По каким дням читать акафисты святым. Акафестная песнь Святителю Чудотворцу Спиридону Тримифунтскому. Каноны и акафисты

Обращаться ко Господу через молитву , торжественную хвалебную песню – древняя православная традиция . Акафист – это один из многих различных видов церковных гимнов . Дошедшее к нам из Греции слово “Ο Ακάθιστος Ύμνος ” происходит от местного слова “akathistos “, где а – это отрицание , а kathizo – сидеть . Его также называют “неседальным гимном “, потому что исполнять его принято стоя .

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста . Этот жанр известен с ранних Византийских времен . Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы . Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах . Самым первым гимном , дошедшим до современности , стал великий акафист Пресвятой Богородице , он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов . Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия ). Многие гимнографы называют и более ранние сроки . Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов . В те дни Патриарх Сергий , проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен , и умолял Бога о защите от войск персов и скифов , которые осаждали Константинополь . Люди просили Господа о заступничестве в храмах , умоляя спасти их дома и родной город .

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города . Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм ), где хранились святыни : чудотворная икона Богородицы и Ее риза , а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь .

Христианские поэты составили подражания этому акафисту , а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому , которого Церковь начинает прославлять . В рассказе А .П . Чехова “Святою ночью ” можно встретить художественный рассказ о том , как люди сочиняли акафист Богородице . Подобные молитвы продолжили традицию жанра .

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни . Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт –христианин . Сейчас есть не только классические акафисты , которые мы могли встретить в древности , поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу , Богородице , святому , а иногда и церковному празднику .

В России акафист , особый вид молитвы , появился около 916 –го года . Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице , который называют “великим акафистом ” и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф . Это – 13 кондаков и 12 икосов . Икосы принято начинать с греческих букв . Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени . Текст акафиста содержится в нескольких книгах , но считается , что изначально он появился в Триоди Постной . Его поют только один раз в году . Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют “Похвала Богородице ” или “Суббота акафиста “.

Существует около 30 различных редакций акафиста . В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн ), а киевская версия 1627 года . Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей ), автор перевода “Триоди постной ” О том , что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века , говорит книга “Канонник ” Кирилла Белозерского , которая вышла в 1407 году .

В синксаре субботы 5 –ой седмицы Великого Поста отмечается , что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя , которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы . Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей . Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще . Лейтмотив акафиста – это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия .

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную . Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого , поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет .

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов . Это 25 песен , они соответствуют порядку букв греческого алфавита . Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен , кондаков и двенадцати пространных песней , которые называют “икос “. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника , которому посвящен акафист .

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся ” а кондаки на воспевании “Аллилуйя ”, которое означает “хвалите Бога “. Икос , который читают после кондака обычно делят на две части . Читать икосы без кондаков не принято .

Акафист напоминает классический кондак по своему составу . Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы : двенадцать из них более краткие , с восхвалением “аллилуйя ” и двенадцать длинных , которые соответствуют первому припеву кондака . Но , в отличие от кондака классического типа , акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления . От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы . Хайертизмы – это восхваления которые , начинаются со слова “Радуйся!” . Первое слово в краткой вводной фразе икоса – тоже “Радуйся “. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому , кому он посвящен , после него обязательно повторяется первый икос , затем опять читается первый кондак .

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила . В этом случае начальные молитвы обычно не читают , можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы “Достойно есть “. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь – 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Слушать акафисты:

Акафист

Христианство – это самое распространенное религиозное течение на территории России. Миллионы жителей страны исповедуют веру во Христа. Более подробное определение предлагает Википедия.

В православной традиции общение с Богом в основном происходит через молитву. Это специальный текст, написанный святыми, апостолами, пророками или современными священниками и утвержденный собором церкви. Предлагаем разобраться, что такое акафист и когда его читают православные.

Молитвенные тексты разделяются на три основных вида:

  • благодарственные;
  • покаянные;
  • просительные.

В переводе с греческого языка это «неседальная песнь», что означает: молитва, во время чтения которой нельзя садиться.

Справедливости ради следует отметить, что «неседальных» молитвенных текстов не так уж и много.

К ним относится только «Отче наш», заповеданная самим Богом, «Верую», содержащая в себе основные церковные догматы, «Достойна» или «Задостойник» – молитвы Пресвятой Богородице, а также чтение Апостольских посланий и Святого Евангелия.

Из этого можно понять, какую важную роль играет акафист и при обращении к Богу, Богородице и святым угодникам.

