Прародина славян. Версии и споры о происхождении и прародине славян. Концепции происхождения и прародины славян К прародине славян не относится территория

Славяне - коренные жители Восточной Европы (автохтоны ). Многие исконные названия ряда географических местностей, водоемов и т. д. здесь заведомо славянские, хотя наряду с ними встречаются германские, балтийские и т. п. наименования - древние племена жили «чересполосно» и государственных границ еще не знали. Например, на территории белорусского Полесья изобилуют славянские древние названия - топонимы, гидронимы и т. п.43

В то же время в западной части Полесья, там, где начинается Беловежская пуща, встречаются следы жительства балтов-ятвягов44 .

Иордан еще лишь в общих чертах представлял себе места расселения славян. Он писал:

«От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако главным образом они именуются склавинами и антами. Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое именуется Мурсианским, до Данастра, а на севере до Вислы. Место городов занимают у них болота и леса. Анты же, храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются от Данастра до Данапра. Реки эти отстоят друг от друга на много дневных походов».

Тут в названиях и самих сведениях много неясного и неточного; «Новиетун» и «Мурсианское озеро» Иордана так и не опознаны.

Историки стремятся локализовать территорию славянской прародины на основе анализа археологических данных (многое осложняет «немота» последних). Например, из взглядов академика Б.А. Рыбакова следует, что наиболее древней археологической культурой, связанной с деятельностью славян, была, возможно, уже тшинецко-комаровская, существовавшая за много веков до нашей эры на территории севернее Карпат между Одером (по-славянски Одрой) на западе и средним Поднепровьем на востоке - на севере же ограниченной бассейном реки Припять, протекающей по югу нынешней Белоруссии. Однако весьма вероятно, что это была смешанная культура, и археологи имеют дело не только с предками славян, но и со следами пребывания здесь других народов.

Часть историков предполагала, что праславянской можно считать относящиеся ко II веку до нашей эры пшеворскую культуру (ее следы находят между Одером и Вислой). Однако более доказательна принадлежность славянам, что особенно интересно, зарубинецкой культуры (среднее Поднепровье).

Филологические данные, относящиеся к праславянской эпохе, весьма скудны, что побуждает в целях научной осторожности «на всякий случай» еще несколько сузить изначальную территорию расселения славян, зато уверенно обозначив ее «ядро». Можно утверждать, что их земли располагались между Вислой и Днепром севернее Карпат, а северная их граница была в бассейне реки Припяти - дальше к северу, по берегу Балтийского моря, жили уже племена балтов. Едва ли не сердцевина территории славянской прародины, территории «славянских древностей» - Полесье45 .

Белорусское Полесье (главный город Гомель) имеет протяженность более 500 км (от Западного Буга до Днепра). Здесь протекают Припять и ее притоки (Пина, Ясельда, Цна, Случь, Птичь, а также Стырь, Горынь, Ствига, Уборть).

Хотя за истекшие века многое изменилось (в XX в. в Белоруссии были, например, проведены мелиоративные работы и т. п.), тут все же сохраняется немало заболоченных мест. Ранее Полесье ими славилось. В наиболее сохранившемся виде условия жизни на славянской прародине сегодня еще можно почувствовать, посетив, например, Беловежскую пущу или ландшафтный заповедник Ольшанские болота.

Заповедник Беловежская пуща, расположенный на границе Белоруссии и Польши, по сей день сохранил уголок древней славянской природы и животного мира, славян окружавшего.

Это обширный участок дремучего первобытного леса в пределах Полесья и Мазовецко-Подлясской низменности (примерно 1250 км 2). Его белорусская часть находится на территории Брестской и Гродненской области. Основная река Полесья Припять орошает эти земли, более чем наполовину поросшие сосняком, а также елью, ольхой, дубом, грабом и т. д.

До сих пор сохранились деревья-гиганты, которые в древности произрастали на территории славянской прародины во множестве, а также, например, такие уникальные ныне породы деревьев, как скальный дуб, белая пихта и др.

Среди торфяных болот, когда-то почти непроходимых, возвышаются холмистые участки, которые были пригодны для жизни древних людей. Здесь племена славян «чересполосно» жили с племенами ятвягов. И те и другие были немногочисленны по составу и не мешали друг другу. Хватало и земли, и злаков земных, и животных для охоты.

