Храм калитники расписание. Храм иконы божией матери всех скорбящих радость на калитниковском кладбище. Известные захоронения на Калитниковском

История Калитниковского кладбища

Калитниковское кладбище находится на территории Центрального округа Москвы. Общая площадь погоста составляет около 19 га и разделена на 30 участков. Мемориальный комплекс был образован во второй половине XVIII века и считается ровесником таких известных московских погостов, как , и . По мнению историков, первые захоронения на Калитниковском некрополе появились после эпидемии чумы, случившейся в Москве в 1771 г.

Храм Калитниковского кладбища

Сегодня на территории некрополя располагается величественная каменная , возведенная на месте деревянного храма в конце 19-го столетия. В обители проводятся отпевание и поминальные службы.

Известные захоронения на Калитниковском

На Калитниковском кладбище сохранилось немало старинных захоронений, в том числе могила Блаженной монахини Ольги , почитаемой среди паломников и сегодня. Ее могилу можно узнать по старинному кресту, на котором нанесена следующая надпись: Блаженная старица схимонахиня матушка Ольга (1871 - 1973).

История храма Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость

На некрополе захоронены культуры, искусства, спорта, а также представители православного духовенства. Последний покой на Калитниковском кладбище обрели защитники родины, погибшие в годы Великой Отечественной войны. В память о них на братской могиле установлен мемориал (справа от центрального входа).

План-схема участков Калитниковского кладбища

Впервые название местности Калитники встречается в документах конца XIII ст. Оно пошло от прозвища известного князя Ивана Данииловича Калиты, который отдыхал здесь в своём поместье. Хотя другая и, как считают историки, более правдоподобная версия гласит, что здесь проживали «калитники» – люди, которые изготавливали кожаные кошельки и сумки. Именно они дали название местности.

В 1771-1773 гг. в Москве бушевала свирепая чума. 117 церквей в городе были закрыты, потому что служить было некому, священники умирали. Чума распространялась с огромной скоростью и не щадила ни богатых, ни бедных. По приказу Екатерины II людей хоронили за пределами города, а на кладбищах строили церкви.

Так возник Калитниковский погост. А в январе 1772 г. (по некоторым данным – в 1773 г.) на нём построили первую деревянную в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость . Она простояла несколько лет, пока не погибла в огне. После этого на её месте отстроили новую деревянную , которая в дальнейшем была перестроена и переосвящена во имя «Боголюбской» иконы Богоматери. Обитель дожила до 1875 года, а потом сгорела. Сейчас на её месте стоит каплица.

В 1834 г. чаяниями прихожан и благодетелей началось строительство каменной церкви, которая существует и сейчас, хоть и в несколько изменённом облике. Главными благотворителями были титулярный советник Александр Карелин и московский купец Гавриил Кувшинов. Проект здания подготовил архитектор Н. И. Козловский.

Иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище

Нужно сказать, иконы Божией Матери Всех скорбящих радость на Калитниковском кладбище продолжительное время оставался единственным, освящённым в честь этого образа.

Храм довольно большой, в виде разностороннего креста. Он одноэтажный, но имеет подвал с усыпальницей (раньше там почивали вышеупомянутые Карелин и Кувшинов с семейством). Основная часть здания завершается ротондой с куполом и небольшой главкой. Трапезная примыкает к четверику с запада. В ней устроено два придела – в честь Александра Невского и Николая Чудотворца. Храм не отличается обилием декора, единственное заметное украшение - тосканские портики.

Двухъярусную колокольню достроили спустя 30 лет на пожертования купца Челнокова. До этого использовали колокольню Боголюбской церкви.

К 40-летию Скорбященской обители церковный староста, купец Иван Куприянов обновил стенную живопись, иконостас и приобрёл новую утварь. Стены храма расписал талантливый живописец Д. М. Завьялов. А иконостасом и золочением риз занимался известный мастер, купец А. Е. Хомяков.

В 1881 г. к церковному зданию пристроили каменную ризницу. В 1905–1912 гг. на средства Н.С. Поманского был создан ныне существующий иконостас. В то же время на стенах появилась новая роспись по проекту архитектора Ивана Барютина.

С южной стороны храма похоронена блаженная старица Ольга Ложкина. Вся её жизнь была положена на помощь людям. И после своей смерти, она исцеляет тех, кто обращается к ней в молитвах.

Никогда не закрывался, но в 20-х гг. попал в руки обновленцев и пребывал в их власти до 1944 года, после чего был передан Московской епархии.

История «Скорбященской церкви на Калитниках» начинается не с постройки нынешнего каменного здания, а значительно раньше. Она начинается в годы царствования императрицы Екатерины П, а точнее с 1771 года. И как мы знаем, причиной послужило распространение в городе Москве моровой язвы.

В конце 1772 года, бригадир Дурнов представил властям реестр первых новоустроенных церквей, среди которых значилась и церковь «Всех Скорбящих Радость» за Покровским монастырем, которая к тому времени была устроена согласно церковному чиноположению и была «сосудами, ризами и прочею церковною утварью обеспечена». В 1772 году, 13 января (это значит, 26 января по новому стилю) произошло её освящение. Этот день можно считать днём рождения первого Калитниковского храма.

