Черный хлеб режиссера. Режиссер леонид хейфец Личная жизнь Леонида Хейфеца

Будущий педагог и театральный режиссер появился на свет в Минске 4 мая 1934 года. Он рос озорным мальчишкой. Никто в те годы не мог предположить, что Леонид когда-то станет заниматься творчеством.

По настоянию отца Хейфец поступил в Белорусский политехнический институт. Однако на последних курсах вуза Леонид проявил свой вольнолюбивый характер и ушел из института, чтобы учиться в ГИТИСе. Хейфеца манил театр.

Наставники не раз отмечали в Леониде умение организовать многих людей для совместной работы. Хейфец умело использовал пространство сцены, мастерски выстраивал действие и своевременно включал наиболее подходящие интонации.

Леонид Ефимович Хейфец: этапы творческого пути

Дебютом режиссера стал спектакль «Сотворившая чудо» (1962), который шел в ТЮЗе Риги. В качестве дипломной работы Хейфец представил спектакль «Шоссе на Большую Медведицу» (1963).

После окончания учебы Хейфеца уже довольно хорошо знали как режиссера, отличающегося очень серьезным подходом к постановочной работе. Его сразу же пригласили на пост режиссера в Центральный академический театр Советской Армии. Здесь режиссер ставит спектакли «Мой бедный Марат», «Смерть Иоанна Грозного», «Дядя Ваня», «Часовщик и курица».

Хейфец предлагал зрителям новое прочтение известных литературных произведений. Он поднимал в своих спектаклях вопросы этического и гражданского характера. Творческий почерк режиссера определялся мастерским соединением холодного расчета, логики и рассудительности.

С начала 70-х и до середины 80-х годов Леонид Ефимович трудился в Малом театре. В его постановках сквозил присущий его творчеству драматизм. Одними из самых удачных проектов тех лет стали постановки по пьесам Шекспира. Однако не забывал режиссер и об отечественной прозе. Одним из любимых авторов Хейфеца был Даниил Гранин.

Леониду Хейфецу довелось плодотворно поработать и за пределами страны. Он ставил спектакли в Польше, Болгарии и Турции. После возвращения на родину режиссер работал с коллективами нескольких театров.

Личная жизнь Леонида Хейфеца

В театральной среде очень часто личная жизнь переплетается с творчеством. В 1982 году во время работы над одним из проектов Хейфец познакомился с Натальей Гундаревой. Режиссера покорили непосредственность актрисы и ее позитивный жизненный настрой. Разница в возрасте не стала помехой для создания семьи. Но вскоре начались ссоры, за которыми последовал развод.

Второй женой Хейфеца стала Ирина Тельпугова, актриса Малого театра.

Леонид Хейфец и теперь активно ведет преподавательскую и режиссерскую деятельность. Он охотно дает интервью и с удовольствием пишет книги.

Совет 2: Хейфиц Иосиф Ефимович: биография, карьера, личная жизнь

Работы выдающегося драматурга и режиссера Иосифа Ефимовича Хейфица вместили в себя всю историю советского периода. Мастер показал себя настоящим художником, сохранившим на пленке для потомков образ человека в постоянно меняющейся истории.

Даже в экранизации творений классиков Иосифу Хейфицу удавалось в их героях находить черты современников, рассказывая о дне текущем. Он талантливо перекладывал прозу на киноязык, а его режиссерские находки всегда оказывались удачными.

Детство и юность

В 1905 году в Минске, в семье служащего Ефима Хейфица на свет появился мальчик. Неординарными творческими способностями Иосиф поражал с детства. Позднее он заинтересовался кинематографом.

В 1924 юноша переехал в Ленинград для учебы в техникуме экранного искусства. Там Иосиф познакомился с Александром Зархи, своим будущим соавтором и другом.

Студенту удачно удавалось совмещать учебу с написанием рецензий для киножурнала «Неделя». После завершения учебы Хейфиц продолжает совершенствовать знания и умения В Институте истории искусств на факультете кино, тогда же начав работу на фабрике «Совкино».