В Беловежской пуще сохранились зубры, медведи, олени, кабаны, рыси, барсуки, куницы, лисы, косули, бобры, выдры; такие мелкие животные, как зайцы, белки, горностаи и др., а также всевозможные птицы средней полосы - хищники коршун, сокол, орел; боровая дичь - глухари, рябчики, тетерева; кулики, совы, филины, утки, вальдшнепы и т. д. и т. п. Естественно, в древности их было несравненно больше, и водились они по всем окрестным бескрайним лесам, а не только на территории нынешней пущи, находящейся под государственной охраной.

Из существовавших в прошлом и научно опровергнутых теорий происхождения славян так называемая «сибирская» чисто фантастична, «балканская» же основывалась на факте нынешнего присутствия нескольких славянских народов на Балканах (на самом деле предки представителей этих народов постепенно переместились на Балканы с вышеописанной территории прародины). «Дунайская» теория происхождения славян основывалась на факте частого присутствия этой реки в славянском фольклоре. Последнее объясняется тем, что соответствующие произведения фольклора создавались в позднейшие времена, когда славяне уже расселились по берегам этой реки (видимо, еще раньше они расселились на западе по берегам Одера).

Локализация прародины славян между Днепром на востоке и Вислой на западе, на юге выше Карпат, на севере по бассейну Припяти - в целом доказанный факт (напомним, что о Висле как западной границе славянских земель знал во II в. Птолемей). Когда некоторые историки и археологи на основании косвенных данных распространяют ее на запад от Вислы в сторону Одера, это уже несколько сомнительно.

Славяне расселились, распространяясь с территории прародины, на запад и на юг. И там и там они заняли горные районы (Карпаты, Судеты, Татры, Балканы). О событиях этой эпохи образно повествует старинное сказание о трех братьях - Чехе, Лехе (лях - поляк) и Русе, из которых каждый поселился отдельно от других.

Введение в славянскую филологию.

Вопрос №9. Проблема прародины славян. Индоевропейцы и славяне.

Формирование славянских племен происходит в процессе выделения их из многочисленных племен крупной языковой семьи – индоевропейской. Но на вопрос о том, что представляла собой индоевропейская семья, ученые не могут дать однозначного ответа. Была высказана мысль о родстве индоевропейских языков с уральскими, алтайскими, хамитскими, иберитско-кавказскими и некоторыми другими языками. Традиционно считают, что все индоевропейские языки образовались в результате распада индоевропейского праязыка. Индоевропейская языковая общность к концу 4 – началу 3 тысячелетия до н.э. распадается. Племена-носители индоевропейских диалектов расселяются по огромной территории Европы и Азии. Предки будущих славян с предками других народов вычленяются из индоевропейского языкового единства, и к началу третьего тысячелетия до н.э. индоевропейской общности уже не существует.

Существует много гипотез о прародине индоевропейцев и славян.

Прародина индоевропейцев.

Существует традиционная точка зрения, согласно которой индоевропейцы размещались в центральной и юго-восточной Европе. Идут споры о том, включать ли туда Балканы и где проходит восточная граница – по Дону или по Волге. В 80-х годах 20 века написан монументальный труд Т.В. Ганкрелидзе и В.В. Иванова «Индоевропейский язык и индоевропейцы», в котором проведены реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры.

В 5-4 тысячелетиях до н.э. индоевропейцы проживали на территории от Балкан, включая Ближний Восток и Закавказье, вплоть до южной Туркмении.

Вопрос о прародине славян.

Не существует единого взгляда на локализацию праславянского языкового континуума из индоевропейского. Существует ряд гипотез, согласно которым о славянах можно говорить с определенного времени:

Начиная с 3 тысячелетия до н.э.

Начиная с середины (начала) 2 тысячелетия до н.э.



Начиная с 4 в. до н.э.

Первые свидетельства представлены в русской летописи – Повести временных лет.

Наиболее ранние научные гипотезы о славянах можно обнаружить в трудах русских историков: Карамзин, Соловьев, Ключевский, которые ссылаются на ПВЛ и считают прародиной славян Дунай и Балканы.

Уточнение этой гипотезы в конце 20 века в своих трудах внес О.Н. Трубачев, который является создателем Неодунайской гипотезы.