Данное молитвословие относится к благодарственным, по своему содержанию напоминает более древний кондак или канон. Акафист состоит из 12 частей – икосов.

Отличительной особенностью этого текста является употребление слова «Радуйся», «почтим похвальными песньми» и «Аллилуйя».

Акафист впервые встречается в письменных источниках в середине шестого века, но существуют версии, что он использовался и раньше.

Когда и как он появился, доподлинно неизвестно. В одном из преданий говорится, что святой апостол Фома, один из двенадцати ближайших учеников Христа, насадил чтение хвалебных песнопений собственного сочинения в Индии – стране, в которую он был послан для проповеди.

Кто-то находит тексты, по содержанию похожие на акафист, в записях с 3 и 4 Вселенских соборов церкви.

Как бы то ни было, в церковной службе данная молитва утвердилась в 626 году хвальбой пресвятой Богородице «Взбранной воеводе победительная», которую еще называют Великим Акафистом.

Текст был написан монахами после осады Константинополя в благодарность небесной Владычице за чудесное спасение от славян и аварам, желающих захватить Царьград.

Позднее создавалось множество акафистов святым, апостолам, Богородице.

Но некоторая информация все же дошла: над их созданием трудились святейший Патриарх Исидор и Патриарх Филофей, преподобный Никифор, преподобный Григорий, святой митрополит Иоанн и другие.

Когда читается акафист?

На сегодняшний день он нечасто встречается во время церковных служб. Церковный устав говорит, в каких случаях читаются такие гимны: на службе «Похвалы Пресвятой Богородице», «Покрова», различных молебнах, а также при подготовке к таинствам причастия и венчания. В основном он употребляется в домашней молитве.

Для чтения хвалебных песнопений не требуется особых знаний и подготовки.

Молитвы просты и написаны по порядку, главное, отбросить все дела и посторонние мысли и сконцентрироваться на чтении.

По благочестивой традиции, дома перед чтением акафиста следует зажечь свечу или лампаду перед иконой, одеться, женщине повязать платок или шарф на голову.

Как говорил апостол Павел, «Всякая жена молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой постыжает голову свою».

Важно! Больному человеку, уставшему, на работе или в путешествии допустимо молиться без дополнительной подготовки, главное, чтобы обращение шло от сердца.

Длина гимнов сильно разнится, но обычно чтение хвалебной песни занимает не более 10–15 минут времени, многое зависит и от того, как читать. Чтение акафиста, как и других молитвословий, чрезвычайно полезно для души. Благодарность – крайне важная часть молитвенного общения.

Хвалебные песни Господу, святым и Богородице просвещают и освящают человека изнутри, воссоединяют с Создателем и помогают на жизненном пути.

Апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

Акафист считается очень сильным молитвословием. Даже однократное его прочтение имеет колоссальный результат для человека.

Человек как будто наполняется светом и радостью изнутри, а хорошие события выстраиваются в очередь, чтобы начать происходить.

Чтение данной молитвы полезно в трудных жизненных ситуациях, при подготовке к ответственному событию (экзамену, свадьбе, переезду), для помощи в определенных делах, при ссорах и конфликтах с ближними, перед рождением ребенка и других событиях.

Какие тексты произносить, зависит от ситуации и внутреннего настроя. В случае если человек имеет какое-то прошение, рекомендуется читать акафист ежедневно в течение 40 дней. Считается, что после этого непременно придет решение ситуации или события разрешатся сами собой.

Акафист Богородице

Богородица занимает особое место в лике святых. Выносившая и родившая самого Господа и Божественного Спасителя мира, она, как мать, имеет особое к нему дерзновение. Молитвы Богородице всегда приносят быстрый и явный результат.

Акафист Пресвятой Богородице довольно распространен, их насчитывается около сотни, каждый святой хотел угодить небесной Владычице и внести свою крупинку в ее восхваление. Однако по сей день самым распространенным и сильным считается первый из дошедших до нас «Взбранной воеводе победительная».

Существует множество красивейших песнопений, которые можно найти в Интернете. Красивой современной интерпретацией является духовный стих «Мария Дева Чистая».

В нем текст изменен в стихотворной форме и наложен на мелодичную музыку.

В Псалтыре царя Давида говорится «Хвалите его (Господа) во струнах и органе», все псалмы изначально были написаны в стихотворной форме, которую они утратили из-за перевода, и пелись под музыку.