Совместно с Зархи будущий мастер пишет сценарии для фильмов «Транспорт огня» и «Луна слева». Друзья организовали постановочную комсомольскую бригаду и начали съемку картин о молодежи СССР «Ветер в лицо» и «Полдень». Дуэт Хейфиц-Зархи снял ленту «Моя родина» по заказу высших армейских чинов о событиях на китайской границе.

Творческий путь

Шедевр, созданный вчерашними студентами, вызвал восхищение у опытных мастеров. Однако картина не понравилась властям и оказалась забытой. Она осталась лишь в биографии.

Причина опалы в ставке создателей фильма на индивидуальность исполнителей. Хотя старый типажный канон оказался неактуален, новый цензура еще не установила. Потому современные критики «Мою родину» называют каталогом невостребованных индивидуальностей.

Задействованные в создании ленты исполнители были и остались в своем большинстве малоизвестными. Им не удалось впоследствии построить кинокарьеру.

В ленте «Горячие денечки» мастера уже снимали лишь знаменитостей. Однако картина получилась слишком наигранной и статичной. Зато во время съемок Иосиф познакомился с очаровательной Яниной Жеймо.

В центре большинства работ режиссера лежит личность человека. Ярким подтверждением служит картина, ставшая классикой, «Депутат Балтики».

По сюжету образ Полежаева наглядно иллюстрирует возможность гармоничного взаимодействия пролетариата с интеллигенцией. Цель этого проекта и лент «Его зовут Сухэ-Батор», «Член правительства» одна: показ личностного пути к революции героев, различающихся социальным положением и уровнем развития интеллекта.

Шедевры постановщика

Пополнили фильмотеку мастера «Разгром Японии», «Во имя жизни» и «Драгоценные зерна». Затем творческая жизнь взяла паузу. Во время всплеска борьбы с космополитизмом снимать Хейфиц прекратил.

Экранизация «Семьи Журбиных» в 1954 получила название «Большая семья». Лента выполнена в жанре соцреализма и повествует о рабочей династии. Взаимоотношения героев с их профессиональной деятельностью напрямую не связаны.

Тенденция продолжилась и в «Деле Румянцева» и «Дорогой мой человек». Одно из главных мест в творчестве занимает перенос на экран классики.

Самыми значимыми стали «Дама с собачкой» по Чехову, «Ася» по Тургеневу, а также «В городе С» и «Плохой хороший человек». Тем временем режиссер принимал участие в создании картин «Единственная», «Салют, Мария!» и «Впервые замужем».

К великому огорчению мастера он не получил разрешения на экранизацию замысла Ю.Толубеева, съемки картины «Тевье-молочник» при том, что написанный Л. Траубертом сценарий уж был готов.

С шестидесятых по восьмидесятые годы концепция киногероя автора усложняется. Постановщик выделяет непредсказуемость индивидуальности, двойственность человеческой позиции, расхождение с традиционными представлениями о нормах поведения.

В итоге мастер получил звание актерского режиссера. В своем последнем фильме «Бродячий автобус» постановщик зрителю в оригинальной форме преподносится человек и его бытийная среда. При этом в сюжете нет переизбытка в острых ситуациях.

Дела семейные

Иосиф Ефимович был женат дважды. Его первой супругой стала Янина Жеймо, подарившая ему сына Юлия, впоследствии известного польского оператора.

Вторая избранница мастера, Ирина Владимировна Светозарова, поразила его редкой красотой. У супругов два ребенка, сыновья Владимир и Дмитрий. Первый стал кинохудожником, второй – режиссер.

В браке Хейфиц счастлив. В их доме царила любовь. Жила семья достаточно скромно. При этом настоящими сокровищами считались книги, стоявшие на выпиленной мастером полке.

Самоделки Хейфиц любил. Нередко в доме появлялись выполненные им вещицы. Кинодеятель скончался в возрасте девяноста лет.

Его похоронили на Мемориальном кладбище под Санкт-Петербургом около поселка Комарово. Переоценить творчество знаменитого постановщика невозможно.

Его работы удостоены международных премий. Авторитет отличался недостижимой высотой в отечественной киноиндустрии.

Честью работать с ним даже на эпизодических ролях считали самые именитые актеры.