Большинство современных ученых считают прародиной славян территорию между реками Вислой, Одером и Днепром, различия выражаются в том, что некоторые ученые сдвигают территорию ближе к востоку, другие – ближе к западу. В настоящее время наиболее предпочтительны 2 гипотезы:

1) Висло-Одерская гипотеза. Между Вислой и Одером (северная граница – Балтийское море). Примерно соответствует современной Польше. Отсюда расселение к Дунаю и Днепру. Автор этой гипотезы – Т. Лер – Сплавинский («О происхождении и прародине славян»)

2) Висло-Днепровская (Среднеднепровская) теория . Наиболее предпочтительная сейчас гипотеза. Поддерживается современными учеными – Фасмер (Германия), С.Б. Бернштейн (СССР), Мушиньский (Польша). Прародина славян между средним течением Днепра и средним течением Вислы. На севере граница – Припять, на юге – правобережные лесостепные районы. Территория современной Украины (северо-запад), южная Белоруссия, юго-восточная Польша.

Гипотеза Шахматова. Шахматов А.А. указывает на 2 (а то и 3) прародины славян. Он был сторонником единого балто-славянского праязыка. Балты не меняли места своего проживания, поэтому некоторые ученые позиционируют прародину славян туда, где проживают современные балты. Шахматов отрицает в качестве первой прародины Дунай. Если это было бы так, то славяне появились на исторической арене раньше германцев, славяне не могли быть южнее германцев, иначе было бы больше античных черт. Праславяне локализовались между нижним течением Немана и западной Двины, побережье Балтийского моря. Второй прародиной славян Шахматов называет район реки Вислы. Движение славян в первые века н.э. было приостановлено нашествием гуннов. Часть славян осталась в районе Вислы, они дали начало для западной ветви славян, другая часть продвигалась на юг. Часть пошла более западным путем и достигла Дуная (впоследствии - южные славяне), 2 часть пошла восточным путем (впоследствии - восточные славяне), и те, и другие не миновали третьей прародины по Шахматову – Дуная.

Гипотеза Седова. Седов считал, что нет оснований помещать прародину славян между Неманом и западной Двиной (в районе Балтийского моря). Прародина славян – в районе реки Вислы. В 4 в.н.э. происходит изменение климата в восточной Европе, в результате чего происходит заболачивание традиционных мест проживаний славян. По этой причине славяне начинают передвигаться на другие территории из района р.Вислы по направлению на северо-восток, по направлению к балтам и финнам, другая часть – в сторону юга, по направлению к Дунаю.

Неодунайская гипотеза Трубачева. Трубачев активизировал теорию, связанную с Дунаем. Иной взгляд и на прародину индоевропейцев, чем в работах Ганкрелидзе и Иванова. Прародина индоевропейцев – центральная Европа и Балканы.

Прародина славян по Трубачеву. Среднее течение Дуная (современная Австрия, Чехия, южная германия и Паннония (современная Венгрия). В своей гипотезе Трубачев опирается на анализ гидронимики и на древние предания славян о Дунае.

Сегодня не вызывает сомнений, что славяне когда-то выделились из индоевропейской группы. Но где прародина славян? Вопрос простой, но в то же время сложный. Ученые спорят и ведут дискуссии о прародине славян уже не один десяток лет. Славяне, появившись однажды на некой территории, стали расселяться по Европе и современной России. Происходило это в четвертом-шестом веках новой эры. Племена постепенно начали разделяться по трем направлениям: восточному, западному и южному. Все имеющиеся данные и факты основываются на информации, полученной при раскопках, а также из письменных источников.

Восточная ветвь дала начало древнерусской общности, а потом и Древнерусскому государству (через образование сначала племенных союзов и их последующего объединения). Прародина восточных славян , с точки зрения именитых историков, располагалась на дунайских землях, а затем на днепровских.

Итак, начнем с начала – с индоевропейцев. Их родиной была Центральная Европа. Праславяне обособились от индоевропейской общности к первому тысячелетию до нашей эры. Из достоверных источников доподлинно известно, что поблизости от места обитания праславян не было ни моря, ни гор. А Нестор говорит нам, что праславяне жили в районе Дуная. Однако многие историки не советуют абсолютно верить летописи «Повесть временных лет», подозревая, что часть информации в ней – вымысел.