Спиридон – это великий святой и просветитель православной церкви, живший в 3-4 веках. Всей своей жизнью праведник стремился угодить Господу, совершал множество чудес и сотни людей привел ко Христу. В числе прочих священников он обличал неправедного Ария на первом Вселенском соборе.

На пути святого встречались тяжелые испытания, но он преодолевал их силой молитвы и Божественной благодатью. Спиридон был похоронен в храме святых апостолов, где до этого служил многие годы.

И после смерти святого его чудеса не закончились, ведь святой вознесся на небеса и оттуда ходатайствует Богу за всех его просящих. Память Спиридона Тримифунтского празднуется 25 декабря православной церковью.


Акафист святому Спиридону поможет каждому человеку обрести душевный покой.

При жизни святой имел благодать видеть тайные помыслы людей и их согрешения.

Чтение молитвы может помочь открыть человеку глаза на некоторые события его жизни и поможет пересмотреть поведение.

Святой Спиридон славится, как добрый помощник в работе и обретении состояния, но только честным трудом. Если у человека на уме мошенничество, святой, напротив, разрушит все его планы.

Как правильно читать акафист Спиридону Тримифунтскому? Эту хвалебную песнь нужно читать с соответствующей подготовкой. Для начала желательно прочитать житие святого Спиридона, оно поможет приобрести соответствующий молитвенный настрой.

Важно! Чтение должно происходить в тишине, неторопливо, с четким произнесением слов. Для более плодотворной молитвы можно приобрести икону святого Спиридона Тримифунтского.

Полезное видео:

Подведем итоги

Теперь вы знаете, для чего и в каких случаях читается хвала Господу и Богородице. Иногда такое случается – человек возносит молитвы, ставит свечи, ходит в храм на Божественную Литургию, прося чего-то, но его просьба не исполняется.

Человек начинает роптать на Бога, и, что самое страшное, перестает в него верить. Но, как говорил пророк Давид, «(Господь) Исполняет во благих желание твое».

Богу лучше известно, что нужно человеку, и он делает все, чтобы устроить жизнь наилучшим образом. Нужно просто положиться на Его светлую волю. Сверху виднее!

Чудотворные слова: молитва перед и после акафиста в полном описании из всех найденных нами источников.

ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ

Напечатанные курсивом пояснения не читаются.

Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после “седмипоклонного начала”:

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон) .

Б оже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон) .

С оздавый мя, Господи, помилуй мя (поклон) .

Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон) .

В ладычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон) .

А нгеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон) .

С вятый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек ), моли Бога о мне (поклон) .

С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами) .

С

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .

П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .

П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем читается канон и (или) акафист (читается после 6-й песни канона).

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста. Затем:

Д остойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Ч естнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале.

Каноном называется молитвенное последование в честь праздника или святого, состоящее из 9 песен, написанных по образу т.н. “пророческих песен” или “песен Священного Писания”. Фактически в каноне 8 песней, т.к. вторая поется только в особых случаях (обычно в Великий пост). Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос (греч. связь ) – это первая строфа песни, задающая музыкальный тон для всех остальных (в древности все каноны пелись), а также связывающая канон по смыслу с соответствующей пророческой песнью. Однако на молебне ирмос читать не обязательно, поэтому иногда он приводится сокращенно – только начальные слова. Тропари – все последующие строфы песни. Обычно их бывает 4-5, хотя в некоторых случаях может быть и больше. Перед каждым тропарем читается припев (запев), соответствующий данному канону (обычно указан в начале канона). Если запев не указан, читаем припевы по следующему правилу:

К праздничным канонам Господу:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

К молебным канонам Господу:

Милостиве Господи, услыши молитвы раб Твоих, молящихся Тебе.

К канонам Пресвятей Богородице:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

К канонам святым:

Святый пророче или мучениче или святителю (имя рек), моли Бога о нас.

К предпоследнему тропарю песни запев:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (часто сокращенно записывается Слава:).

К последнему: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. (сокращенно записывается И ныне:).

Акафист (греч. неседален ) состоит из 25 строф, которые по смыслу объединяются попарно в звенья, состоящие из кратких кондаков и более пространных икосов. Икос содержит до 12 приветствий – херетизмов, начинающихся со слова “радуйся” (греч. – хере ). Последняя, 25– я строфа, является молитвенным обращением к прославляемому, читается трижды.

ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ И АКАФИСТОВ

Что такое акафист и как правильно его читать?

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки - 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы - 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей - им разрешено читать его сидя, в крайнем случае - лежа.

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.

Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды - в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги - главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен - это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? - Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия - Димитрия, Ивана - Иоанна, Татьяны - Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство - писать не нужно, можно лишь указать нужду - болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Акафист - это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Чтение акафистов или канонов дома

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Поэтому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и приведенные ниже молитвы не нужно. Акафист или канон читается в таком случае после утренних или вечерних молитв, перед окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва Пресвятой Троице

Молитва Господня

О́ тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Символ веры

1 В е́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2 И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3 Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4 Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5 И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6 И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7 И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8 И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9 Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10 Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11 Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12 и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание по чтению канона. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым: Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева. Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей. В восьмой песни вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Представленные на Акафистнике каноны предназначены, в первую очередь, для домашнего чтения и содержат некоторые упрощения (убраны подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и т.п.). Тексты для богослужения доступны в «зеленых» и «коричневых» минеях.

Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми - Пресвятой Богородице. Третьими - святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Окончание молитв

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

А́ нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. А ми́нь.

С помощью кнопки выберите банковскую карту или Яндекс.Деньги.

©2004-2017 - При использовании материалов ссылка обязательна.

Верующие люди знают, что в православных текстах каждое слово имеет значение. Домашнему чтению должна предшествовать молитва перед акафистом. Завершают его также специальные молитвословия, имеющие важное значение. Если не получается понять их содержание и значение, то лучше не торопиться и разобраться. Бессмысленное чтение не принесёт никакой пользы, а только внесёт смятение в душу.

Акафисты и каноны

Начальные и заключительные молитвы необходимо произносить как дома, так и в храме. Для домашнего чтения следует получить благословение священника, который посоветует срок и порядок совершения ритуала.

Людям, мало знакомым с православной верой, желательно начать с внимательного чтения утреннего и вечернего священного текста, где также присутствуют предначинательные и завершающие молитвы.

Понятие акафиста

Акафисты успокаивают, приносят умиротворение. Они не являются обязательным элементом богослужения за отдельными исключениями. Дома люди часто прибегают к таким текстам, посвящённым Иисусу Христу, различным иконам Богородицы, Ангелу-Хранителю.

Акафист трактуется как гимн, прославляющий Господа, Пресвятую Богородицу . Он произносится стоя. Особенности его структуры:

  • в его составе 12 икосов - длинных хвалебных песен и 13 коротких - кондаков;
  • икосы завершаются обращением к Богородице - «Радуйся», что определяет общий положительный настрой текста, поэтому существует традиция не читать их в Великий Пост, когда все призывает к покаянию;
  • кондаки оканчиваются восклицанием «Аллилуия», которое означает похвалу Богу;
  • в икосах и кондак имеются исторические и догматические сведения, которые чётко разделяются.

Понятие канона

Также часто читаются дома и в храме каноны, которые представляют собой гимны, восхваляющие Христа, Божью Матерь, святого или какой-либо православный праздник. Они являются частью церковных служб, на некоторых их них они занимают значительное место. Также их принято читать за умерших людей в отличие от акафистов. Обычно Канон за единоумершего читается за конкретного человека в течение 40 дней после его смерти.

Особенности структуры:

  • в каноне имеются песни, их число варьируется;
  • каждая песнь включает в себя тропарь и ирмос;
  • в нём содержатся эпизоды библейской истории.

Виды предначинательных молитв

Многие люди хотят знать, какие молитвы нужно читать перед акафистом. Они используются и по отдельности, но перед акафистом или каноном они должны располагаться обязательно в определённой последовательности:

  • предначинательная молитва;
  • Святому Духу;
  • Трисвятое;
  • обращение к Троице;
  • Отче наш;
  • псалом 50;
  • Символ веры.

Каждое из молитвословий играет важную роль, все вместе они:

  • настраивают на соответствующий лад;
  • приводят мысли в порядок;
  • помогают вникнуть в смысл текста;
  • способствуют видению своих грехов;
  • содержат обращение ко всем 3 лицам Святой Троицы - Богу Отцу, Иисусу Христу, Святой Троице.

Она необходима для призвания милости Господа к молящимся, прославлении Творца. Верующие признают наличие грехов у себя и просят Христа привести их ко спасению:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Святому Духу

Эта часть представляет собой обращение к третьему лицу Святой Троице - Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Она направлена на призвание Святого Духа, чтобы он стал составной частью жизнью христианина, освящая её со всех сторон, приводя ко спасению души. Существуют особые правила чтения от Пасхи до Троицы, которые необходимо уточнить.