В личной и своей профессиональной деятельности режиссер напоминал чеховского горя своей деликатностью и сдержанность. Он избегал пафосности. С нежной печалью мастер относился к не оправдавшим его ожидания людям, не прекращая верить в их преображение.

Источники:

  • Хейфиц Иосиф Ефимович, режиссер: биография, личная жизнь, фильмография

Хейфец Леонид Ефимович – театральный режиссёр и постановщик (попробовал себя и в роли актёра, и в роли педагога), активный общественный деятель, а также с 1993 года Народный артист Российской Федерации. По сей день Леонид Хейфец является профессором Российской академии театрального искусства.

Общая информация

Леонид Ефимович Хейфец навсегда останется на страницах русского театрального искусства как исключительно талантливый режиссёр-постановщик. Его работы любимы всеми людьми: как поколением расцвета его творчества – поколением людей семидесятых годов, так и нынешними зрителями, которых уже очень трудно чем-либо удивить. И всё же Хейфецу это блестяще удаётся. Его переделанные на новый лад классические пьесы и спектакли позволяют театралам обрести диалог с великими писателями, впитать в себя их мысли и понять их.

Детство

Свой жизненный путь Леонид начал в родственной для России стране – в Белоруссии. В 1934 году, 4 мая, в Минске и появился на свет будущий режиссёр. Ни одна душа тогда не подозревала, кем может вырасти активный мальчуган, как и все дети любивший играть в войнушки и гулять допоздна. Даже родители Леонида не были готовы к тому, что их сын отвернётся от пути, привычного для всех, и выберет путь творческий – трудный, тернистый, но дающий много возможностей.

Так и вышло в дальнейшем: вместо того, чтобы до конца проучиться в Белорусском политехническом институте, как того хотел отец, Хейфец на последних курсах оставляет этот вид деятельности, чтобы поступить в желанное заведение.

Образование по профессии

Хейфец Леонид Ефимович подаёт документы в ГИТИС – место, где его режиссёрский потенциал может раскрыться, как нигде более. Естественно, что обучается юный Хейфец на режиссёрском факультете, и именно здесь начинаются первые его шаги в сторону театра.

Курс ГИТИСа в принципе не мог показаться кому-то лёгким, однако со своей учёбой Хейфец справлялся легко, очевидно, чувствуя себя, как рыба в воде, на первых пробных съёмках и заданиях для юных режиссёров. В конце обучения педагоги Леонида – А. Д. Попов и М. О. Кнебель – могли по праву гордиться своим учеником. Его дипломная работа в 1963 году «Шоссе на Большую Медведицу» произвела большое впечатление на приёмную комиссию института.

Первые шаги в режиссёрской деятельности

После выпуска из ГИТИСа с «Шоссе на Большую Медведицу» Леонид Ефимович Хейфец уже зарекомендовал себя как начинающий режиссёр, серьёзно подходящий к своей работе. В год выпуска его пригласили на должность режиссёра в Центральный академический театр Советской армии (ЦАТСА). Постепенно, заручаясь авторитетом своих учеников и коллег, в 1988 году Леонид становится главным режиссёром этого театра.

За это время Хейфец Леонид Ефимович ставил такие известные в ту эпоху картины, как «Смерть Иоанна Грозного» и «Дядя Ваня». Причём оба спектакля получили положительные отзывы, а это отличный старт для начинающего постановщика.

Любовь и театры

После успеха в ЦАТСА Леонид Хейфец перевёлся в Малый театр, где его постановки стали приобретать свойственный театральной атмосфере драматизм. Именно в этом духе было поставлено несколько спектаклей по произведениям известных классических писателей. К самым удачным можно отнести постановку «Заговор Фиеско в Генуе» по Фридриху Шиллеру, а также пьесу «Король Лир» - одно из эталонных произведений Уильяма Шекспира, которое и сейчас очень часто выбирают для постановки на сцене. В 1981 году на сцене Малого театра Хейфец возродил традицию ставить русскую прозу – в тот год дебютировал спектакль на произведение драматурга Александра Галина под названием «Ретро».