Вот основные версии прародины славян:

  • Самая первая теория принадлежит знаменитому летописцу Нестору, написавшему «Повесть временных лет». Он даже поставил перед собой задачу достоверно описать, «откуда есть пошла земля Русская». По его мнению, территория предполагаемой прародины славян – это земли близ Дуная. Это так называемый отправной пункт, откуда впоследствии славяне расселились по огромным территориям.
  • Европейская концепция прародины древних славян. Она гласит, что первоначальный «очаг» располагался в районе Карпатских гор.
  • «Двойная» прародина славян. Данная гипотеза гласит, что у наших предков было две прародины: одна в районе Западной Двины, а вторая - Вислы. Почему так? Приверженцы этого мнения говорят, что из индоевропейской общности обособились племена, заняв первую прародину. А после великого переселения народов они мигрировали на свою вторую прародину. И уже потом произошло деление славян на западных и восточных.
  • Днепр и Висла. Теория о том, что прародиной славян являются земли между Днепром и Вислой. Сегодня это территория северо-запада Украины, юга Белоруссии и юга Польши. Однако ученые-последователи данной концепции еще не пришли к единому мнению.
  • Висла и Одер. Нетрудно догадаться о сути данной теории. Сегодня это польские земли.
  • Неодунайская версия. Прародиной славян, согласно ей, является территория современных государств: Словении, Хорватии, Сербии, Черногории.

Таковы концепции происхождения и прародины славян. Как Вы заметили, все они так или иначе связаны с реками. Ведь древние всегда расселялись близ водоемов, чтобы обеспечить себя и свою землю достаточным количеством воды.

Есть и данные, что славяне обитали изначально поблизости от германских и литовских племен. А это уже современные земли Прибалтики, Скандинавского полуострова. Неожиданно? Но эта теория тоже имеет право на жизнь. И неудивительно, что споры о прародине славян не умолкают до сих пор. Тем более сегодня бытует мнение, что восточные славяне по большей своей части – славянизированные финны. Но подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Русские: славяне или нет?».

Проблема прародины славян до сих пор остается актуальной. Если Вы заинтересовались ей всерьез, то можете прочитать книгу «Священные прародины славян» Александра Асова. Возможно, что там Вы найдете ответы на все интересующие вопросы, или у Вас появится свое мнение на этот счет!

Россия - прародина человечества.

Славянская речь — когда зазвучала она? Еще во второй половине XIX в. славяне считались относительно «молодым» этносом, и ученые сомневались в самой возможности говорить о славянской истории до Р.Х. Но народы — не барышни, седина и морщины для них желанны. И век XX-й ознаменовался головокружительным углублением датировок ранней славянской истории. Оказалось, что и в дохристианскую эпоху она может измеряться тысячелетиями, ибо в языке, культуре, религиозных представлениях славян явственно проступает очень древний индоевропейский пласт.

Индоевропейская языковая семья возникла в V-IV тысячелетиях до н. э., то есть в начале «медного века». Часть входивших в нее языков исчезла еще в античную эпоху — хетто-лувийские, италийские, тохарские, фракийский, фригийский, иллирийский и венетский; другие существуют и поныне — индийские, иранские, германские, романские, кельтские, славянские, балтские, греческий, армянский, албанский языки. Прародина индоевропейцев до сих пор не найдена, хотя на обширных пространствах между атлантическим побережьем Европы и верховьями Енисея уже не осталось, кажется, клочка земли, в который бы в свое время не ткнул указующий перст науки: Испания, Балканы, Малая Азия, Армения, северная «Гиперборея», алтайские и оренбургские степи... Не вполне ясно даже, в какой части света сложилась индоевропейская общность — в Европе или Азии. А, может, на стыке…

Так, значит, славянство отковалось на наковальне медного века? Едва ли. Кто возьмет на себя смелость, ухватив одно звено непрерывной цепи поколений, провозгласить, что все началось с него? Индоевропейская общность в историческом смысле — не исходная точка, а завершающая стадия длительного процесса этнического сплочения и относительной культурно-языковой нивелировки входивших в нее племен и народностей. Невозможно «вывести» славян путем «сложения» двух этносов или, наоборот, «выделить» их из более обширной, полиэтнической общности. Славяне есть славяне, как прозорливо заметил патриарх славянской филологии аббат Й. Добровский (1784-1829). Развитие славянства в рамках индоевропейской языковой семьи символически лучше выражает не устаревший образ «древа языков», а более соответствующий реальности «куст». Иными словами, славянский язык и славянский этнос — вполне самобытное и уникальное историческое явление, с собственными корнями, уходящими в непроницаемую тьму времен. В известном смысле говорить о «появлении» или «возникновении» славянства можно лишь условно. История — бездонный колодец; напрасны наши попытки зачерпнуть с самого его дна. Мы даже вряд ли способны представить себе, что означает понятие «начало» по отношению к такому сложному процессу, как самоопределение этноса и его языка; образ вавилонского разделения языков и народов — по-прежнему едва ли не высшее наше достижение в этой области знания. Одинаково нелепо утверждать, что славяне «были всегда», или что они «появились тогда-то». Для историка вопрос начальной славянской истории заключается, собственно, не в том, когда она «началась», а в том, откуда мы можем ее начать, исходя из имеющихся на сей день исторических, археологических, антропологических и лингвистических данных.