Трисвятое

Она произносится обязательно с совершением крестного знамения и поясным поклоном 3 раза:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Существует версия, что Трисвятое услышал мальчик, молившийся в 5 в. в Константинополе о прекращении землетрясения. Впоследствии Трисвятое прочно вошло в богослужение, оно произносится в особые моменты и несёт глубокий смысл.

Троице

Она знаменует собой непосредственное обращение ко всем лицам Святой Троицы:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В ней ярко выражен покаянный настрой и призвание Святой Троицы для исцеления немощей. После 3 раза подряд повторяется древнейшая покаянная молитва и прославление Бога.

Отче наш

Значение этой молитвы велико - она единственная была дана самим Господом и помещена в Евангелие:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Это обращение к Господу с просьбой дать насущные блага, простить грехи за прощение грехов ближних, отвратить от лукавых помыслов. Она даёт ориентир на праведную жизнь.

Отче наш произносится за каждой литургией. Сразу после Отче наш нужно 12 раз прочесть покаянную молитву, вознести хвалу Богу и поклониться Ему.

50 псалом

Этот покаянный псалом является частью книги Псалтырь царя Давида. Он появился после совершения им серьёзных грехов. Этот псалом часто читается во время богослужения. Он выражает искреннее раскаяние человека в грехах, желание жить праведно и надежду на помощь Бога.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Он выражает догматы православной веры, был введён на Вселенских Соборах в 4 в. Символ веры произносится во время таинства крещения и в ходе литургии. Он включает в себя 12 частей, каждая из которых может рассматриваться по отдельности:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Заключительные молитвы

После завершения чтения необходимо произнести краткое молитвословие:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй.

Оно выражает хвалу Богородице, Господу, Святому Духу, надежду на спасение, 3 раза произносится покаянная молитва.

Молитвы перед чтением акафиста и после очень важны для человека, решившегося прикоснуться к православной вере. Но читать их надо внимательно и правильно, чтобы не исказить смысл слов. В противном случае никакой пользы душе не будет.

Cодержание статьи:

Богослужения в храме сопровождаются песнопениями, имеющими разные наименования и смысловые значения. В связи с этим многие люди интересуются, в том числе, что означает слово «акафист» и какое место он занимает в церковной культуре. Попробуем разобраться.

Что такое акафист и когда его читают?

Если коротко, то акафист – это хвалебный гимн Богородице , Господу и его святым:

  1. Его читают только стоя, недаром дословный перевод с греческого это и обозначает, поэтому его именуют еще «неседальной песнью ». Всего их 25 (по числу букв в греческом алфавите): 13 хвалебных (кондаков) и 12 пространных, объясняющих суть события (икосов);
  2. Церковным уставом не предусмотрено обязательное пение акафистов в храмах, а во время Великого Поста это вообще запрещено всем, за исключением Похвалы Богородице и Страстям Господним – в определенные дни. В остальное время года исполнение разрешается. Обычно это делают стоя напротив иконы Всевышнего, Богоматери или прославляемого святого, а также того, у которого просят помощи или защиты;
  3. По большому счету, акафист является молитвой , причем в большей мере келейной, домашней. Если у вас отсутствует необходимая икона, то его можно прочитать и в храме или просто стоя лицом на восток. Желательно знать, с какой просьбой лучше обращаться к тому или иному святому угоднику.

Следует прочитывать его сразу полностью и по благословению духовника.

Кто пишет тексты для акафистников?

Это – сборник текстов песен, прославляющих Бога, его Матерь и святых:

  • Первый такой хвалебный гимн, названный Великим Акафистом , во имя Богородицы, написал святой Роман Сладкопевец, однако существуют и другие мнения, причисляющие к авторам Георгия Писиду и патриарха Сергия Константинопольского. Ориентировочное время появления – 626 год;
  • В России они стали очень популярны с 18 века. Авторами их были не только священнослужители разного ранга, но и миряне: как мужчины, так и женщины. Пишутся они по традиции на церковнославянском языке;
  • Теоретически написать их может любой человек, обладающий знаниями в области истории, владеющий языком написания, знанием богословских традиций стихосложения подобных произведений и, разумеется, обладающий талантом поэта;
  • В настоящее время церковью рассматривается необходимость утверждения новых текстов ее Высшим руководством, так как данные песнопения стали очень распространены в храмах.

При чтении акафиста соблюдается последовательность произнесения разных видов песен и молитв.

Как правильно читать акафисты дома?

