Основными функциями финансирования социальной сферы являются. Источники и способы финансирования социальной работы. Контрольные вопросы и задания

Виды и основные источники финансирования

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие «финансы» означает «денежные средства», охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие «финансы» можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.



Финансы воздействуют на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений - это мощный инструмент влияния государства на процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Государство - предприятие и предприятие - государство;

Государство - население и население - государство;

Государство - государство;

Предприятие - население и население - предприятие;

Предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

Р а с п р е д е л и т е л ь н а я,

С т и м у л и р у ю щ а я

И к о н т р о л и р у ю щ а я.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям (табл. 12) и в рамках федеральных и региональных программ.


Таблица 12

Расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, % к ВВП

Как видно из табл. 12, за последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается практически по всем статьям социальных расходов, включая затраты на культуру, образование, здравоохранение и особенно в системе социальной защиты, включая социальное страхование и социальное обеспечение (табл. 13).г

Таблица 13

Расходы на социальные цели, % к ВВП*

Направления расходов** Годы Всего
федеральный бюджет территориальные бюджеты внебюджетные фонды
Жилищно-коммунальные услуги 4,60 3,66 : 4,60 3,66 :
Общественный транспорт - - 0,56 0,75 -
Образование 3,58 4,03 4,36 3,40 1,21 0,76 0,67 0,52 2,37 3,27 3,49 2,88 -
Культура, искусство и средства массовой информации 0,61 0,61 0,73 0,45 0,31 0,20 0,26 0,07 0,30 0,41 0,47 0,35 -
Здравоохранение и физическая культура 2,45 3,58 4,09 3,41 0,27 0,34 0,37 0,21 2,18 2,82 2,76 2,33 0,00 0,42 0,96 0,87***
Пенсионное обеспечение 4,83 6,06 5,92 5,33 - - 4,83 6,06 5,92 5,33
Направления расходов** Годы Всего Источник финансирования, в том числе
федеральный бюджет территориальные бюджеты внебюджетные фонды
Занятость и безработица 0,06 0,22 0,38 0,33 - - 6,06 0,22 0,38 0,33
Прочие социальные расходы 1,16 1,51 2,39 2,25 0,09 0,19 0,16 0,23 0,26 0,36 1,04 1,02 0,81 0,96 1,19 1,00
Итого: (исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту) 12,69 16,01 17,87 15,14 1,88 1,49 1,66 1,03 5,11 6,86 7,76 6,58 5,70 7,66 8,45 7,53
Справочно: социальные расходы в % к суммарным государственным расходам соответствующего уровня - (исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту) 27,5 37,5 39,5 41,0 7,6 7,3 7,6 5,5 42,0 42,5 44,3 45,3 88,0 85,2 91,8 100,0
* Расчеты автора по данным Министерства финансов РФ и федеральных внебюджетных фондов. При расчетах показателей за 1992-1994 гг. использовались значения ВВП, пересмотренные Госкомстатом РФ при участии Всемирного банка в 1996 г. ** Данная таблица учитывает не все направления расходов на социальные цели. В частности, из-за отсутствия точных данных в ней опущены государственные расходы на строительство жилья и социальной инфраструктуры. *** Оценка автора.

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения вследствие инфляции, а также реальных доходов основной массы населения (табл. 14).


Таблица 14

Индексы основных социально-экономических показателей % к 1995 г.

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 995 справочно к
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) 2,6р. 26,1 р. 9,4р. 3,2 р. 2,3 р. 1787,3 р. 4652,2 р.
Среднемесячная заработная плата**
Среднедушевые денежные доходы**
Средний размер назначаемой месячной пенсии" 94* 81* 56* 39*
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума 2,6 р* 8,2 р 93,4 71,0 109,9 6,0 р 15,9 р
*Оценка **В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен)

Однако бюджетные расходы государства на социальные цели не растут. Например, в 1995 г. на социально-культурные мероприятия должно было быть израсходовано из федерального бюджета 31,4 трлн. руб., фактически же расходы составили 18,6 трлн. руб. или 59,2% утвержденного объема. В 1997 г. в связи с секвестированием объема государственного бюджета социальные расходы были значительно уменьшены.

Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды - это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;

Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

- «плату коммунальных услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Его доля в расходах федерального бюджета в 1996 г. составляла 9%.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение - оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;

В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.

Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.

Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов).

При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам).

Б 2 100%,

где К в - коэффициент выравнивания;

Б 1 - бюджетные расходы по экономическому району в расчете

на 1 человека; Б 2 - среднедушевые бюджетные расходы в среднем на 1 человека.

В бюджете на 1996 г. трансферты предусматривались 75 субъектам Федерации в размере 58,6 трлн. руб. против 28,4 трлн. руб. в 1995 г.

Субвенции возросли с 1,7 трлн. руб. в 1995 г. до 2,2 трлн. руб. в 1996 г.