В 1772 году, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках была освящена. Она находилась на сто метров восточнее нынешней каменной. Однако, вследствие происшедшего пожара 29 августа 1776 года, церковь сгорела и в 1776 году вместо сгоревшей, было получено разрешение на строительство новой церкви. Вскоре на этом же месте была построена новая церковь, тоже деревянная и с деревянной же колокольней. 4 июля 1780 года она была освящена также во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Эта деревянная церковь была построена по резолюции члена Правительствующего Синода Преосвященного Платона, архиепископа Московского и Калужского и Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита, которая была дана господину бригадиру и Московскому Обер-Полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову, он, впоследствии, её строил на казенные деньги.

Новая деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость» благополучно пережила пожар 1812 года. Покровская и Рогожская заставы, их предместья выгорели почти полностью.

В эти дни по Рязанской дороге через Калитники прошла Русская армия и многочисленные толпы жителей города, уходившие от неприятеля. Вслед за ними по направлению на Бронницы двигалась конница маршала Мюрата. Огненная стихия бушевала по всем окрестностям, но калитниковская и рогожская церкви пострадали незначительно. Едва только отогнали Наполеона от Москвы, как вновь закипела жизнь, и вот уже тогдашний священник церкви «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках прот. Николай Фёдоров докладывает Преосвященному Августину, епископу Дмитровскому и разных орденов кавалеру: «Во исполнение Вашего Преосвященства резолюции, означенная Скорбященская церковь сего декабря 6-го числа по чиноположению освящена, о чём Вашему Преосвященству почтительно рапортуем». (ЦИАМ 203.752.27.)

В 1820 году трудами бывшего церковного старосты московского купца Федора Федоровича Шикалова, в храме был проведён капитальный ремонт. Церковь обновилась, перестроилась, был подведён каменный фундамент, перестилались полы, поменялась кровля, как и упоминается в архивных документах, церковь была«…поправлена церковной кошельковой суммой, с прибавлением собственной суммы бывшего церковного старосты московского купца Феодора Феодоровича Шикалова, а именно 997 рублей».

(ЦИАМ ф.203.о 766.д.718.)

В 1834 году закладывается фундамент для строительства каменного храма на новом месте, мы читаем в том же архивном документе первое упоминание о каменной церкви: «1834 года по благословлению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Филарета митрополита Московского и Коломенского на утвержденном Комиссией для строений месте, сооружена вновь церковь каменная…». (ЦИАМ Ф.203.о.766.д.718)

Первый каменный храм был построен на фундаменте, в котором был устроен теплый каменный подвал, но без колокольни, существовал другой вход в церковь - западная паперть, выходящая прямо на тротуар улицы, в западной стене.

И вот уже в ревизионной ведомости за 1848 год читаем:

"На Калитниковском кладбище находятся две церкви: деревянная на каменном фундаменте… (престол во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»), вторая каменная, построена в 1834 г.

В каменной церкви три престола - в холодной церкви один и в тёплых приделах два. Утварь достаточна. Причт состоит издавна: священник, дьячок, пономарь". (ЦИАМ.203.о.744.д.2286)

В 1861 году старая деревянная церковь была фундаментально отремонтирована по завещанию и на средства Московского мещанина Ивана Архиповича Колбаева и переименована в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Ради этого на стене, справа от входных дверей была сделана надпись: «Храм сей, прежде бывший во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в 1861 году возобновлён на сумму, определённую ещё при жизни Московским мещанином Иваном Архиповичем Колбаевым и переименован в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», как завещал покойный, сего же года при священнике Иоанне Смирнове и церковном старосте Челнокове». Волю покойного исполнила его родная сестра Евдокия Архиповна Колбаева, вручившая для указанной цели причту и церковному старосте 1500 рублей.

И ещё одна запись об этом переименовании в ревизионной ведомости от 1871 года: «Деревянная церковь на каменном фундаменте… Престолов в сей церкви один, прежде освященный во имя Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В 1861 году октября 15 дня с благословения Его Преосвященства, Высокопреосвященейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, был переименован во имя иконы Божией Матери «Боголюбской» …» (ЦИАМ ф.203. о.766.д.718)

После ремонта деревянная церковь Боголюбская, что на каменном фундаменте, простояла ещё 14 лет, исправно действовала одновременно с каменной до 1875 года и, по всей вероятности, принимала на себя всю нагрузку по службам и требам в периоды перестроек и расширения каменной.

Ещё несколько описаний архитектурных особенностей могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде каменного храма (по данным 1887 года) «Длина церкви 45 аршин, в высоту 15 аршин, в ширину 21 аршина, цоколь облицован большим камнем, а прочее все из кирпича. Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью. Кровля на сводах церкви шатровая, покрыта жестью, выкрашена зеленой краской… Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие.

Окна в ширину 2 аршина, в высоту – 4 аршина, с прямыми перемычками, наличники гладкие имеют отливы наружу, над окнами ниши с овальным завершением, сандрики из белого камня прямые. Решетки в окнах – железные с прямыми штырями соединены кольцами и полукольцами в три ряда.