История застает славян в Европе, в числе других индоевропейских племен, которые на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. заселили эти древние земли.

Кристаллизация племенных и языковых различий внутри индоевропейского населения Европы шла медленно. К середине II тысячелетия до н. э. на ее этнической карте все еще не обозначилось никаких четких границ. Только на самом юге, в Греции, ахейский союз греческих племен провел первую пограничную черту в европейской истории, отделив эллинов от варваров.

Варварский мир, простиравшийся к северу от Дуная, объединяла поразительная близость религиозно-символических представлений о жизни, в основе которых лежал солнечный культ. Солнечная символика была чрезвычайно разнообразна. Бытовые изделия и предметы вооружения покрывались изображениями концентрических кругов, колес, крестов, бычьих рогов, лебедей и других водоплавающих птиц (даже много позднее, в средние века, все еще широко бытовали представления о том, что солнце, совершив свой дневной путь по небу, перемещалось в «нижнюю» часть мира, которая мыслилась в виде подземного океана, и обратный, невидимый путь от запада к востоку проделывало при помощи уток, гусей или лебедей) . Смерть также являлась в виде очистительного огня погребального костра, и сосуд с горсткой человеческого пепла ставился в середину круга из камней — магического знака солнца.

Эта культурно-историческая общность, просуществовавшая в Средней Европе с XVI по VII в. до н. э., названа археологами культурой полей погребальных урн. В ее границах, по-видимому, и завершилось формирование основных этносов древней Европы [см. Седов. В. В. Славяне в древности. М., 1994; Krahe Н. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954 ]. Именно с территории культуры полей погребальных урн в Западную и Южную Европу пришли народы, известные нам по античным письменным памятникам. С конца II тысячелетия до н. э. на Аппенинский полуостров проникают италики; Францию и Северную Италию в VIII-V вв. до н. э. заселяют кельты; примерно тогда же адриатическое побережье Балкан занимают иллирийцы; а в VII в. до н. э. в Ютландии и примыкающих к ней землях по нижнему течению Рейна и Одера появляются германцы.

А что же славяне?

Около 1300-1100 гг. до н. э. из культуры полей погребальных урн выделилась лужицкая культура (названа по первым находкам в местечке Лужица, между Одером и Вислой) , охватившая бассейны Одера, Вислы и правобережье Эльбы. Лужицкие племена занимались скотоводством и земледелием и уже применяли для пахоты не только соху, но и плуг. Мужчины обладали высоким социальным статусом в качестве хозяев и воинов. Бронзовые мечи, топоры, серпы изготовлялись с высоким мастерством. Не позже IX в. до н. э. лужичане научились обрабатывать железо и спустя столетие изготовление из него оружия и предметов хозяйственного обихода стало обычным делом. Жилищами служили так называемые «столбовые дома», стены которых делали из вертикально вкопанных столбов с плетнём, обмазанным глиной; посёлок окружали земляным валом. Хоронить умерших лужичане продолжали в погребальных урнах.

Лужицкая культура не получила в античную эпоху достоверного этнографического описания. И все же преобладающим ее населением были, несомненно, славяне. Нахождением на ее территории их основного этнического массива хорошо объясняются языковые контакты славян с италиками, кельтами, германцами и балтами, поскольку эти этносы облегали лужицкие земли с севера, северо-востока, запада и юга. Древнейшая славянская лексика, касающаяся фауны, флоры и особенностей географического пространства, также полностью соответствует природным условиям этого района. Языковеды согласны между собой в том, что «древний славянский регион, или славянская прародина... судя по лексическим данным, находился в лесной, равнинной местности с наличием озер и болот, в стороне от моря, горных хребтов и степных пространств» [Седов. Указ. соч., с. 144 ]. Правда, древнейшие славянские памятники в лужицком ареале датируются только V в. до н. э., но, с другой стороны, археологами не отмечено существенного изменения этнического состава населения в этом районе на протяжении всего предыдущего тысячелетия. Стало быть, славяне жили здесь издавна.

Со второй трети IX в. славянское население Дона и всей лесостепной полосы подвергалось нападениям мадьяр, которых славяне звали уграми, арабы и византийцы — турками, а в Центральной и Западной Европе они стали известны под именем венгров.