В 1982 году Хейфец решил попробовать себя в немного другой ипостаси – в качестве кинорежиссёра. На роль экранизации претендовало произведение И. Гончарова «Обрыв». И если с мужской ролью главного персонажа всё было предельно ясно, то женские образы двух сестёр, Марфиньки и Веры, были под вопросом. На роль первой режиссёр присмотрел начинающую актрису – ею стала Гундарева Наталья Георгиевна. Эта женщина своею непосредственностью и жизнерадостностью покорила сердце Хейфеца. Спустя некоторое время они стали встречаться, а после окончания работы над фильмом решили жить вместе, да было негде. Хейфец Леонид Ефимович, семья для которого была одной из целей жизни, мечтал остепениться, а потому стал подыскивать им с Натальей квартиру. Наконец удача улыбнулась ему, и была найдена уютная квартирка на престижной в то время улице Горького. Поначалу у пары всё складывалось чудесно: Наталья работала в театре им. В. Маяковского, а Хейфец ставил спектакли в своём театре. Поскольку Леонид был очень коммуникабельным человеком, в его доме всегда собирались люди – друзья, коллеги, актёры, труппа и многие другие. Вот с этого и начался раздор между супругами.

Хейфец Леонид Ефимович, жена которого и так уставала на бесконечных съёмках, подкидывал супруге работу дома, и в те крохи свободного времени отдыха, какие выпадали на ее долю, Наталья вынуждена была заниматься бытом. Он приводил большие компании, от которых актриса очень быстро уставала. Последней каплей стало добродушие режиссёра, с каким он в очередной раз оставлял кого-то из друзей у себя переночевать. Гундарева Наталья Георгиевна не сумела с этим смириться – она попросила мужа о разводе. Для Хейфеца развод прошёл болезненно, однако, окунувшись в работу, страдал немного меньше. Мужчина решил, что лучшей женой ему будет его сцена и спектакли, которые он на ней ставит. Так Хейфец Леонид Ефимович, личная жизнь которого пошла под откос из-за вечной занятости, сделал свой выбор, предпочитая без остатка отдаться искусству.

С приходом Хейфеца театр словно воспрянул духом: теперь всё чаще ставились пьесы русских писателей, труппа с удовольствием обыгрывала сложные сюжеты, а все остальные режиссёры очнулись ото сна и постепенно начинали готовить новые постановки для будущего театрального сезона.

Нынешняя деятельность

В 1988 году Леонид Хейфец продолжил искать театр для своей души и остановил свой выбор на Московском Академическом театре имени В. Маяковского (МАТИ). И по сей день режиссёр работает в этом храме Мельпомены, отдавая все свои силы тому, чтобы подготовить себе достойную смену – сейчас Леонид Хейфец обучает юных режиссёров постановочному искусству. Причём этот опыт преподавания для режиссёра вовсе не первый – в 80-х годах Леонид Ефимович преподавал в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина, а в наши дни помимо МАТИ Хейфец занимается педагогикой и в Российской академии театральных искусств.

Его режиссёрские работы оставили неизгладимый след в деятельности многих театров России, так что имя этого человека даже после его смерти всё равно будет звучать там - за родными театральными кулисами.

Хейфец Леонид Ефимович - театральный режиссёр и постановщик (попробовал себя и в роли актёра, и в роли педагога), активный общественный деятель, а также с 1993 года Народный артист Российской Федерации. По сей день Леонид Хейфец является профессором

Общая информация

Леонид Ефимович Хейфец навсегда останется на страницах русского театрального искусства как исключительно талантливый режиссёр-постановщик. Его работы любимы всеми людьми: как поколением расцвета его творчества - поколением людей семидесятых годов, так и нынешними зрителями, которых уже очень трудно чем-либо удивить. И всё же Хейфецу это блестяще удаётся. Его переделанные на новый лад классические пьесы и спектакли позволяют театралам обрести диалог с великими писателями, впитать в себя их мысли и понять их.

Детство

Свой жизненный путь Леонид начал в родственной для России стране - в Белоруссии. В 1934 году, 4 мая, в Минске и появился на свет будущий режиссёр. Ни одна душа тогда не подозревала, кем может вырасти активный мальчуган, как и все дети любивший играть в войнушки и гулять допоздна. Даже родители Леонида не были готовы к тому, что их сын отвернётся от пути, привычного для всех, и выберет путь творческий - трудный, тернистый, но дающий много возможностей.