Входов с дверями три, - один, с северной, один с южной, и один с западной, сторон. Все они имеют наружные железные двери-ворота, выкрашенные зеленой краской.

Церковь внутри устроена крестообразно. Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Алтарь от храма отделяется деревянным, сосновым, иконостасом, перенесенным из бывшего Алексеевского женского монастыря, что на Пречистенке».

Тем временем для нового каменного храма был приобретён иконостас из Алексеевского девичьего монастыря, что на Пречистенке. Этот иконостас со святыми иконами был выкуплен для новой Скорбященской церкви купеческим сыном Горячевым Филимоном Петровичем. Иконостасы, престолы и жертвенники двух придельных храмов новой каменной церкви были устроены на средства Московского купца Гавриила Прокоповича Кувшинова и тогдашнего старосты Титулярного советника Александра Петровича Карелина.

Колокольни в каменной церкви сначала не было, пользовались колокольной деревянной Боголюбской церкви.

В ревизионной ведомости за 1887 год деревянная церковь уже не упоминается – в 1875 году она сгорела. Вот как писала об этом газета «Московские церковные новости» № 28, от 13 июля 1875 года: «Около 2 часов ночи с 1 на 2 июля на Калитниковском кладбище, что за Покровскою заставою вспыхнул пожар. Загорелась деревянная колокольня при старой кладбищенской (деревянной же) церкви во имя Боголюбской Божией Матери. Не прошло и 20 минут от начала пожара, как пылающая колокольня со страшным треском рухнула на правую сторону, раздробив несколько каменных надмогильных памятников, а огонь между тем стал быстро охватывать справа и слева наружные стены церкви. В это время на кладбище была пожарная команда и лишь после неимоверных усилий, когда с церкви была снята железная крыша и подрублено дерево, поддерживавшее главу и крест, удалось прекратить дальнейшее распространение огня…»

Если пройти сегодня по кладбищу от апсиды центрального алтаря нынешнего храма метров 100 по алее на восток, то увидим среди могил белый кирпичный столбик – капличку с кровлей сверху, на которой сохранились надписи. На правой стороне столба написано - «На этом месте стоял деревянный храм во имя Пресвятыя Богородицы Боголюбския», на левой - «Пресвятая Богородица, спаси нас», на фасадной - ниша для иконы Боголюбской Божией Матери и на противоположной: «Боголюбивая Царице, моли за ны Тебе возлюбившего».

Кажется, всё ясно: сначала на Калитниковском кладбище была деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость», о которой докладывал капитан Дурнов в 1772 году, затем, после пожара 1776 года, только в 1780 году была сооружена более основательная (деревянная, с колокольней, на каменном фундаменте) и тоже Скорбященская церковь, но в 1861 году она была переименована в «Боголюбскую». А в 1834 году возвели сегодняшний каменный храм, который и стоит, по сей день.

Но вот перед нами планы города Москвы, составленные в разные годы. Первый - в конце ХVII века. Город, в те времена был ограничен Камергерским валом (сегодня это Абельмановская улица). У Покровского монастыря, расположенного тогда на самой окраине Москвы, соответственно, Покровская застава. Отсюда начинается Коломенская дорога, а вдоль неё сплошные выпасы, луга, неподалёку деревни со знакомыми нам названиями сегодняшних московских улиц: Хохловка, Дубровка, Карачарово, Грайвороново… Единственный сохранившийся до наших дней ориентир - Калитниковский пруд. Он был тогда несколько больше, а в него впадали два ручья. Ни храма, ни кладбища на этом плане пока нет. Впервые Калитниковское кладбище появляется только на плане Москвы 1818 года. На территории его уже отмечен храм, но без указания названия. На плане 1848 года обозначены уже сразу два храма, опять же без указания названий.

Далее развернём «План столичного града Москвы, вновь снятый в 1859 году». Здесь тоже два храма, оба на территории кладбища, но названия их: Храм «Рождества Пресвятыя Богородицы» и Храм «Архангела Михаила». Казалось бы – 1859 год, уже более 20 лет, как построен, освящен и действует новый каменный храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Что это? Откуда взялись эти названия?

Смотрим план г. Москвы 1890 года – и опять те же храмы Рождества Пресвятые Богородицы и Архангела Михаила.

План Москвы 1908 года. Здесь уже отображена подробная сетка близлежащих улиц: Нижегородская, Большая, Средняя и Малая Александровские (ныне Калитниковские), почему-то исчез пруд, а на треугольнике кладбища… опять два храма - Михаила Архангела и Рождества Богородицы! Причём к Михаилу Архангелу от самой Нижегородской проложена прямая дорога, та самая, которую перерезали в советское время Птичьим рынком, а сегодня она продолжает быть перерезанной, но уже новой автостоянкой. Сохранившийся сегодня её отрезок ведёт и сейчас от Средней Калитниковской улицы к храму.

Итак, если верить планам Москвы, составленным в разные годы, то на нынешней территории Калитниковского кладбища за период с 1772 года до наших дней в разные времена существовали следующие храмы:

Церковь «Празднество Чудотворному образу Пресвятые Богородице Всех Скорбящих Радость» - деревянная (1772-1776г.г.). Она-же деревянная, но на каменном фундаменте, в дальнейшем переименованная в церковь иконы Божией Матери «Боголюбская» (1780 – 1875г.г.)

