Конспект занятия изо весна. Рисование в старшей группе на тему: Ранняя весна в технике монотипия. I. мотивация к учебной деятельности

Рисование с натуры дымковской игрушки.

Цели: способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с натуры, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование:

Изобразительный ряд: дымковская игрушка (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка.

Ход урока

    Организация учащихся.

Послушайте стихотворение, которое называется «Я для школьников составил десять очень важных правил».

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1.Как проснулся – так вставай:

Лени воли не давай!

2.Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3.Понукания не жди

В школу вовремя иди!

4.Прежде чем захлопнуть дверь,

Всё ли взял с собой, проверь!

5.В школе в классе не сори,

Сор увидишь - подбери!

6.Не толкай в кармане мела, -

Это, милый мой, не дело!

7.Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр и пятен!

8.Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9. Знай: хорошие отметки –

Как плоды в саду на ветке!

10. Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Куддус Мухаммади

Все вы научились выполнять правила школьника? Это очень важно, потому что правила помогают быть организованными, дисциплинированными, прилежными учениками.

    Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

Вы уже знакомы с дымковской игрушкой, когда лепили животных. Сегодня мы нарисуем эту игрушку и распишем её.

Вводная беседа.

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, невозможно спутать с другими народными игрушками благодаря её колориту. Это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, полоски, точки. Узор наносится в свободной кистевой манере. Дымковские мастера любят насыщенные цвета (красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый), празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Внимательно присмотревшись к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, мы увидим, как мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где делают эти произведения народного искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. Мастерица никогда не выдумает узор заранее, он возникает в процессе росписи в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой. Один и тот же узор никогда не повторяется.

Народная глиняная игрушка, наивная и забавная, отражающая в условной форме многие стороны окружающей жизни, ловко лепленная, ярко расписанная, всегда несёт радость людям. Посмотрите на неё и всё плохое сразу забывается, хочется улыбнуться. Не правда ли?

Физкультминутка

У п р а ж н е н и е для девочек «Прялица» - имитация движений, характерных для пряхи. Мальчики наблюдают за девочками и выполняют «лучшую пряху».

Девочки выполняют движения одновременно с произносимым учителем текстом:

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

Девочки поднимают левую, согнутую руку в сторону - вверх.

Одновременно с левой рукой поднимается и правая рука. Затем девочки плавно ведут правую руку от левой вправо - вниз. Движения пальцев правой руки имитируют скручивание нитки. Эти движения можно повторить 2-3 раза.

У п р а ж н е н и е для мальчиков «Всятий труд у нас в почёте» - имитация движений, характерных какому-либо трудовому процессу.

Мальчики выстраиваются у доски. Учитель шёпотом сообщает, какую работу они должны показать движениями (рубить дрова, забивать гвоздь, поливать цветы, пилить доску, копать яму и т. п). Мальчики выполняют движения одновременно с текстом учителя. Девочки определяют, что показывают мальчики, какой трудовой процесс, и выбирают «лучшего работника».

Всякий труд у нас в почёте

Всякий труд у нас в почёте,

Сколько здесь умелых рук.

Ну-ка дружно за работу

Выходи скорее, друг!

Ну-ка дружно, рука ловко

Движения выполняй.

Знаем мы, что делать нужно,

Посмотри и угадай.

Умелые руки

Не знают скуки.

Кто трудился от души?

Тому похлопать поспеши!

Н. Френкель

Сегодня мы рисуем с натуры одну из дымковских игрушек. Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что дымковская игрушка – белая как сахар, а по белому фону яркие узоры написаны. Поэтому в начале мы рисуем силуэт игрушки, а потом расписываем его кистью так, как это делают народные мастера.

При выполнении росписи можно использовать специальные приспособления, придуманные мастерами: тычок - палочку с тампоном ваты на конце для получения точек; палочку, конец которой отточен в виде лопаточки, предназначенную для проведения линий разной толщины.

Этапы выполнения рисунка.