Так и вышло в дальнейшем: вместо того, чтобы до конца проучиться в Белорусском политехническом институте, как того хотел отец, Хейфец на последних курсах оставляет этот вид деятельности, чтобы поступить в желанное заведение.

Образование по профессии

Хейфец Леонид Ефимович подаёт документы в ГИТИС - место, где его режиссёрский потенциал может раскрыться, как нигде более. Естественно, что обучается юный Хейфец на режиссёрском факультете, и именно здесь начинаются первые его шаги в сторону театра.

Курс ГИТИСа в принципе не мог показаться кому-то лёгким, однако со своей учёбой Хейфец справлялся легко, очевидно, чувствуя себя, как рыба в воде, на первых пробных съёмках и заданиях для юных режиссёров. В конце обучения педагоги Леонида - А. Д. Попов и М. О. Кнебель - могли по праву гордиться своим учеником. Его дипломная работа в 1963 году «Шоссе на Большую Медведицу» произвела большое впечатление на приёмную комиссию института.

Первые шаги в режиссёрской деятельности

После выпуска из ГИТИСа с «Шоссе на Большую Медведицу» Леонид Ефимович Хейфец уже зарекомендовал себя как начинающий режиссёр, серьёзно подходящий к своей работе. В год выпуска его пригласили на должность режиссёра в Центральный академический (ЦАТСА). Постепенно, заручаясь авторитетом своих учеников и коллег, в 1988 году Леонид становится главным режиссёром этого театра.

За это время Хейфец Леонид Ефимович ставил такие известные в ту эпоху картины, как «Смерть Иоанна Грозного» и «Дядя Ваня». Причём оба спектакля получили положительные отзывы, а это отличный старт для начинающего постановщика.

Любовь и театры

После успеха в ЦАТСА Леонид Хейфец перевёлся в Малый театр, где его постановки стали приобретать свойственный театральной атмосфере драматизм. Именно в этом духе было поставлено несколько спектаклей по произведениям известных классических писателей. К самым удачным можно отнести постановку «Заговор Фиеско в Генуе» по а также пьесу «Король Лир» - одно из эталонных произведений Уильяма Шекспира, которое и сейчас очень часто выбирают для постановки на сцене. В 1981 году на сцене Малого театра Хейфец возродил традицию ставить русскую прозу - в тот год дебютировал спектакль на произведение драматурга Александра Галина под названием «Ретро».

В 1982 году Хейфец решил попробовать себя в немного другой ипостаси - в качестве кинорежиссёра. На роль экранизации претендовало произведение И. Гончарова «Обрыв». И если с мужской ролью главного персонажа всё было предельно ясно, то женские образы двух сестёр, Марфиньки и Веры, были под вопросом. На роль первой режиссёр присмотрел начинающую актрису - ею стала Гундарева Наталья Георгиевна.

Эта женщина своею непосредственностью и жизнерадостностью покорила сердце Хейфеца. Спустя некоторое время они стали встречаться, а после окончания работы над фильмом решили жить вместе, да было негде. Хейфец Леонид Ефимович, семья для которого была одной из целей жизни, мечтал остепениться, а потому стал подыскивать им с Натальей квартиру. Наконец удача улыбнулась ему, и была найдена уютная квартирка на престижной в то время улице Горького. Поначалу у пары всё складывалось чудесно: Наталья работала в театре им. В. Маяковского, а Хейфец ставил спектакли в своём театре. Поскольку Леонид был очень коммуникабельным человеком, в его доме всегда собирались люди - друзья, коллеги, актёры, труппа и многие другие. Вот с этого и начался раздор между супругами.