Церковь Архангела Михаила

Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы

Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», каменный, с двумя приделами, действующий с 1834 года и по сей день никогда не закрывавшийся.

Получается, что это уже как бы четвертый храм на Калитниковском кладбище? От предыдущих четырёх храмов не осталось ни рисунка, ни описания, а о двух из них – «Рождества Пресвятыя Богородицы» и «Архангела Михаила» сохранились лишь названия на старинных планах Москвы. И даже на сравнительно недавних планах, например от 1908 года - когда достоверно было известно, что уже более полувека на Калитниковском кладбище стоит и действует единственный каменный храм, дошедший до наших дней, на плане отмечены два храма: «Рождества Пресвятые Богородицы» и «Михаила Архангела»!

Как во всём этом разобраться?

Остаётся только предположить, с достаточно высокой степенью достоверности, что в какой-то период, а точнее с 1835 по 1875 годы, когда здесь стояли уже две церкви, они по какой-то неизвестной нам причине переименовывались и какое-то время назывались - деревянная «Боголюбская» - храмом «Рождества Пресвятой Богородицы» и каменная «Скорбященская», - храмом «Михаила Архангела». Но вскоре им были возвращены старые названия. А вот при составлении новых планов Москвы обращалось внимание в первую только на новые районы и здания, а старые объекты оставлялись без внимания и переписывались, и перерисовывались со старых калек с полным сохранением их устаревших названий.

На самом же деле, можно с полной определённостью утверждать, что на Калитниковском кладбище, за всю более чем двухвековую бытность его существования, было всего два храма: один деревянный в честь иконы Божией Матери «Боголюбивая» и второй, поныне действующий каменный, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Надеемся, со временем найдутся в архивах документы, рассказывающие о периоде, когда храм, а может его приделы повлияли на наименования калитниковских храмов тех далеких времен.


Название местности, где находится храм известно с древних времен и связано с именем князя Ивана Калиты.

Храм раполагается на территории Калитниковского кладбища, которое было открыто во время чумы 1770-1771 гг.

Каменный храм построен в 1834-1836 гг. архитектором Н.И.Козловским. Храм перестраивался в 1888 г. и обновлялся в 1905-1912 гг.

В годы советской власти храм не закрывался, но в нем служили обновленцы. В 1944 г. возвращен Московской патриархии.

Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", южный придел - во имя благоверного княза Александра Невского, северный - святителя Николая.