Основы более реального бюджетного федерализма были заложены в 1994 г. с момента подписания двустороннего соглашения федеральными и региональными властями.

Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

Косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:

1) льготное налогообложение;

2) льготное кредитование;

3) льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.

В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ, одной из которых является программа «Дети России». Финансирование этой программы предусмотрено отдельной строкой в государственном (федеральном) бюджете.

Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены прежде всего на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения.

Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат: 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных пенсионного фонда и фонда социального страхования; 2) предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения; 3) третий уровень социальных гарантий, создаваемый негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

Средств от приватизации государственной собственности, а также специсточников: дохода от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии; от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных служб (центров) формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетное; хозрасчетное или смешанное.

При организации центром платных услуг населению получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие его основной деятельности.

Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

Средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;

Кредиты банков и средства иных кредиторов;

Доходы от хозяйственной и иной деятельности структурных подразделений системы социальной защиты;

Доходы от ценных бумаг;

Средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;

Благотворительные взносы и пожертвования.

В стационарных учреждениях социального обслуживания с 1996 г. в качестве источника финансирования в дополнение к бюджету определен пенсионный фонд. В настоящее время пенсионерам, находящимся в домах-интернатах и других подобных учреждениях, пенсия начисляется в полном размере и направляется в эти учреждения для дополнительного финансирования за счет средств, оставшихся после выплаты положенной части на руки - от 50 до 75% от перечисленной пенсии.

Основной моделью нестационарного учреждения социального обслуживания стали центры, которые организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных местными бюджетами на социальное обслуживание, а также доходов от хозяйственной деятельности и других поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовое обеспечение деятельности службы занятости населения осуществляется за счет Государственного фонда содействия занятости. Средства этого фонда образуются за счет обязательных отчислений работодателей независимо от их форм собственности и хозяйствования, обязательных страховых взносов с заработка работающих в пределах общей суммы взимаемых налогов, средств республиканских и местных бюджетов.

Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, средства, взыскиваемые с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законом «О занятости населения в Российской Федерации», принятом в 1996 г.

При этом до 90% средств, формируемых на территориях, остается в распоряжении республиканского фонда, остальные перечисляются в федеральную часть. В 1995 г. в федеральную часть Фонда занятости поступило 17,5% средств. Государственный фонд содействия занятости формируется как самостоятельная финансовая система.

С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На этом финансовом документе построена система взаиморасчетов по всей цепочке обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

Взносов учредителей благотворительных организаций;

Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

Труда добровольцев;

Иных, не запрещенных законом источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы.

Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений, претерпевая существенные изменения, не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.

Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств и их зависимости от улучшения социального благополучия населения. Несовершенна система формирования местных бюджетов на основе самофинансирования и заинтересованности в развитии местного предпринимательства, четкого выделения и разграничения объемов финансовых средств в бюджетах разного уровня. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.

Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.

Существуют два способа финансирование социальной работы:

Прямое – денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

Косвенное (уменьшение изъятия денежных средств). Осуществляется за счет:

а) льготного налогообложения (предприятий, использующих труд людей с ограниченными возможностями и пр.),

б) льготного кредитования (приобретение жилья многодетным семьям и пр.),

в) льготное ценообразование на социально – значимые виды товаров и услуг (для ветеранов, детей и малообеспеченных семей и пр.)

В прямом финансировании активно используется программно – целевое финансирование. Федеральные и региональные целевые программы направлены на обеспечение адресной помощи семьям, пожилым и иным гражданам социально – уязвимых категорий. За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий:

За счет централизованных пенсионного Фонда и Фонда социального страхования

За счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов поддержки,

Негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и страхования, где размер страховых выплат зависит только от страхового взноса граждан.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местного бюджета и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Размер дотаций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования социальной работы все чаще становятся негосударственные фонды – благотворительные, фонды местных сообществ, фонды развития и пр. Эти фонды включены в сектор НКО, который также является мощным источником финансирования социальной работы. Так, например, его доля в валовом национальном продукте США составляет более 4%. В России вклад сектора НО в социально – экономическое развитие государства не рассчитывается

3.1.4.Фондрайзинг в системе материально – финансового обеспечения социальной работы

ФАНДРАЙЗИНГ (англ. fundraising) - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей. Некоторые виды современного фандрайзинга: сбор средств в местных сообществах; сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающиеся благотворительной деятельностью, участие в конкурсах на получение грантов со стороны благотворительных фондов; индивидуальный фандрайзинг. При разработке стратегии сбора средств важно реалистично оценить к каким источникам обращаться в том или ином случае и как выгодно подать свой проект. Таким образом, ключевым словом для многих технологий фандрайзинга является проект. Проект всегда направлен на решение проблемы, в которой оказались целевые группы, реальные и потенциальные пользователи, общественность. Проект - это инструмент решения проблемы, определенная деятельность с определенным сроком, бюджетом, механизмом реализации. У проекта всегда есть результат. Для исполнения проекта всегда есть квалифицированная и сплоченная команда.