Это был народ, говорящий на языке, принадлежавшем к угро-финской языковой семье. Прародина мадьяр — Великая Венгрия — находилась в Башкирии, где еще в 1235 г. доминиканский монах Юлиан обнаружил людей, чей язык оказался близок к венгерскому.

Прорвавшись в первой половине IX в. в междуречье Волги и Дона, мадьяры поселились затем в областях, которые в их преданиях носят названия Леведии (Лебедии) и Ателькузы. Исследователи обычно полагают, что речь идет о Нижнем Доне и Днестро-Днепровском междуречье соответственно.

Вся мадьярская орда насчитывала не более 100 000 человек и, по оценкам современников, могла выставить в поле от 10 000 до 20 000 всадников. Тем не менее противостоять им было очень трудно. Даже в Западной Европе, не так давно победившей аваров, появление мадьяр вызвало панику. Эти кочевники — невысокого роста, с тремя косичками на бритой голове, одетые в звериные шкуры, крепко сидевшие на своих малорослых, но выносливых лошадях, — наводили ужас одним своим видом. Лучшие европейские армии, включая византийскую, оказались бессильны перед непривычной для них военной тактикой мадьяр. Император Лев Мудрый (881 - 911 гг.) обстоятельно описал ее в своем военном трактате. Выступая в поход, мадьяры обязательно высылали вперед конные дозоры, во время стоянок и ночлегов их лагерь также был постоянно окружен стражей. Сражение они начинали с того, что осыпали неприятеля тучей стрел, а затем стремительным налетом пытались прорвать вражеский строй. При неудаче они обращались в притворное бегство, и если противник поддавался на уловку и начинал преследование, то мадьяры разом оборачивались и всей ордой обрушивались на пришедшие в расстройство боевые порядки врага; немаловажную роль при этом играл резерв, выставить который мадьяры никогда не забывали. В преследовании разбитого неприятеля мадьяры были неутомимы, пощады при этом не было никому.

Господство мадьяр в причерноморских степях продолжалось около полувека. В 890 г. вспыхнула война между Византией и дунайскими болгарами. Император Лев Мудрый привлек на свою сторону венгров, которые переправились на правый берег Дуная и, опустошая все на своем пути, дошли до стен болгарской столицы Преславы. Царь Симеон запросил мира, но втайне решил отомстить. Он подговорил печенегов напасть на венгров. И вот, когда венгерская конница ушла в очередной набег (по-видимому, на моравских славян), печенеги обрушились на их кочевья и вырезали оставшихся дома немногочисленных мужчин и беззащитные семьи. Печенежский налет поставил венгров перед лицом демографической катастрофы, угрожавшей самому существованию их как народа. Первой их заботой было восполнить недостаток в женщинах. Они двинулись за Карпаты и осенью 895 г. осели в долине верхней Тисы, откуда стали совершать ежегодные набеги на паннонских славян с целью захвата женщин и девушек. Славянская кровь помогла венграм выжить и продолжить свой род.

Переход князя Арпада через Карпаты. Циклорама написана к 1000-й годовщине завоевания мадьярами Венгрии.

Мадьярское владычество заставляло вспомнить времена аварского ига. Ибн Русте сравнивал положение подчиненных мадьярам славянских племен с положением военнопленных, а Гардизи называл их рабами, обязанными кормить своих господ. Г. В. Вернадский в связи с этим приводит интересное сопоставление венгерского слова dolog — «работа», «труд» и русского слова «долг» (в значении «обязанность»). По мысли историка, мадьяры использовали славян для «работы», выполнять которую было их «долгом» — отсюда различное значение этого слова в венгерском и русском языках. Вероятно, к этому же времени относится заимствование венграми славянских слов «раб» — rab и «ярмо» — jarom (Вернадский Г. В. Древняя Русь. С. 255 - 256 ).

