Наблюдение за деревом в течение года. Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за осенними деревьями. Наш дворовый воробей

Ирина Тумаева
Конспект прогулки по теме «Наблюдение за деревьями»

Конспект прогулок по теме

«Наблюдение за деревьями » .

Цель : Развитие у детей мыслительной деятельности (сравнения, различения, выделения существенных признаков, установления причинно-следственных связей).

Место наблюдения : Участок.

Объект наблюдения : Деревья .

Виды деятельности : речевая деятельность, общение с природой, практическая деятельность, наблюдение , игры.

Ход прогулки:

(Перед прогулкой воспитатель обращает внимание детей на телеграммы от лесных жителей)

Воспитатель : Ребята, сегодня нам с вами пришла срочная телеграмма от лесного жителя, который очень обеспокоен тем, что весна уже пришла, а на деревьях листочков все нет и нет.

Сегодня мы будем искать ответы на вопрос лесного жителя на нашем участке. За хорошую работу вы получите специальный медальон.

Все готовы помогать лесному гостю!

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда давайте строиться на прогулку !

(Все выходят на участок)

Воспитатель : Итак, внимание! Читаем телеграмму, которую написал нам ворон.

Телеграмма

Кар, кар, какой кошмар!

Вот весна уж тут как тут,

А листочки не растут!

Что случилось, объясните,

Помогите! Помогите!

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему на деревьях нет листьев ? Что должно произойти с землей, чтобы дерево проснулось ?

Дети : На деревьях еще нет листьев , потому что солнце ещё не сильно греет. Чтобы дерево проснулось , солнце должно прогреть землю .

Воспитатель : А давайте поиграем в солнышко и согреем землю своим теплом! Вставайте, скорее, в круг!

Подвижная игра «Солнышко» .

Воспитатель : Теперь ваши солнышки быстро отогреют землю после долгой зимы и все деревья непременно проснутся.

Ребята, а давайте покажем, из чего состоит дерево , и объясним, для чего ему нужна каждая часть! Так, мы сразу догадаемся, откуда начинает оживать дерево .

Дидактическая игра «Строение дерева » .

Дети : У дерева есть корни , которые его питают; есть ствол, который держит дерево и есть крона (листочки, они содержат сок.

Воспитатель : Все правильно, ребята! Корни закрепляют дерево в почве и насыщают питательным соком; ствол удерживает тяжелую крону и проводит к листочкам то, что дают ему корни, а листочки вбирают в себя питательный сок и потом отдают его дереву .

Ребята, а у дерева сразу появляются листочки или нет?

Дети : Нет, сначала появляются почки, которые набухают, лопаются и становятся листочками.

Воспитатель : Правильно! А давайте покажем нашим деревьям , как нужно просыпаться после долгой зимы.

Сюжетно-ролевая игра «Напои дерево » .

Воспитатель : Теперь наши деревья обязательно проснутся раньше других! А чтобы ответить на вопрос почему, вспомните игры, в которые мы сегодня играли!

Дети : Игра «Солнышко» - согрела землю. Игра «Из чего состоит дерево » - напомнила деревьям , для чего нужны корни, ствол и крона. Игра «Напои дерево » - показала, как нужно дереву пить воду и питательные вещества из земли.

Воспитатель : Да, ребята, сегодня мы с вами согрели землю для наших деревьев , показали им как быстрее проснуться и ожить!

А теперь нам пора возвращаться в группу, чтобы скорее отправить телеграмму ворону, в которой мы расскажем ему о том, что, как только солнышко согреет землю, дерево насытится соком и листочки быстро распустятся!

А вам нужно получить его медальон! Не забывайте, его получат только самые послушные ребята!

(Все возвращаются в группу)

Во время прогулки мы не только играем и дышим свежим воздухом, но и наблюдаем за явлениями природы и растениями. Конспекты подобных полезных прогулок и просто рассказы педагогов об опыте их проведения представлены на страницах этого тематического раздела.