Среди отличительных особенностей проекта можно выделить:

Наличие проблемы (потребности), для решения которой предпринимается какая-либо последовательная деятельность. При этом важно понимать, что проектная проблема, как правило, шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации или группы физических лиц. Она относится к разряду социально-экономических или гражданских проблем, таких, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, снижение уровня бедности определенных социальных групп, необходимости развития определенных услуг и т.п.;

Четкие сроки начала и окончания работ;

Специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;

Предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

Структура и содержание проекта в значительной степени определяются грантодателем или иным спонсором идеи. Однако существует типовое описание проекта. Его разделы позволяют достаточно полно описать суть проекта и необходимые ресурсы. Как правило, проект включает в себя:

I. Титульный лист

Полное название учебного заведения

Наименование темы проекта

Список слушателей, разработавших проект

Год выполнения работы

II. Введение (паспорт и аннотация проекта)

Название темы проекта

Паспорт проекта (география проекта - где будет проходить работа по проекту; целевая социальная группа (кто получит помощь или поддержку); Партнеры-участники проекта; Cрок и продолжительность проекта (месяцев); Стоимость проекта (требуется, имеется, волонтерская работа); аннотация проекта (15 строк)

III. Структура проекта

Обоснование актуальности темы проекта – 0,5-1 стр.

Цели и задачи проекта – 0,5 стр.

Проектное решение (метод реализации идеи) – 0,5-1 стр.

5.Календарный план проекта. – 1-2 стр.

6. Процедура и содержание оценивания проекта (детализация ожидаемых результатов и средств их верификации) – 0,5 -1 стр.

7. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов -1-2 стр.

Список ресурсов

Бюджет (смета) проекта

8. Риски проекта и меры по их преодолению -0,5-1 стр.

Приложения (опционально)

Особая роль фандрайзинга, как эффективной системы финансирования в современных условиях развития социальной работы, требует от будущего специалиста навыков участия в социально – проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения.

3.2. Организационно-экономические основы социальной работы3.2.1. Секторальная классификация субъектов социальной работы

Как и любая деятельность, социальная работа реализуется различными субъектами в рамках определенных структур, призванных в данном случае обеспечить задачу улучшения качества жизни людей за счет производства нематериальных услуг. Организационно эти структуры представлены предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно - правовых форм. которые представлены тремя секторами: государственный и муниципальный, коммерческий, некоммерческий. Эта группировка определяет право собственности, целевые установки работы, особенности налогообложения, финансирования, систем взаимоотношений с государством, специфику социальной работы. Каждый из этих секторов вносит свою лепту в социальную работу.

Коммерческие предприятия реализуют определенный круг социальной работы, определяемый уровнем их социальной ответственности. Базовый уровень – социальные программы для сотрудников предприятий, ветеранов, пенсионеров. Второй уровень - социальные программы для семей своих сотрудников. И, наконец, для предприятий, активно реализующих социальную ответственность - социальные программы в территориях своего присутствия и в целом для России. Государственный (муниципальный) сектор представлен бюджетными (государственными, муниципальными) учреждениями. Эти учреждения имеют постоянное гарантированное финансирование, которое практически привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. Бюджетные учреждения располагают пусть зачастую устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили и пр. При этом важно отметить, что в последнее время в таких сферах, как здравоохранение, образование наметилась тенденция к развитию инфраструктуры в рамках различных национальных проектов и программ, активно проводятся реформы, призванные обеспечить качество предоставляемых услуг. В рамках реформы бюджетной системы, основанной на новых подходах к развитию государственного управления и направленной на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, введено новое понятие – казенное учреждение. Это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

В конце ХХ столетия во всем мире стал стремительно развиваться некоммерческий сектор. Одну из причин этого прорыва исследователи видят в росте активности граждан и в переосмыслении традиционной двухфакторной модели «рынок» - «государство». идея некоммерческого негосударственного сектора возникла в результате поиска «срединного пути» между государством и рынком в вопросах производства и распространения социально значимых благ. Некоммерческий сектор – это эффективный поставщик социально значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, инновациями в социальной сфере.

3.2.2. Организационно - правовые формы субъектов социальной работы

Деятельность, порядок создания, реорганизация и ликвидация любого предприятия осуществляется на основании гражданского кодекса РФ и специальных ФЗ. Деятельность предприятий коммерческого сектора ориентирована на получение прибыли, которая распределяется, после всех обязательных платежей, по усмотрению учредителей. Часть ее может быть использована на реализацию социальной ответственности предприятия. Некоторые затраты на социальные программы могут включены в затраты предприятия. Существуют разнообразные организационно – правовые формы коммерческих структур, которые определяют порядок взаимоотношений учредителей, степень их ответственности за эффективность работы, систему управления и пр. (Закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество и пр.).