Вероятно, в течение IX в. славянские племена Поднепровья и Подонья тоже не раз испытали на себе тяжкий натиск венгерской конницы. Действительно, «Повесть временных лет» отмечает под 898 г.: «идоша угры мимо Киева горою, еже зовется ныне Угорьское, и пришедше к Днепру сташа вежами [шатрами]…». Однако при более внимательном рассмотрении это отрывочное сообщение едва ли заслуживает доверия. Во-первых, неверна дата нашествия: венгры ушли из Нижнего Поднепровья в Паннонию не позже 894 г. Во-вторых, отсутствие продолжения истории о «стоянии» угров под Киевом свидетельствует о том, что летописец-краевед в данном случае всего лишь хотел объяснить происхождение названия Угорского, которое на самом деле восходит к славянскому слову угор — «высокий, крутой берег реки» (Фасмер М. Этимологический словарь. Т. IV. С. 146 ). В-третьих, непонятно, куда могли направляться угры, идя «мимо Киева горою» (то есть вверх по Днепру, по правому его берегу), не говоря уже о том, что, спасаясь от печенегов, они двинулись из своей Ателькузы отнюдь не на север, а прямиком на запад — в паннонские степи.

Последнее обстоятельство опять заставляет подозревать, что летописец и здесь приурочил к исторической реальности Киева на Днепре предание, относящееся к одному из дунайских Киевов . В более полном виде его можно прочитать в «Деяниях венгров» (безымянной хронике, написанной при дворе короля Белы III в 1196 - 1203 гг.), где говорится, что венгры, отступая из Ателькузы, «достигли области русов и, не встретив какого-либо сопротивления, прошли до самого города Киева. А когда проходили через город Киев, переплывая (на паромах. — С. Ц .) реку Днепр, то захотели подчинить себе королевство русов. Узнав об этом, вожди русов сильно перепугались, ибо они услышали, что вождь Альмош, сын Юдьека, происходит от рода короля Аттилы, которому их предки платили ежегодную дань. Однако киевский князь собрал всех своих вельмож, и, посовещавшись, они решили начать битву с вождем Альмошем, желая лучше умереть в бою, нежели потерять свое королевство и помимо своей воли подчиниться вождю Альмошу». Битва была проиграна русами. А «вождь Альмош и его воины, одержав победу, подчинили себе земли русов и, забрав их имения, на вторую неделю пошли на приступ города Киева». Местные правители почли за лучшее покориться Альмошу, который потребовал от них отдать «ему своих сыновей в качестве заложников», уплатить «в виде ежегодного налога десять тысяч марок» и, кроме того, предоставить «продовольствие, одежду и другие необходимые вещи» — лошадей «с седлами и удилами» и верблюдов «для перевозки грузов». Русы подчинились, но с условием, что венгры оставят Киев и уйдут «на запад, в землю Паннонии», что и было исполнено.

В Венгрии это предание, очевидно, было призвано обосновать венгерское господство над «королевством русов», то есть над подчиненной областью карпатских русин, благодаря которой наследник венгерского престола носил титул «герцог русов».

Ввиду всего этого можно сказать, что период мадьярского господства в Северном Причерноморье прошел для начальной русской истории практически бесследно.

Если мы в своем поиске начнем углубляться в века, предшествующие оформлению Киевской Руси, то найдем искомое соответствие области Руси с определенным археологическим ареалом только в VI в. н. э. И это не случайно, так как именно в середине VI в. сирийский автор упоминает "народ рос (рус)", живший где-то северо-западнее приазовских амазонок, т. е. на среднем Днепре (Дьяконов А. П, Известия Псевдо-Захарии о древних славянах // ВДИ, 1939, № 4, с. 84-87.). К этому же VI в. возводит историю Киевской Руси и летописец Нестор, рассказывая о поездке славянского князя Кия в Константинополь к византийскому императору, в котором естественнее всего видеть Юстиниана (526-565 гг.) или Анастасия (498-518 гг.).

Четверть века тому назад археологи знали достоверно славянские памятники лишь VIII-IX вв - древности типа Луки-Райковецкой к западу от Днепра и роменско-борщевскую культуру на его левобережье (Гончаров 1950; Гончаров 1963; Ляпушкин 1958; Ляпушкин 1968). Оба археологических единства непосредственно предшествовали культуре Киевской Руси и перерастали в нее. А предшествующей была лишь черняховская культура [готская или славяно-готская?] III-IV вв [а какая в V-VII?] Скептики, представленные в основном ленинградской школой, могли сомневаться, указывая 1) на хронологический разрыв между черняховской культурой и достоверно славянскими памятниками, 2) на совпадение времени существования черняховской культуры с пребыванием в Причерноморье готов. Черняховской предшествовала зарубинецкая рубежа эр; далее следовала скифская “зольничная” культура V-III вв. до н.э., затем - предскифские чернолесская и белогрудовская [после ТВ?], наконец - тшинецко-комаровская эпохи бронзы [до ТВ]. Это был южный, или украинский путь ретроспективного поиска.