Хейфец Леонид Ефимович, жена которого и так уставала на бесконечных съёмках, подкидывал супруге работу дома, и в те крохи свободного времени отдыха, какие выпадали на ее долю, Наталья вынуждена была заниматься бытом. Он приводил большие компании, от которых актриса очень быстро уставала. Последней каплей стало добродушие режиссёра, с каким он в очередной раз оставлял кого-то из друзей у себя переночевать. Гундарева Наталья Георгиевна не сумела с этим смириться - она попросила мужа о разводе. Для Хейфеца развод прошёл болезненно, однако, окунувшись в работу, страдал немного меньше. Мужчина решил, что лучшей женой ему будет его сцена и спектакли, которые он на ней ставит. Так Хейфец Леонид Ефимович, личная жизнь которого пошла под откос из-за вечной занятости, сделал свой выбор, предпочитая без остатка отдаться искусству.

С приходом Хейфеца театр словно воспрянул духом: теперь всё чаще ставились пьесы русских писателей, труппа с удовольствием обыгрывала сложные сюжеты, а все остальные режиссёры очнулись ото сна и постепенно начинали готовить новые постановки для будущего театрального сезона.

Нынешняя деятельность

В 1988 году Леонид Хейфец продолжил искать театр для своей души и остановил свой выбор на Московском Академическом театре имени В. Маяковского (МАТИ). И по сей день режиссёр работает в этом отдавая все свои силы тому, чтобы подготовить себе достойную смену - сейчас Леонид Хейфец обучает юных режиссёров постановочному искусству. Причём этот опыт преподавания для режиссёра вовсе не первый - в 80-х годах Леонид Ефимович преподавал в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина, а в наши дни помимо МАТИ Хейфец занимается педагогикой и в Российской академии театральных искусств.

Его режиссёрские работы оставили неизгладимый след в деятельности многих театров России, так что имя этого человека даже после его смерти всё равно будет звучать там - за родными театральными кулисами.

Окончил Белорусский политехнический институт. Учился на режиссёрском факультете ГИТИС (курс А. Д. Попова и М. О. Кнебель).

С 1963 по 1970 работал режиссёром в ЦАТСА, в 1988-1994 годах главный режиссёр этого театра.

В 1971-1986 гг работал в Малом театре.

С 1998 года режиссер в МАДТ имени В. В. Маяковского. Поставил спектакль «Вишневый сад» в театре имени Моссовета.

В 1971-80 предподавал в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина. Продолжает заниматься педагогической деятельностью, преподавая в РАТИ и в Театральном институте имени Б. В. Щукина при Государственном Академическом театре имени Е. Б. Вахтангова. Среди его учеников: А. В. Кузичёв, Е. В. Бирюкова, Н. В. Чусова, В. И. Данцигер.

Награды и премии

  • Орден Почёта (2010)
  • Народный артист РФ (1993)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983)
  • Государственая премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1991) - за постановку спектакля «Павел I» Д. С. Мережковского в ЦАТСА
  • Международная премия им. К. С. Станиславского (2008) в номинации "за вклад в развитие театральной педагогики"

Творчество

Постановки в театре

  • 1963 - «Шоссе на Большую Медведицу» Ю. С. Семенова (дипломная работа)
  • 1965 - «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (ЦАТСА)
  • 1966 - «Смерть Иоанна Гроз»ного А. К. Толстого
  • 1969 - «Часовщик и курица» И. А. Кочерги
  • 1969 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова (ЦАТСА)
  • 1977 - «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера
  • 1979 - «Король Лир» Шекспира (Малый театр)
  • 1984 - «Восточная трибуна» А. Галина (театр «Современник»)
  • 1985 - «Зыковы» М. Горького
  • 1989 - «Павел I» Д. С. Мережковского
  • 1997 - «Бегущие странники» Алексея Казанцева (МАДТ имени Моссовета)
  • 1998 - «Полонез Огинского» Николая Коляды (МДТ имени К. С. Станиславского)
  • 1999 - «Кукольный дом» Г. Ибсена (театр им. Вл. Маяковского)
  • 2002 - «Синтезатор любви» Алана Эйкборна (театр им. Вл. Маяковского)
  • 2005 - «Спуск с горы Морган» Артура Миллера (театр им. Вл. Маяковского)
  • 2010 - «Не всё коту масленица» А. Н. Островского (театр им. Вл. Маяковского)

Фильмография

  • 1976 - Вишнёвый сад (в главных ролях: Руфина Нифонтова - Раневская, Иннокентий Смоктуновский - Гаев, Юрий Каюров - Лопахин)

Факты

  • Во многих интернет-источниках ошибочно утверждается что Леонид Ефимович Хейфец является народным артистом СССР, там же содержатся ошибочные даты его работы в театрах в 1981 был приглашен в Малый театр, где проработал до 1980…. Фактически в мае 1993 года ему было присвоено звание народного артиста России.

