозов»;

· галлюцинации;

· «психологическая зависимость».

Как их употребляют?

· Инъекции: растворы героина, опия, морфина, кетамина, реланиума, первитина, эфедрона.

· Принимают внутрь: кофеин, нозепам, ЛСД, фенамин, дексамфетамин, экстази, эрготамин, мескалин, псилоцибин, барбитураты (нозепам, реланиум, элениум), седуксен, промедол, фенобарбитал.

· Нюхают: морфин, кокаин.

· Курят: марихуану (другое название этого наркотика -анаша, «травка»), «крэк» (термостабильная субстанция кокаина).

· Кладут под язык: морфин.

Борьба с наркоманией

26 июня - Всемирный день борьбы с наркоманией. В этот день весь мир говорит о том, что современное общество заражено тяжелейшей психической болезнью, которую надо лечить. Карательные меры не решают проблемы, хотя у представителей российской государственной власти на этот счет иное мнение.

Наркомания уже обрела статус социальной болезни. Она прогрессирует и поражает все слои населения. Никто достоверно не знает числа заболевших - официальные показатели можно назвать вершиной айсберга. Одни говорят, что эти цифры можно смело умножать на десять, другие - на пятьдесят. 97 процентов ВИЧ-инфицированных - наркоманы. Это болезнь молодежи, каждый десятый потребитель наркотиков - подросток до 18 лет. Специалисты утверждают, что не осталось ни одной школы, вуза, техникума, в которых не было бы подростков, больных наркоманией.

Государство пытается бороться с наркоманией, так, как умеет, как считает нужным. В сентябре 1999 года правительством РФ была принята программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”. Участвуют в ней органы здравоохранения, просвещения, а также органы внутренних дел. Наблюдается устойчивый рост тяжких преступлений - по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось в 3,5 раза. Наркобизнес меняет свои черты: наркотики из растительного сырья уступили место синтетическим, которые не надо готовить. Поэтому притонов все меньше, а употребление наркотиков становится индивидуальным.

Больной или преступник?

Кто же он, наркоман, - преступник, которого надо ловить, сажать в тюрьму, или больной, которого надо лечить? Что заставляет его рисковать?

Наркомания - биологическая, прогрессирующая и смертельная болезнь. Период кайфа очень короток - 10–12 инъекций героина, 5–6 месяцев употребления опия. Затем наступает физическая зависимость, при которой наркотик становится лекарством, а наркоман - инвалидом. В отношении больного не должно быть понятия “виноват”. Наркобизнес - это другое дело.

Наркомания - это болезнь, ее надо лечить. Она страшна тем, что растет как снежный ком: когда перестают действовать более легкие наркотики, наркоман переходит на тяжелые, в конечном счете это приводит к гибели тысяч молодых людей. Сегодня наркоманы ушли в подполье. К этому привели запретительные меры, к которым от бессилия прибегают наши правоохранительные органы. Силы общества должны быть направлены на то, чтобы из наркоманов сделать не врагов, а союзников врачей и милиции”.

Когда цель не оправдывает средства.

Среди борцов против наркомании бытует мнение, что наркоманы не хотят лечиться. Это неправда. Правильнее было бы поставить вопрос так: где и как можно лечиться? У многих ли есть деньги на это?

Во всем мире избавлением от наркозависимости занимаются медицинские учреждения разных форм собственности, где обеспечивается анонимность. Разрешительным документом для лечения таких больных является квалификация и профессионализм медицинского персонала.

Самое сложное в лечении наркомании - психологическая зависимость. Государственных реабилитационных центров у нас нет. Этим занимаются частные клиники. Но много ли найдется пациентов, готовых заплатить за услуги 30 тыс. рублей и более?

Наркоманию можно победить, но лечить надо и общество

У каждой болезни есть своя причина. У сердечно-сосудистых - стрессы, у онкологических заболеваний - плохая экология, у наркомании - бездуховность общества. Наркомания - крайняя форма духовного кризиса личности.

Наркомания расцветает, когда старые ценности мертвы, а новые еще не созданы. В России нет национальной идеи, модели будущего. Помимо социальных причин есть причины личностные. Это болезнь недолюбленных детей, тех, у кого шаткая психика, нет душевных ориентиров. Ребенка недолюбили, не оценили таким, каков он есть, и в душе поселяются страдание и боль. Наркотики становятся обезболивающим средством.

Можно ли вылечить наркомана? Если рассматривать результаты лечения с позиции гриппа или ангины, то нет. Но это болезнь. Такая же, как и другие. Ее можно сравнить с сахарным диабетом. Больной диабетом - человек, который устроен не так, как все. Но он остается полноценным и здоровым, если не ест сладкого. Лечить наркоманию должна команда врачей-наркологов, психиатров, психотерапевтов, психологов и социальных работников.

Существуют разные методики лечения, но работают только духовно ориентированные программы. Речь идет не о том, чтобы ставить свечки в церкви, а о внутренней духовности человека. Это осознание и понимание целостности мира и своего места в нем, принятие себя и ответственности за свои поступки. Тогда проходит страх и приходит уверенность и радость жизни.

Сейчас во всех развитых странах рост наркомании остановлен. Остановлен благодаря тому, что все силы и средства направлены на профилактику среди здоровых и на лечение больных. Профилактическую работу нужно начинать с детского сада. Необходима большая работа в школах, с родителями. В Америке за души детей идет борьба чуть ли не с пеленок: в игровой форме в детских садах, посредством мультипликации. Работа с детьми не должна носить характер лекций, которые вызывают у них только скепсис. Это должны быть доверительные беседы партнеров. Нужно организовывать досуг молодежи, кружки, секции, студии должны стать доступны всем детям. Необходимо еще в школе выявлять группы риска.

Для борьбы с наркоманией должны объединиться все позитивные общественные силы - духовенство, государство, образование. Пока этим занимаются врачи и милиция. Силовыми методами проблемы не решить. Программа должна работать не на процесс, а на результат.

Наркомания - страшное социальное зло, враг, с которым мы должны бороться всем миром. Особую тревогу вызывает рост числа наркозависимых среди женщин, детей, подростков. Это удар, направленный в наше будущее.

У наркотиков, безнадзорности, детской и подростковой преступности есть альтернатива. Это искусство и спорт, это красота и мир, это здоровый образ жизни.

Дети достойны того, чтобы жить яркой, насыщенной, здоровой жизнью на территории, свободной от наркотиков. За это стоит бороться.

Использованная литература

  1. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: 2-е изд., испр. и доп. Издательство “Невский диалект”, Санкт-Петербург: 2001 г., 213 стр.
  2. Исмуков Н.Н. Без наркотиков. Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. Издательство “Фаир-Пресс”. М.: 2001 г., 384 стр.
  3. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов. Серия: Учебники «Феникса». Издательство “Мир книги”, М.: 2001 г., 384 стр.
  4. Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания Издательство “Информ-12”, 1999 г., 112 стр.,
  5. Шпаков А.Н. Справочник для родителей и детей. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. Происхождение, распознавание, лечение, профилактика. Издательства: Зенит, Энергия, М.: 2000 г., 368 стр.
  6. Использованы плакаты Общероссийского Союза Общественных Объединений “Россия без наркотиков”.