На что нужно обратить внимание детей в различных сезонных и погодных условиях, как способствовать развитию их наблюдательности и любознательности, как поддержать интерес ребят к познанию мира живой природы – обо всём этом идёт речь в публикациях данного раздела.

Наблюдая за деревьями, расширяем знания детей об окружающем мире.

Содержится в разделах:
  • Прогулки в детском саду. Наблюдения на прогулках, картотеки, конспекты
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 486 .
Все разделы | Прогулка. Наблюдения за деревьями

Конспект осенней прогулки в младшей группе «Путешествие к дубу» Цель : развитие познавательного интереса детей младшего возраста. Задачи : познакомить детей с деревом -дубом , его листьями, плодами. Оборудование : цепь из цветной бумаги, игрушка Кот. Предварительная работа : чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "У лукоморья дуб зеленый",...

Наблюдение за фруктовыми деревьями (Яблоня. Задачи. Расширять представления детей о фруктах и фруктовых деревьях , учить узнавать плодовые деревья , обратить внимание детей на то, как яблоко прикрепляется к ветке дерева . Подводить детей к пониманию того, что на дереве созревают в...

Прогулка. Наблюдения за деревьями - Прогулка «Наблюдение за деревьями и осенними изменениями» в старшей группе

Публикация «Прогулка «Наблюдение за деревьями и осенними изменениями» в старшей...»
Задачи: формировать интерес к сезонным изменениям в природе (с приходом осени листья желтеют и начинают осыпаться. Закрепить названия деревьев (береза, лиственница, ольха, рябина); их основных частей (ствол, ветки, листья. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Нестерова Наталья Анатольевна Прогулка с детьми старшей разновозрастной группы "Знакомство детей с деревом рябиной". Программное содержание: Расширить и уточнить знания детей о рябине. Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение видеть красоту природы....


Цикл наблюдений за рябиной осенью. Актуальность проблемы. - Недостаточные представления детей о рябине. - Незнание правил экологически грамотного поведения детей в природе. Одна из основных задач образования в соответствии с «Законом об образовании РФ №273», это формирование...


Цель прогулки: Закреплять знания детей о деревьях,различных частях;учить отличать различные виды деревьев;воспитывать бережное,заботливое отношение к природе,растениям. На прогулке предложить детям назвать деревья,которые растут на территории детского сада.Сравнить...

Прогулка. Наблюдения за деревьями - Конспект наблюдения за соснами летом «Зимой и летом одним цветом?» в средней группе


Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях двух сосен. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку: Зимой и летом Одним цветом. (сосна) Воспитатель задает детям вопросы. - Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом?» У нас с вами на...

Занятие на экологической тропе «Береза». Задачи: Уточнить и обогатить знания детей о березе; углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы; познакомить cо начимостью березы для людей; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе. Словарная работа:...

надежда пермякова

Тема: Наблюдение за деревьями осенью.

Цель: Формирование знаний о деревьях, растущими на участке.

1. Наблюдение.

Какое время года наступило!

Назовите осенние приметы.

Какие растения видим на участке?

Назовите только деревья.

Чем отличаются деревья?

Что происходит с деревьями осенью?

2. Художественное слово

Чтение стихов (дети стихи учили заранее):

В саду осеннем у дорожки

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той неделе

Ее ладошки покраснели.

Н. Некрасов

Медленный осенний дождик моросит,

За окном на ветке скворушка грустит.

И стоит березка, голову склонив.

Вот какой печальный осени мотив.

Все деревья облетели.

Зеленеют только ели.

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт.

Грязь и лужи у ворот.

В. Мирович

Поздней осени приметы:

Это клён - совсем раздетый,

Тополь с липой все одёжки

Побросали на дорожки.

Дом продрог в дожде-тумане,

И у девочки в кармане

Носовой лежит платок,

Что от насморка промок.