Какой была Наталья Гундарева в жизни, тем более — личной, знают лишь самые-самые близкие. Но подробностями отношений с мужчинами даже с хорошо знакомыми людьми Гундарева особо не делилась. «Наташа была человеком достаточно замкнутым, закрытым, твердым и порой даже жестким, — вспоминал писатель Аркадий Инин , в фильмах по сценариям которого артистка не раз снималась. — Но когда она снимала эту свою защитную „маску“, то обнаруживалось прекрасное лицо и щедрая душа великой актрисы».

«Наташа любила. Много, страстно, самозабвенно. Обжигаясь и падая. Но снова поднималась и снова любила», — говорил Инин.

Три пирога с вареньем

Официально Наталья Гундарева была замужем три раза. Первым её супругом стал известный режиссер Леонид Хейфец , который в ту пору работал в Малом театре и одновременно ставил фильмы-спектакли для телевидения. Когда началась работа над «Обрывом» по роману Гончарова, среди актрис Малого Хейфец нужную ему исполнительницу роль Марфиньки не нашел. Коллеги посоветовали режиссёру посмотреть «то ли Гунадеву, то ли Гундорову» из Маяковки, описывая её как молодую, яркую, самобытную артистку.

Наталья Гундарева и режиссер Леонид Хейфец. Кадр Youtube

«Я увидел девочку, девушку, похожую на три солнца, три батона, на три пирога с вареньем. Искал тоненькую изящную актрису, а передо мной стояла толстушка, немножко косолапая, задорная, вся в веснушках», — так вспоминал в интервью Хейфец о первой встрече с актрисой.

Но, когда молодая артистка приступила к чтению пьесы, решение Хейфец принял мгновенно: Марфиньку будет играть именно эта пышечка. Как говорит режиссер, его покорила естественность и искренность, задор Натальи. И одновременно — невероятная глубина. «Очень скоро обнаружилось Наташино абсолютно недетское, острое, зрелое, я бы сказал, почти мужское восприятие жизни», — говорил режиссёр. К тому же она могла постоять за себя. Во время подготовки телеспектакля Гундарева употребила нецензурное слово, как вспоминал Хейфец. «Великая старуха», легенда Малого театра Елена Шатрова остановила репетицию, сказав, что в их театре такие слова никто не употребляет. Но Гундарева в ту же секунду нашлась и посоветовала лауреату Сталинских премий, народной артистке СССР спуститься на этаж вниз и послушать, как разговаривают вахтёры Малого.

Вскоре 38-летний режиссер обнаружил, что думает только об исполнительнице Марфиньки. Напросился к 24-летней актрисе на чай и был приглашён в гости к Гундаревой и ее маме, с которой она жила вместе. Заявился с шикарным тортом. Был, по собственному признанию, в ударе и сумел произвести хорошее впечатление на обеих.

Хейфец, которому некуда было пригласить девушку, начал брать ключи у друзей-знакомых, на чужих квартирах и проходили свидания пары. В какой-то момент им захотелось большего, расставаться надолго уже не было сил.

Так и не решив вопрос с жильем, Хейфец и Гундарева стали жить вместе, скитаясь по съемным углам. Режиссер говорит, что не помнит, как сделал Наталье предложение, все случилось очень естественно. Вскоре сыграли свадьбу в ресторане «Прага» без всякой помпы, невеста была в зеленом платье и без фаты. А потом, как вспоминал Хейфец в интервью, «театр помог». «Квартиру мы получили достаточно быстро, вначале — однокомнатную в районе метро „Динамо“», — рассказывал режиссер.