История Калитниковского храма История «Скорбященской церкви на Калитниках» начинается не с постройки нынешнего каменного здания, а значительно раньше. Она начинается в годы царствования императрицы Екатерины П, а точнее с 1771 года. И как мы знаем, причиной послужило распространение в городе Москве моровой язвы. В конце 1772 года, бригадир Дурнов представил властям реестр первых новоустроенных церквей, среди которых значилась и церковь «Всех Скорбящих Радость» за Покровским монастырем, которая к тому времени была устроена согласно церковному чиноположению и была «сосудами, ризами и прочею церковною утварью обеспечена». В 1772 году, 13 января (это значит, 26 января по новому стилю) произошло её освящение. Этот день можно считать днём рождения первого Калитниковского храма. В 1772 году, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках была освящена. Она находилась на сто метров восточнее нынешней каменной. Однако, вследствие происшедшего пожара 29 августа 1776 года, церковь сгорела и в 1776 году вместо сгоревшей, было получено разрешение на строительство новой церкви. Вскоре на этом же месте была построена новая церковь, тоже деревянная и с деревянной же колокольней. 4 июля 1780 года она была освящена также во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эта деревянная церковь была построена по резолюции члена Правительствующего Синода Преосвященного Платона, архиепископа Московского и Калужского и Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита, которая была дана господину бригадиру и Московскому Обер-Полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову, он, впоследствии, её строил на казенные деньги. Новая деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость» благополучно пережила пожар 1812 года. Покровская и Рогожская заставы, их предместья выгорели почти полностью. В эти дни по Рязанской дороге через Калитники прошла Русская армия и многочисленные толпы жителей города, уходившие от неприятеля. Вслед за ними по направлению на Бронницы двигалась конница маршала Мюрата. Огненная стихия бушевала по всем окрестностям, но калитниковская и рогожская церкви пострадали незначительно. Едва только отогнали Наполеона от Москвы, как вновь закипела жизнь, и вот уже тогдашний священник церкви «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках прот. Николай Фёдоров докладывает Преосвященному Августину, епископу Дмитровскому и разных орденов кавалеру: «Во исполнение Вашего Преосвященства резолюции, означенная Скорбященская церковь сего декабря 6-го числа по чиноположению освящена, о чём Вашему Преосвященству почтительно рапортуем». (ЦИАМ 203.752.27.) В 1820 году трудами бывшего церковного старосты московского купца Федора Федоровича Шикалова, в храме был проведён капитальный ремонт. Церковь обновилась, перестроилась, был подведён каменный фундамент, перестилались полы, поменялась кровля, как и упоминается в архивных документах, церковь была «…поправлена церковной кошельковой суммой, с прибавлением собственной суммы бывшего церковного старосты московского купца Феодора Феодоровича Шикалова, а именно 997 рублей». (ЦИАМ ф.203.о 766.д.718.) В 1834 году закладывается фундамент для строительства каменного храма на новом месте, мы читаем в том же архивном документе первое упоминание о каменной церкви: «1834 года по благословлению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Филарета митрополита Московского и Коломенского на утвержденном Комиссией для строений месте, сооружена вновь церковь каменная…». (ЦИАМ Ф.203.о.766.д.718) Первый каменный храм был построен на фундаменте, в котором был устроен теплый каменный подвал, но без колокольни, существовал другой вход в церковь - западная паперть, выходящая прямо на тротуар улицы, в западной стене. И вот уже в ревизионной ведомости за 1848 год читаем: "На Калитниковском кладбище находятся две церкви: деревянная на каменном фундаменте… (престол во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»), вторая каменная, построена в 1834 г. В каменной церкви три престола - в холодной церкви один и в тёплых приделах два. Утварь достаточна. Причт состоит издавна: священник, дьячок, пономарь". (ЦИАМ.203.о.744.д.2286) В 1861 году старая деревянная церковь была фундаментально отремонтирована по завещанию и на средства Московского мещанина Ивана Архиповича Колбаева и переименована в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Ради этого на стене, справа от входных дверей была сделана надпись: «Храм сей, прежде бывший во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в 1861 году возобновлён на сумму, определённую ещё при жизни Московским мещанином Иваном Архиповичем Колбаевым и переименован в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», как завещал покойный, сего же года при священнике Иоанне Смирнове и церковном старосте Челнокове». Волю покойного исполнила его родная сестра Евдокия Архиповна Колбаева, вручившая для указанной цели причту и церковному старосте 1500 рублей. И ещё одна запись об этом переименовании в ревизионной ведомости от 1871 года: «Деревянная церковь на каменном фундаменте… Престолов в сей церкви один, прежде освященный во имя Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В 1861 году октября 15 дня с благословения Его Преосвященства, Высокопреосвященейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, был переименован во имя иконы Божией Матери «Боголюбской» …» (ЦИАМ ф.203. о.766.д.718) После ремонта деревянная церковь Боголюбская, что на каменном фундаменте, простояла ещё 14 лет, исправно действовала одновременно с каменной до 1875 года и, по всей вероятности, принимала на себя всю нагрузку по службам и требам в периоды перестроек и расширения каменной. Ещё несколько описаний архитектурных особенностей могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде каменного храма (по данным 1887 года) «Длина церкви 45 аршин, в высоту 15 аршин, в ширину 21 аршина, цоколь облицован большим камнем, а прочее все из кирпича. Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью. Кровля на сводах церкви шатровая, покрыта жестью, выкрашена зеленой краской… Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие. Окна в ширину 2 аршина, в высоту – 4 аршина, с прямыми перемычками, наличники гладкие имеют отливы наружу, над окнами ниши с овальным завершением, сандрики из белого камня прямые. Решетки в окнах – железные с прямыми штырями соединены кольцами и полукольцами в три ряда. Входов с дверями три, - один, с северной, один с южной, и один с западной, сторон. Все они имеют наружные железные двери-ворота, выкрашенные зеленой краской. Церковь внутри устроена крестообразно. Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Алтарь от храма отделяется деревянным, сосновым, иконостасом, перенесенным из бывшего Алексеевского женского монастыря, что на Пречистенке». Тем временем для нового каменного храма был приобретён иконостас из Алексеевского девичьего монастыря, что на Пречистенке. Этот иконостас со святыми иконами был выкуплен для новой Скорбященской церкви купеческим сыном Горячевым Филимоном Петровичем. Иконостасы, престолы и жертвенники двух придельных храмов новой каменной церкви были устроены на средства Московского купца Гавриила Прокоповича Кувшинова и тогдашнего старосты Титулярного советника Александра Петровича Карелина. Колокольни в каменной церкви сначала не было, пользовались колокольной деревянной Боголюбской церкви. В ревизионной ведомости за 1887 год деревянная церковь уже не упоминается – в 1875 году она сгорела. Вот как писала об этом газета «Московские церковные новости» № 28, от 13 июля 1875 года: «Около 2 часов ночи с 1 на 2 июля на Калитниковском кладбище, что за Покровскою заставою вспыхнул пожар. Загорелась деревянная колокольня при старой кладбищенской (деревянной же) церкви во имя Боголюбской Божией Матери. Не прошло и 20 минут от начала пожара, как пылающая колокольня со страшным треском рухнула на правую сторону, раздробив несколько каменных надмогильных памятников, а огонь между тем стал быстро охватывать справа и слева наружные стены церкви. В это время на кладбище была пожарная команда и лишь после неимоверных усилий, когда с церкви была снята железная крыша и подрублено дерево, поддерживавшее главу и крест, удалось прекратить дальнейшее распространение огня…» Если пройти сегодня по кладбищу от апсиды центрального алтаря нынешнего храма метров 100 по алее на восток, то увидим среди могил белый кирпичный столбик – капличку с кровлей сверху, на которой сохранились надписи. На правой стороне столба написано - «На этом месте стоял деревянный храм во имя Пресвятыя Богородицы Боголюбския», на левой - «Пресвятая Богородица, спаси нас», на фасадной - ниша для иконы Боголюбской Божией Матери и на противоположной: «Боголюбивая Царице, моли за ны Тебе возлюбившего». Кажется, всё ясно: сначала на Калитниковском кладбище была деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость», о которой докладывал капитан Дурнов в 1772 году, затем, после пожара 1776 года, только в 1780 году была сооружена более основательная (деревянная, с колокольней, на каменном фундаменте) и тоже Скорбященская церковь, но в 1861 году она была переименована в «Боголюбскую». А в 1834 году возвели сегодняшний каменный храм, который и стоит, по сей день. Но вот перед нами планы города Москвы, составленные в разные годы. Первый - в конце ХVII века. Город, в те времена был ограничен Камергерским валом (сегодня это Абельмановская улица). У Покровского монастыря, расположенного тогда на самой окраине Москвы, соответственно, Покровская застава. Отсюда начинается Коломенская дорога, а вдоль неё сплошные выпасы, луга, неподалёку деревни со знакомыми нам названиями сегодняшних московских улиц: Хохловка, Дубровка, Карачарово, Грайвороново… Единственный сохранившийся до наших дней ориентир - Калитниковский пруд. Он был тогда несколько больше, а в него впадали два ручья. Ни храма, ни кладбища на этом плане пока нет. Впервые Калитниковское кладбище появляется только на плане Москвы 1818 года. На территории его уже отмечен храм, но без указания названия. На плане 1848 года обозначены уже сразу два храма, опять же без указания названий. Далее развернём «План столичного града Москвы, вновь снятый в 1859 году». Здесь тоже два храма, оба на территории кладбища, но названия их: Храм «Рождества Пресвятыя Богородицы» и Храм «Архангела Михаила». Казалось бы – 1859 год, уже более 20 лет, как построен, освящен и действует новый каменный храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Что это? Откуда взялись эти названия? Смотрим план г. Москвы 1890 года – и опять те же храмы Рождества Пресвятые Богородицы и Архангела Михаила. План Москвы 1908 года. Здесь уже отображена подробная сетка близлежащих улиц: Нижегородская, Большая, Средняя и Малая Александровские (ныне Калитниковские), почему-то исчез пруд, а на треугольнике кладбища… опять два храма - Михаила Архангела и Рождества Богородицы! Причём к Михаилу Архангелу от самой Нижегородской проложена прямая дорога, та самая, которую перерезали в советское время Птичьим рынком, а сегодня она продолжает быть перерезанной, но уже новой автостоянкой. Сохранившийся сегодня её отрезок ведёт и сейчас от Средней Калитниковской улицы к храму. Итак, если верить планам Москвы, составленным в разные годы, то на нынешней территории Калитниковского кладбища за период с 1772 года до наших дней в разные времена существовали следующие храмы: -Церковь «Празднество Чудотворному образу Пресвятые Богородице Всех Скорбящих Радость» - деревянная (1772-1776г.г.). Она-же деревянная, но на каменном фундаменте, в дальнейшем переименованная в церковь иконы Божией Матери «Боголюбская» (1780 – 1875г.г.) -Церковь Архангела Михаила -Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы - Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», каменный, с двумя приделами, действующий с 1834 года и по сей день никогда не закрывавшийся. Получается, что это уже как бы четвертый храм на Калитниковском кладбище? От предыдущих четырёх храмов не осталось ни рисунка, ни описания, а о двух из них – «Рождества Пресвятыя Богородицы» и «Архангела Михаила» сохранились лишь названия на старинных планах Москвы. И даже на сравнительно недавних планах, например от 1908 года - когда достоверно было известно, что уже более полувека на Калитниковском кладбище стоит и действует единственный каменный храм, дошедший до наших дней, на плане отмечены два храма: «Рождества Пресвятые Богородицы» и «Михаила Архангела»! Как во всём этом разобраться? Остаётся только предположить, с достаточно высокой степенью достоверности, что в какой-то период, а точнее с 1835 по 1875 годы, когда здесь стояли уже две церкви, они по какой-то неизвестной нам причине переименовывались и какое-то время назывались - деревянная «Боголюбская» - храмом «Рождества Пресвятой Богородицы» и каменная «Скорбященская», - храмом «Михаила Архангела». Но вскоре им были возвращены старые названия. А вот при составлении новых планов Москвы обращалось внимание в первую только на новые районы и здания, а старые объекты оставлялись без внимания и переписывались, и перерисовывались со старых калек с полным сохранением их устаревших названий. На самом же деле, можно с полной определённостью утверждать, что на Калитниковском кладбище, за всю более чем двухвековую бытность его существования, было всего два храма: один деревянный в честь иконы Божией Матери «Боголюбивая» и второй, поныне действующий каменный, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Надеемся, со временем найдутся в архивах документы, рассказывающие о периоде, когда храм, а может его приделы повлияли на наименования калитниковских храмов тех далеких времен. http://hramkalitniki.ru/istopiy-xrama