И. Демьянов

Загадки про деревья (загадывают родители)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Лиственница

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками.

3. Трудовая деятельность

Сбор природного материала для осенних поделок.

4. Индивидуальная работа.

Упражнения в ходьбе по качающемуся бревну – Саша по ограниченно прочерченной дорожке.

5. Подвижные игры:

«К названному дереву беги» (Саша водящий).

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Считалкой выбирается водящий. Водящий называет дерево, игроки бегут к названному дереву. Водящий следит за игроками, кто из игроков подбежит не к тому дереву, выбывает из игры.

Дидактическая игра «Что это за дерево?»

«Длинная змейка».

Цель игры: развитие ловкости, быстроты, координации.

Все дети крепко берутся за руки можно за талию впереди стоящего ребёнка. По сигналу они начинают двигаться в виде «змейки», огибая всё на своём пути. Главное условие – стараться не размыкать руки и ни во что не врезаться.








Публикации по теме:

Цели: активизировать познавательную деятельность;поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе.

Цель: формировать обобщенное представление об осени как о времени года. Задачи: учить различать деревья по форме, окраске ствола и листьев;.

Психологами доказано, что мышление детей первых семи лет жизни является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому большую роль в.

Конспект организации прогулки в 1 младшей группе «Наблюдение за деревьями». Конспект организации прогулки в 1 младшей группе «Наблюдение за деревьями». Цель: Продолжать знакомить детей с признаками весны, сезонными.

Тематическая прогулка-событие в старшей логопедической группе «Птицы осенью. Синичкин день» План – конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе. Тематическая.

Конспект весенней прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками» Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях.

Конспект прогулки в детском саду

Легейда Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ "Ясли-сад №380 города Донецка"

Конспект прогулки в старшей группе.

Программное содержание: Наблюдение за деревьями - закрепить умение различать деревья по веткам, почкам, коре (ветка берёзы – тонкая, гибкая, почки мелкие, смолистые, расположены на ветке по одной, ветка тополя толще, чем ветка берёзы, кора зеленовато – серая, почки крупные, длинные, клейкие и душистые, растут по одной), учить сравнивать.
Заучивание скороговорки – упражнять детей в отчетливом произношении звуков.
Подвижная игра – эстафета – упражнять в прыжках с продвижением вперёд, закрепить бег между предметами. Развитие ловкости и быстроты.
Труд на участке – воспитывать у детей желание трудиться, доводить начатое дело до конца.

Ход прогулки.

Воспитатель: По каким признакам, ребята, можно определить дерево?
Дети: По расположению веточек, листьям, коре. Рассматривание дерева – тополь. У тополя серо-зеленоватая кора, веточки толстые, почки крупные, длинные.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Сколько шагов до дерева? (экологическая тропа).
Воспитатель: А теперь, ребята, обратите внимание на это дерево. Как оно называется? Какие у него веточки? Какого цвета кора? Ответы детей.
Воспитатель: Что общего у тополя и берёзы? А теперь назовите их различия. Ответы детей.
Воспитатель: Берёза – единственное дерево в мире с белой корой. Её можно назвать белоствольной. Прекрасна берёза в любое время года. Берёза не только красива, но и необходима для человека. Из неё делают мебель, игрушки, корзины, краски, чернила. Отвар из берёзовых почек успокаивает нервы, заживляет раны. Когда не было ещё бумаги, люди писали на берестяных грамотах – коре берёзы. Кто знает стихотворения о берёзе
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей
Ребята, вы знаете, что деревья надо беречь. Вы обратили внимание на кору деревьев, что она вся повреждена насекомыми? Кто спасает деревья от вредных насекомых?
Дети: Муравьи, божьи коровки, дятлы.
Воспитатель: Давайте посадим на веточки много божьих коровок. Они будут спасать деревья от вредителей. За один день божья коровка может съесть до 200 вредителей. А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру – эстафету «Кто первый». А теперь давайте отдохнём.
Я скажу скороговорку, а вы должны сначала медленно, чётко выговаривая слова, затем быстрее, дальше ещё быстрее, произнести эту скороговорку.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
А теперь, ребята, давайте вместе с вами потрудимся: надо собрать мелкие камушки, веточки, подмести дорожки.