Для этого необходимо знать порядок чтения текстов и иметь большое терпение:

  1. Перед произнесением акафиста читают начальное: «Помилуй нас, Господи…» и «Слава тебе Боже…»;
  2. Далее следуют молитвы Святому Духу, Трисвятое, Пресвятой Троице, «Отче наш» и «Придите, поклонимся…», последнюю – трижды. За ними идут Псалом 50 и Символ веры;
  3. Читается акафист. Согласно существующим правилам, икос (они делятся на две части) читают всегда не как самостоятельную песню, а только после кондака. В этом случае становится понятно, во-первых, кого или что прославляют, а во-вторых, почему это делается, то есть заслуги святого или суть праздника;
  4. Чтение икоса завершается словом «Радуйся», а кондака – «Аллилуйя» («Хвалите Бога»). Принято считать, что в последнем, повторенным трижды, объясняется, кому посвящен акафист и содержится обращение к нему;
  5. Закончив исполнение основного текста, необходимо прочесть так называемые молитвы завершающие , посвященные величанию Богородицы («Достойно есть») и «Господи, помилуй».

История хвалебной песни Матери Божьей – заступнице Константинополя

В Уставе церкви предусмотрено исполнение только одного типа акафиста – Великого:

  • Он был посвящен Богородице и написан во времена правления византийского императора Ираклия в первой четверти 7-го века по случаю чудесного освобождения города от осады врагов, где она была защитницей и покровительницей горожан. После победы на воротах было написано ее изображение и сочинен Великий Акафист «Взбранной Воеводе…»;
  • Он исполняется ежегодно только в Великий Пост (в Субботу Акафиста), и именуют его Похвалой Богородице;
  • Поначалу этот термин обозначал название конкретного произведения, но впоследствии в России им стали называть все поэтические хвалебные церковные в песни, то есть он стал обозначать литературный жанр. Сложилась традиция сочинять акафисты в честь каждого святого (в том числе и новых), что, однако, не сделало их изложение в целом достойным первого (классического) акафиста. Так считает известный богослов Киприан (Керн).

Данная тема развита и в рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» .

Чем отличается канон от акафиста?

Несмотря на то, что оба они относятся к хвалебным гимнам , их порядок и смысл не совсем одинаковы:

  1. Канон имеет два значения: правил и норм церковной жизни или жанра песнопения, в котором прославляются Господь, Богоматерь и святые;
  2. Порядок пения канонов определяется церковным Уставом и происходит каждый день. В отличие от них, акафист, который, как нам уже известно, в этом документе не прописан, читается только по заказам прихожан во время молебна;
  3. Каноны содержат в основном по 8 песен. Внутри каждая из них делится на ирмос (первая строфа) и тропари. Число последних составляет, как правило, 2-6, но бывает и до тридцати (в «особом» каноне). Каждый кратко, а вместе они объясняют суть праздника или жизнь и подвиг святого. Ирмосы задают метрический размер песен. Их обычно поют, а тропари читают.
  4. В отличие от акафистов, можно исполнять одновременно несколько канонов. Последние также относятся скорее к разряду покаянных жанров, в отличие от хвалебных акафистов.

Тексты канонов принадлежат перу священников, тогда как у акафистов может быть автором любой человек.

Покаянный Канон святого Андрея Критского

Он является самым большим произведением такого жанра:

  • Возникновение его связано с жизнью и деятельностью преподобного Андрея Критского, создавшего его как новую священную форму песнопения;
  • Произошло это в результате преобразования молитвенных текстов, именуемых тропарями, которые пели параллельно с ветхозаветными псалмами и гимнами;
  • Святитель сделал их самостоятельными частями богослужения. Постепенно они приняли образ, связанный уже с Новым заветом, в результате чего и появился канон, состоящий из разнообразных тематических циклов тропарей;
  • Сначала их присоединяли к старым 9-ти песням на основе Священного Писания, а когда прежние формы отмерли, оставшиеся каноны стали содержать в своей структуре песни, максимальное количество которых и составило ту же самую цифру;
  • Самым полным является Канон святого Андрея Критского . В его основе лежит не просто стремление формально вымолить у Бога прощения, но духовно исцелиться и очиститься с его помощью от своей греховности.

Поют его дважды во время Великого Поста. Он имеет 9 песен, и в каждой из них до 30 тропарей .

Посещая храм, многие заказывают молебен, но не все знают, что такое акафист, который также можно выбрать для исполнения во имя любого святого. Данной статьей мы постарались это объяснить.

Видео: чтение хвалебной молитвы Богородице

В данном ролике церковный хор «Величание» прочитает акафист, посвященный Богородице, Царице Небесной:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!