Как мы уже упоминали, каменная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», что на Калитниковском кладбище была построена в 1834 году и полное её название, по некоторым сведениям было следующим: «Празднество Чудотворному образу Пресвятыя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»». «Церковь построена иждивением разных усердных вкладчиков при главном участии в постройке титулярного советника Александра Петровича Карелина и московского купца Гаврилы Прокопьевича Кувшинова». (ЦИАМ, Арх.№, ф.454о.3.д.61.)

Церковь построена разносторонним крестом, одноэтажная, под церковью подвал со сводами, заключает в себе усыпальницу. В усыпальнице находились захоронения титулярного советника А.П. Карелина и московского купца Г.П. Кувшинова с семейством - главными покровителями и жертвователями на сооружение храма». (ЦИАМ ф.454.о.3.д.61.)

«Митрополитом Филаретом было совершено освящение храма «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище, родственники которого покоятся и доселе хоронятся перед алтарем Скорбященского храма, на отведённом для сей цели и обнесённой чугунною решеткою месте».

Деревянная церковь при новой каменной церкви была определена «для временного, поставления в ней усопших».

Но первоначально выглядела новая каменная Скорбященская церковь (как принято для краткости называть в народе) не совсем так, как мы её привыкли видеть сегодня. Колокольни сначала не было, её пристроили позже, через 30 лет: «В 1868 году построена каменная колокольня иждивением церковного старосты, московского купца Андрея Архиповича Челнокова при содействии разных усердных вкладчиков с прибавлением 1670 р. серебром, от разных лиц пожертвованных на сей предмет.» (ЦИАМ ф. О.766.д.718.)

По некоторым данным, колокольня сначала несколько отстояла от западной стены храма и только немного позже была соединена с храмом. Одновременно с постройкой колокольни, была открыта главная нынешняя паперть и небольшой притвор под колокольней.

К сорокалетию каменного храма «Всех скорбящих Радость» церковный староста, 2-ой гильдии купец Иван Александрович Куприянов на свои средства полностью обновил потускневшую стенную живопись, иконостас со старинными иконами, приобрёл новую утварь. По случаю обновления храма 17 августа 1875 года состоялось торжественное малое освящение. Это событие было освещено «Московскими церковными ведомостями». Содержание этой публикации помогает нам понять атмосферу того времени значение, которое придавалось благотворительности и меценатству:

«Торжество освящения храма было тем отраднее и утешительнее для местных церковных служителей и прочих обитателей кладбища, что в памяти их ещё живо грустное и тяжелое впечатление пережитой ими полтора месяца тому назад ужасной катастрофы, а именно пожара, постигшего в глухую ночь деревянную кладбищенскую церковь во имя Боголюбской Божией Матери. И.А. Куприянов ещё до времени вступления в должность старосты был одним из самых усердных вкладчиков и благотворителей кладбища. Так, например, в 1867 году он пожертвовал 1000 рублей на устройство каменной колокольни, устроена весьма ценная серебряная риза (вызолоченная) на храмовую икону Святого Благоверного Князя Александра Невского в тёплом приделе и прочая. Господин Куприянов приобрёл также на свои средства в собственность церкви домов церковнослужителей, просфорницы и отдельного дома для помещения раннего священника и помощника старосты.

С разрешения от епархиального начальства и притча, Куприянов Иван Александрович поручил роспись купола и стен внутри храма живописцу Д.М.Завьялову, имевшему учёную степень от Петербургской Императорской академии художеств. Устроение нового иконостаса и сплошное его золочение, равно и золочение риз, как на местных иконах, так и на стенных изображениях предоставил опытному в этом деле иконописному мастеру, московской второй гильдии купцу А. Е. Хомякову. Надо отдать производителям работ полную справедливость: оба они выполнили порученное им дело честно и добросовестно.

Обновленный храм действительно благолепен, живопись по стенам и преимущественно в куполе безукоризненно хороша, а залитый золотом иконостас, благодаря художественной резьбе, с одной стороны, и чистым золочением в рамках пред местными иконами с другой, положительно поражает своим блеском и великолепием.

Ко дню освящения храма господином Куприяновым приобретено было из церковной утвари несколько новых церковных вещей: между ними выдаётся большой напрестольный серебро-позлащенный крест работы г-на Хлебникова, отличающийся своей простотою, но в высшей степени изящной отделкой. Кроме того, поновлена была вся прежняя церковная утварь, как-то: паникадило, подсвечники, лампады и прочее. На пол в обширном алтаре, а ровно и на солею с амвоном господин Куприянов приобрёл новое красное сукно, которым поименованные места ко времени освящения храма и были обтянуты. Накануне дня освящения всенощное бдение в обновлённом храме совершено было соборно настоятелем кладбища священником И.А.Уваровым в сослужении Покровского и Василия Блаженного соборов, священника Н.А.Копьева и местного раннего священника Д.И.Финикова.