Благодатная пора – лето. Наблюдения за природой (деревья и кустарники, цветы, травы, звери, птицы, насекомые, обитателями водоемов) дарят не только этетическое наслаждение, но и обогащают запас общих знаний и речь Вашего малыша. В теплый солнечный день хорошо пройтись по лесу (саду, парку и т.д.), захватив с собой . Увиденное сохранится на память и даст материал для развивающих занятий. Желательно комментировать увиденное небольшими рассказами об объектах живой природы.

Для каждой прогулки можно избрать определенную тему . Тогда Вам проще будет сориентироваться, на что обращать внимание или даже подготовить нехитрый дидактический материал.

Деревья

Дети 5-7 лет должны знать, узнавать и называть по листьям, цветам и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника. (липа, береза, осина, ель, тополь, клен, яблоня, груша, слива, смородина, крыжовник, малина). Естественно, что сначала лучше знакомить малыша именно с теми деревьями, которые растут в Вашей местности. Листья, кору, плоды давайте не только рассмотреть, но и потрогать, послушать, понюхать и попробовать на вкус (соблюдая правила безопасности и меры предосторожности). Этот осязательный, обонятельный, вкусовой и слуховой опыт сложатся в единую картину богатого представления о природе.

Расскажите о том, что летом есть все условия для роста растений (свет, тепло, влага). Можно сравнить дерево и кустарник, предложить игры : «Узнай дерево по описанию», «Назови, с какого дерева лист», «С какого куста ягода?». Описать все невозможно, поэтому здесь приводится лишь несколько примеров, как с пользой и удовольствием познакомить ребенка с природой.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчиться,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Береза

О чем рассказать?

Это береза. У нее белая кора с черными пятнами. Листочки у березы похожи на сердечки с зубчиками по краю. Ветки тонкие, клонятся к земле. На березе растут сережки, в них зреют семена. Из этих семян может вырасти много новых березок. Весной люди собирают березовый сок и пьют его. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане. Сухая кора березы называется береста. Раньше на бересте люди писали, а теперь мастерят из нее лукошки, туески и игрушки.

Как еще поиграть?

Слышишь, как заливаются трелями птицы? Много песен, стихов сложено про красавицу-березу. Давай тоже споем о ней песенку.

Интересное

Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже в жаркий день ствол у березы остается прохладным. Березу в давние времена использовали для освещения в избах (лучина), лечения (сок и банные веники), обогрева (дрова), смазки колес (деготь), храниения и еды (ложки, туески для молока, лукошки для ягод). И сейчас из березы делают мебель, игрушки. На бересте можно свистеть (получается звонкий писклявый звук).

На пруду

О чем рассказать?

Это пруд. В реке вода течет, а в пруду нет, поэтому говорят, что вода стоячая. Сегодня ветер дует слабо, на воде рябь – малнькие волны. У пруда прохладно. Скажи, какие деревья здесь растут? У одних листочки – это березы и осинки. Такие деревья называют лиственными. У сосны и ели иголочки – хвоя. Они называются хвойными. Когда придет осень на сосне созреют шишки. Дятлы, клесты и белки очень любят лакомиться твердыми орешками.

Как еще поиграть?

Представь, что ты стал веселым бельчонком. Ты нашел большой вкусный орешек и сунул его за щеку. Далее выполняется артикуляционное упражнение “Покатай орешек”.