У Гундаревой начался взлет в кино, вышел фильм «Сладкая женщина», в одночасье сделавший артистку невероятно популярной. «Я провожал жену то на съемки, то на гастроли, началось время ее триумфа, — в одном из интервью признавался Хейфец. — И тут Наташа забеременела. Заявила категорически: „Ленечка, сейчас я не хочу ребенка. У меня нет времени им заниматься. Когда-нибудь потом“. Я не стал возражать, не хотел мешать карьере жены. Позже это решение нам обоим принесло боль и страдания».

Их отношения, такие яркие, постепенно двигались к финалу. «По мере того, как Наташа становилась все более знаменитой, наши личные отношения шли на убыль», — вспоминал Хейфец. Гундарева постоянно была на съемках, гастролях, за ней бесконечно ухаживали коллеги и почитатели. В какой-то момент Хейфец задал сам себе вопрос: «Есть у меня жена или нет?» И предложил развестись. Наталья и ее мама были очень удивлены такому повороту, как рассказывал режиссер.

Сама Гундарева в интервью коротко объяснила причину развода с Хейфецем после 6 лет совместной жизни: она разрывалась между домом и театром, кино. Впоследствии Хейфец сказал, что оба они на момент разрыва были одержимы работой и «не понимали, что теряем, оба виновны в распаде семьи».

Со сцены — в роман

В 1979 году Гундарева вышла замуж снова: за актера Виктора Корешкова , отношения с которым начались во время репетиций постановки режиссёра и руководителя Театра им. Маяковского Андрея Гончарова «Леди Макбет Мценского уезда». Красавец-артист играл одну из самых значимых своих ролей: Сергея. Главную героиню Катерину играла, конечно же, Гундарева. Отношения со сцены перешли в жизнь, Гундарева потеряла чувство реальности, как говорили коллеги. Она смотрела на Корешкова обожающими глазами. Виктор же особых чувств к ней не питал, но быстро понял, что отношения со звездой телеэкрана сулят ему хорошие дивиденды в виде совместных работ. Их роман был стремительным: Корешков практически мгновенно ушел к Наталье от жены, актрисы Натальи Хорохориной, его однокурсницы по Щепкинскому училищу. Когда друзья говорили Гундаревой, что ее любимый Витя просто ее использует, она не обращала внимания. Как пропускала мимо ушей и пересуды о том, что муж за ее спиной предается любовным утехам с популярной тогда певицей. Через два года, будучи в отпуске, Гундарева потеряла на пляже обручальное кольцо. Вскоре пара официально развелась.

С тех пор у актрисы неоднократно случались романы, она влюблялась. Но всегда кто-то из коллег или друзей возвращал ее к реальности: «Наташ, он же альфонс».

Мечтала о ребёнке

Уже перестав верить в счастье в личной жизни, Гундарева сблизилась с Михаилом Филипповым . Она знала актёра еще с тех пор, когда была замужем за Леонидом Хейфецем, а Филиппов была женат на Ирине Андроповой , дочери генсека.

Наталья Гундарева и актер Михаил Филиппов. Фото: www.globallookpress.com

Гундарева и Филиппов много раз пересекались на репетициях, съемках, но были они лишь добрыми знакомыми. И тут проскочила искра. Актёры поженились в 1986 году. «Мы в театре так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он...» — признавалась Наталья Георгиевна.

В 38 лет, будучи замужем за Филипповым, Гундарева страстно мечтала родить от любимого мужчины. Но не удалось. В некоторых интервью актриса называла свою бездетность расплатой за успех в профессии.

«Излюбленным у беспардонных журналистов был вопрос о том, как она сумела сыграть мать-героиню, не имея собственных детей, — возмущался в интервью писатель Инин. — А вот так! В этой роли она была настолько достоверна, что на встрече со зрителями большого химического комбината женщина-каландровщица (работница цеха с чудовищно вредными, нечеловеческими условиями труда) прислала Наташе письмо в стихах, сообщая, что она тоже мать одиннадцати детей и что Наташа сыграла точь-в-точь буквально всю ее жизнь».

«Любовь не подошла, не подкралась, а поразила нас двоих. Так вовремя мы нашли друг друга, но как поздно!» — напишет Филиппов в книге воспоминаний «Наташа» спустя два года после смерти жены. «Просто есть желание снова поговорить о Ней». Таким был эпиграф.