Величественное и стройное пение полного хора певчих в форменных костюмах, под управлением г. Знаменского, блеск тысячи горящих свечей и лампад, умиление множества молящихся, - всё это взятое вместе производило на душу потрясающее впечатление. С раннего утра 17 августа, по заранее разосланным пригласительным билетам, стали собираться многие из вкладчиков, чтобы присутствовать в торжестве освящения обновлённого храма; стеклось также немало и простых прихожан.… По окончанию литургии, … возглашено было многолетие виновнику торжества «обновителю и благоустроителю сего святого храма, рабу Божию Иоанну».

Ещё позднее появилась и пристройка к западной части храма, со стороны колокольни: «В 1881 году пристроена каменная ризница иждивением церковного старосты, московского купца Иоанна Александровича Куприанова.» (ЦИАМ ф.454.о.3.д.61.).

Причём пристроенные к храму колокольня и ризница, как мы уже отмечали, по своим пропорциям и размерам полностью вписались в стиль первоначального архитектурного замысла, предложенного архитектором Н.И.Козловским.

Вот ещё несколько описаний архитектурных и строительных особенностей, которые могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде Храма (по данным 1887 г.):

«Длина церкви 45 аршин, в вышину 15 аршин, в ширину 21 аршин.

Цоколь облицован большим камнем, а прочее – всё из кирпича.

Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью.

Кровля на сводах церкви шатровая, выкрашена зелёной краской…

Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие.

Окна в ширину - 2 аршина(142,24 см), в вышину – 4 аршина(284,48 см), с прямыми перемычками, наличники гладкие, имеют отливы наружу, решётки в окнах – железные, прямыми штырями.

Входные двери железные, выкрашены зелёной краской, двое с северной стороны. Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь от храма отделяется иконостасом. … Иконостасы в настоящей церкви и в приделах деревянные, сосновые. В настоящей церкви иконостас старинный, перенесён из бывшего Алексеевского монастыря в Москве вместе с иконами. В 1875 году иждивением церковного старосты, московского купца Иоанна Александровича Куприанова, возобновлён, вызолочен. Резьба помещена на золотом фоне. Царские двери резные, у царских северных и южных дверей поставлены золочёные колонны. В приделах иконостасы крашеные, резьба и оклады икон – золочёные.

Пол каменный … выкрашен масляной краской тёмно-серого цвета.

На колокольне всех колоколов 7. На колоколах надписи: на большом:

«Тщанием ктитора сего Святого храма, Московского первой гильдии купца Андрея Архиповича Челнокова, иждивением вкупе с другими доброхотными дателями 1868 года января 21 дня. Отлит на заводе Александры Павловны Финляндской, урожденной Богдановой, в Москве. Весу 310 пудов 5 фунтов. Мастер Ксенофонт Верёвкин». Второй колокол: «1868 года января 21 дня, Куприанов, весу 101 пудов 4 фунта» Третий колокол: «1868 года февраля 16 дня – 40 пудов 31 фунт. Челноков». Остальные малые.

Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Стенное письмо было возобновляемо. Настоящая церковь расписана вся, а трапезная покрыта масляным колером. Снаружи на стене над папертью есть иконное изображение, написанное в 1875 году, изображающая Господа Иисуса.

Иконы в иконостасе настоящей церкви старого письма. Записей на них не видать. Находящиеся в иконостасе иконы в своём первобытном виде сохраняются, а иконостас был возобновлён в 1875 году…» (ЦИАМ ф.454.о.з.д.61)

Эти выписки из Ревизионной ведомости 1887 года, с полным, сохранением орфографии и суховатого чиновничьего стиля, вдруг доносят до нас живое дыхание прошлого, забытого времени, когда делом чести было, будучи «доброхотными дателями», жертвовать на храм, на колокола и благоговейно следить за благоукрашением храма.

По преданию самые первые росписи храма были выполнены известным русским художником Боровиковским. Он был учеником киевской иконописной школы, его картинам посвящен один из залов Третьяковской галереи.

В 1905-1912 г.г. стены украсились новыми росписями, и вот в таком уже виде храм дошёл до наших дней. При этом иконостасы сохранились прежние, т.е. середины ХVIII века.

Начатые в 1834 году строительные работы, завершились полностью к 1888 году, и с тех пор, вот уже на протяжении почти 170 лет храм ежедневно собирает своих прихожан на молитву. Как мы уже упоминали, даже в пору самых суровых лихолетий он ни на день не закрывался. Отчасти это связано с тем, что кладбищенские храмы пострадали в меньшей степени и, с другой стороны, в 20-е годы храм «прибрали к рукам» т.н. «живоцерковники» - обновленцы и находился в их власти вплоть до 1944 года.

Церковь «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках относилась по церковному делению к Ивановскому сороку, а по земскому делению к Нагатинской волости Московского уезда. Она являлась крупным землевладельцем. На обширных церковных землях размещались: кладбище, большой пруд, дома причта с огородами и садами и разные хозяйственные постройки. Гостиница для паломников и купцов, ставшая в дальнейшем самой большой в ивановском сороке богадельней для неимущих женщин духовного сословия.

Согласно архивным документам от 1842 года: «Земли при сей церкви в погосте и по дворам священнослужительским 30 653 квадратных сажен.»

(ЦИАМ ф.203.о.766.д.718)