Интересное

Загадка с пояснением “Какое дерево в лесу все время переодевается?”. Если ребенок затрудняется с ответом, то подведите его к осине. Только налетит ветер, листья из зеленых превратятся в серо-серебристые. Кажется, что дерево переоделось. Еще секунда и осина снова становится зеленовато-бурой, затем снова зеленой. Дрожит осина всеми своими листочками. Может боится осина, что прогонят ее из леса. Ведь древесина из нее мало цениться. Куда ей против берез да сосен тягаться? Вот таится, переодевается все. И все же страшится лесорубов. Опасны для нее в молодом возрасте солнце и безводье. Но и этим напасти не ограничатся. Зайцы и мыши очень любят погрызть горькую кору с молодых осинок – дерево гибнет. На самом деле осина дрожит не от страха. Листья осины на длинных черешках. От порыва ветра неустойчивые листочки вместе с черешками поворачиваются. Шумит листвой осина, снова наряд свой спешит сменить.

Вишня

О чем рассказать?

Деревья бывают разные. Одни растут в лесу, другие в саду. Тогда их называют садовыми. Это вишня. У вишни темные блестящие листочки. Весной на ней распускаются красивые крупные цветы: белые или розовые). Летом начинают зреть вишенки. Они становятся красными, а потом малиновыми, почти черными. Вишни круглые, гладкие, блестящие. Внутри – косточка. Из косточек вырастают эти красивые деревья. Нужно много лет и труда, чтобы на вишне появились плоды. На вкус вишня сладкая, немного кислая, очень вкусная.

Как еще поиграть?

Сделайте объемную аппликацию из пластилина. Для этого нужен пластилин красного и зеленого цветов, пластиковая крышечка (например, от сметаны), бумага для фона. Положите крышку на лист бумаги (можно выбрать картинку из журнала с листвой или ветками), обведите и вырежьте шаблон для фона, приклейте его на крышечку. Теперь малыш приступает к лепке: шарики-вишенки, тонкие колбаски-черенки, из толстых колбасок расплющивает лист и прищипывает кончики. Все готовые детали прижимают и примазывают к основе.

Смородина

О чем рассказать?

В саду растут плодовые деревья и кустарники. Летом и осенью они приносят урожай. У кустарников небольшой рост, много толстых веток, нет центрального ствола, как у древа. Если бы в лесу и в саду были этажи, то верхний этаж занимали бы деревья, они выше всех. Средний – кустарники, а нижний травы, цветы,мхи и грибы. Еще есть подземный этаж, где у всех растений корни. На всех этажах есть свои обитатели (насекомые, птицы и звери). Это смородина. У нее широкраскинуты ветки, как зеленая шапка. Листочки с неровным зубчатым краем, как ладошка с растопыренными пальцами. Ягоды растут кисточками. Листочки смородины собирают и заваривают чай. Ягоды едят свежими и готовят варенье, мармелад, шаньги, компот.

Как еще поиграть?

Загадка: Она белая или черная? Красная! А почему зеленая? Потому что еще незрелая. Действительно, смородина бывает таких цветов. На вкус она часто кислая, зато очень полезная. Позовите ребенка собирать смородину, когда она созреет. Занятие это не очень утомительное, ведь можно брать ягоды сразу кистями.

Замечательные возможности для отдыха и познавательного развития дает лето. “Наблюдения за природой. Деревья и кустарники” – лишь первая часть цикла прогулок-бесед. Закреплять полученные на прогулке знания можно в занятиях рисованием, конструированием, лепкой. Сделанные ребенком работы можно будет отправить на конкурсы, выставки в детском саду. Рисунки и фотографии стоит разместить в домашней стенгазете. С опорой на иллюстративный материал Ваш малыш сможет рассказать о том, как провел лето. Наблюдения в природе помогут Вам и Вашему ребенку в подборе новых книг, песенок, инсценировок для домашнего театра.

P.S. Попробуйте вспомнить интересные факты о деревьях и кустарниках, необычные случаи из жизни, которые можно так же рассказать Вашему ребенку.

Не забудьте фотоаппарат! Приятной прогулки!

Детский психолог

Анна Зубарева

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.