Славянам VIII - IX вв. на территории Польши предшествовали пшеворская и оксывская культуры II в. до н.э. - IV в. н.э., объединяемые тогда зачастую под термином культуры венедской , затем следовала поморская культура IV-III вв. до н.э. и, наконец, лужицкая [после ТВ?], уходящая корнями в эпоху бронзы.

Черняховская культура возникла не во II в. н.э., а не ранее 20-60-х годов III века (Щукин 1976; Szczukin 1981; Гороховский 1989; Шаров 1992), и не черняховцы, а сарматы в середине I в. н.э. заставили носителей зарубинецкой культуры сдвинуться на север.

Образованию зарубинецкой и родственной поянешть-лукашевской культур предшествовало проникновение населения губинской группы из междуречья Одера-Нейсе - группы, представляющей собой сплав поморской культуры Польши и ясторфской Германии. Ясторфские и губинские элементы обнаруживаются на ранних стадиях обеих культур. Выходцы с запада появляются в Северном Причерноморье на рубеже III-II вв. до н.э. - как раз в то время, когда письменные источники фиксируют здесь появление “бастарнов-пришельцев” [балты, германцы?]. Носители зарубинецкой культуры, очевидно, были участниками бастарнских походов на Балканы в 179-168 гг до н.э., достаточно подробно описанных Титом Ливием. Страбон, описывая ситуацию в Причерноморье на рубеже II-I вв до н.э., то есть времени расцвета зарубинецкой и поянештской культур, размещает между Истром-Дунаем и Борисфеном-Днепром “в глубине материка” две группировки бастарнов (Strabo, VII, 3,17). Никаких других культурных общностей, которые могли лучше соответствовать бастарнам Страбона, кроме Поянешть-Лукашевской и зарубинецкой, пока не выявлено.

Историк В.В.Седов (1979) строит более сложную комбинацию: изначально славянской, по его мнению, является культура подклошовых погребений Мазовии - того варианта поморской культуры , где, по мысли В.В.Седова, наиболее живучи традиции предшествующей лужицкой культуры. ”Подклошовцы”, по мнению В.В.Седова, представляют особую археологическую культуру. Во II в. до н.э. на основе поморской (балтской, по мнению В.В.Седова) и подклошовой культур складывается культура пшеворская , благополучно существующая до конца II - начала III вв. н.э., когда пшеворцы продвигаются в Причерноморье и в смеси с сарматами образуют черняховскую культуру. Одновременно в Причерноморье продвигаются из Польского Поморья и носители вельбаркской культуры, готы и гепиды, но они на формирование черняховской общности существенного влияния не оказывают. После гуннского разгрома 375 года готы, интегрированные до того в славянскую или протославянскую черняховскую культуру, уходят на запад, а из черняховской культуры образуются раннеславянские пражско-корчакская и пеньковская культуры. Что касается культуры колочинской , то она, по мнению В.В.Седова и И.П.Русановой, принадлежит не славянам, а балтам. Выход из сложившегося положения В.В.Седов видит в расчленении пшеворской культуры. Западная ее часть была германской, а восточная, образовавшееся на подклошевой основе в Мазовии, - славянской

События, которые могли бы вызвать трансформацию киевской культуры и прочих групп, перетасовку населения, вычислить не трудно, и они охватывают достаточно длительный период, в археологическом отношении не очень ясный. Началось все, вероятно, с гуннского нашествия где-то в интервале 369-376 гг., с разгрома гуннами Германариха и Атанариха, ухода части готов за Дунай и попытки оставшихся во главе с Винитарием поднять восстание против завоевателей. Анты, по всей видимости часть венетов, в этой ситуации явно поддерживали гуннов.

Затем последовало почти 80-летнее гуннское иго как над остатками остготов, так и, следует думать, над антами и венетами. Перенесение ставки Аттилы в Паннонию, скорее всего в 437 году, вызвало, возможно, отток части подчиненных готов и венетов в западном направлении, поближе к резиденции их общего правителя. Последние, быть может, представлены поселениями типа Злехов в Моравии, лепная керамика откуда удивительно напоминает киевскую. Потом последовали известные события - Каталаунское сражение, смерть Аттилы и битва народов при Недао в 454 году, после которой остатки наголову разбитых гуннов бегут в Причерноморье, а возможно, и далее на восток. Тогда же, вероятно, ушли на запад и последние остатки готов Причерноморья, опасась мести возвращающихся гуннов. [Потом было нашествие авар]