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

8.3. Финансирование социальной работы

8.3.1. Способы и источники финансирования социальной работы

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

Прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг.

На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.

1. Государственный бюджет.

В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг. произошло перераспределение средств почти по все статьям социальных расходов от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. С помощью государственного механизма распределения более сильные регионы помогают слабым. Из 89 субъектов РФ более 70 получают финансовую поддержку. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций , направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.

2. Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.

Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.

Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;
- предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- оплату коммунальных услуг;
- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;
- финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

3. Негосударственные источники финансирования.

Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

Взносов учредителей благотворительных организаций;
- членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);
- благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;
- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.);
- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труда добровольцев и др.

Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

4. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка помещения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.

Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:

Операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
- внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

Одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
- пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:

С пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
- со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.

Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размеры оплаты за них. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

Примером индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе являются коммерческие предприятия, оказывающие социальную поддержку одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Основной задачей этих предприятий является оказание дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи. Передача жилой площади в собственность города осуществляется по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена и переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых. Социальные услуги оказываются после заключения договора. Стоимость оказываемых услуг удерживается из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади.

Имеется также аналогичный опыт без выплаты клиентам наличных денег под договор купли-продажи. В этом случае договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает бесплатное пользование клиентом отчужденной квартирой и выполнение службой следующих услуг: регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, оказание ритуальных услуг, закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами питания и товарами, уборка помещения, стирка белья и т.д., организация ремонта бытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение льготным питанием.

Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
- формируют внебюджетные государственные фонды;
- финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;
- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

Выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
- определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
- обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

8.3.2. Задачи по совершенствованию финансирования социальной работы

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи.

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. Сейчас действия различных министерств и комитетов не всегда скоординированы.
2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ, более равномерно распределять бремя расходов между государством, работодателем и трудящимися.
3. Ограничить командную роль государства, повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.
4. Развивать программно-целевое финансирование. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно устанавливать приоритеты первоочередности социальных программ.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные источники финансирования социальной работы?
2. В чем состоят функции фонда социальной поддержки населению?

Литература к теме

1. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М., 1999.

- 36.50 Кб

5.1. Источники и способы финансирования социальной работы

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно- предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Государство - предприятие и предприятие - государство;

Государство - население и население - государство;

Государство - государство;

Предприятие - население и население - предприятие;

Предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

распределительная,

стимулирующая

и контролирующая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям (табл. 12) и в рамках федеральных и региональных программ.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.


1 Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России //Экономист. 1996. № 10.


Описание работы

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.
Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.
Выделяются три категории

  • Акционерный способ финансирования инновационных проектов. Характеристика его выгод и недостатков.
  • Альтернативные способы получения и преобразования энергии.
  • Существует два основных способа финансирования социальной работы:

    · прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;

    · косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг.

    На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.

    1. Государственный бюджет.

    В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг. произошло перераспределение средств почти по все статьям социальных расходов от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. С помощью государственного механизма распределения более сильные регионы помогают слабым. Из 89 субъектов РФ более 70 получают финансовую поддержку. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

    Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.



    2. Государственные внебюджетные фонды.

    Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

    Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

    Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.

    Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.



    Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.

    Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

    Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

    Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

    Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

    Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:

    · предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;

    · предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

    · оплату коммунальных услуг;

    · обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

    · развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

    · создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;

    · финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

    3. Негосударственные источники финансирования.

    Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

    · взносов учредителей благотворительных организаций;

    · членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);

    · благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;

    · поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благо-творительных пожертвований и др.);

    · доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

    · поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

    · доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

    · труда добровольцев и др.

    Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

    4. Предпринимательская деятельность социальных служб.

    Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, прино-сящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка поме-щения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.

    Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:

    · операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;

    · внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).

    Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

    · одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;

    · пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

    Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:

    · с пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;

    · со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.

    Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размеры оплаты за них. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

    Примером индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе являются коммерческие предприятия, оказывающие социальную поддержку одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Основной задачей этих предприятий является оказание дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи. Передача жилой площади в собственность города осуществляется по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена и переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых. Социальные услуги оказываются после заключения договора. Стоимость оказываемых услуг удерживается из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади.

    Имеется также аналогичный опыт без выплаты клиентам наличных денег под договор купли-продажи. В этом случае договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает бесплатное пользование клиентом отчужденной квартирой и выполнение службой следующих услуг: регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, оказание ритуальных услуг, закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами питания и товарами, уборка помещения, стирка белья и т.д., организация ремонта бытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение льготным питанием.

    Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:

    · устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

    · формируют внебюджетные государственные фонды;

    · финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;

    · определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

    В полномочия региональных и местных органов власти входят:

    · выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

    · определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;

    · обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.