    Тонкими горизонтальными линиями размечаем положение фигурки на листе.

    Отмечаем высоту и ширину игрушки.

    Проверяем композицию: рисунок должен быть крупным и находиться в центре листа, сверху листа должно остаться места немного больше, чем снизу.

В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

Рисуем силуэт дымковской игрушки, проверяем пропорции фигурки.

Р о с п и с ь и г р у ш к и.

На палитре набираем нужные оттенки красок. Выполняем роспись игрушки красками, используя кисточку и приспособление тычок. Чтобы игрушка смотрелась более выразительно, фон можно закрасить каким-либо цветом.

Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок дымковской игрушки с натуры.

Итог урока.

    В ы с т а в к а работ учащихся.

    З а к л ю ч и т е л ь н о е слово учителя.

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку сразу кистью. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, а главное – они очень похожи на натуру.

Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок.

Цели: продолжить формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность; воспитывать у детей любовь к живой природе.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукция картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», весенние цветы, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение П. Соловьёва «Подснежник»; Т. Собакина «Цветы».

Ход урока

Организация учащихся.

    П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.

    Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

Сегодня будем рисовать весенние первые цветы: ландыши, нарциссы, тюльпаны.

Вводная беседа.

Люди очень любят цветы и любые события своей жизни отмечают в первую очередь цветами (рождение, поступление в школу, свадьба и т. д.) Цветы сопровождают человека всю жизнь.

Весна – это время преображения природы. Если вы будете внимательны, то обязательно увидите, как верба стоит вся в пушистом «серебре», а в саду случилось чудо – прямо из-под снега появился первый цветок.

Как он называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, подснежник. Послушайте, как поэт описывает этот цветок:

В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом подтянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П. Соловьёв

Цветок описан поэтом так живописно, что сразу представляешь себе картину растущего подснежника. Как бы вы назвали картину, на которой изображены цветы? Пейзаж, натюрморт или портрет? (Ответы учащихся.)

Конечно, это натюрморт. Мы с вами уже знакомы с натюрмортом Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». А сегодня рассмотрим картину Фёдора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». На ней изображена стеклянная ваза с букетом цветов. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка – щегол на жёрдочке. Тёмная поверхность стола сливается с фоном. Как художником написаны цветы? (Ответы учащихся.)

Зрительным центром композиции в этой картине является простой розовый цветок с капелькой росы на лепестках, который сразу притягивает наш взор. Только рассмотрев его, мы постепенно начинаем замечать другие цветы. Неброская красота свежесобранного букета завораживает нас.

А как вы думаете, ребята, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птицу? (Ответы учащихся.)

Какие цвета и их оттенки преобладают на картине? (Ответы учащихся.)

Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт? (Ответы учащихся.)

Понравилась ли вам эта картина? (Ответы учащихся.)

Физкультминутка

У п р а ж н е н и е «Мишка на прогулке».

Мы весёлые ребята,

(Ходьба на месте на носках, руки на голову, к плечам, скрестить.)

Наше имя медвежата.

Любим лазать и играть,

Любим прыгать и летать.

Мишка по лесу пошёл,

(Ходьба на месте в низком приседе. Повторы. Поднять колено, хлопок впереди.)

По тропинке вдаль забрёл,

Лапы дружно поднимает,

Чтоб кусты не поднимались.

Мишка шёл, шёл, шёл.

(Ходьба на месте. Бег на месте. Прыжки. Наклоны.)

К тихой речке пришёл.

Сделал полный поворот,

Через речку пошёл вброд.

Мишка плыл, плыл, плыл – (Имитировать плавание «брасом». Прыжки в приседе.)

И до берега доплыл.

Чтобы мишке не хворать,

Надо шкурку согревать.

Мишка шёл, шёл, шёл,

(Ходьба. Прыжки. Подскоки.)

На лужайку пришёл.

Он прыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так радующие нас. Знаете ли вы, как они называются? (Ответы учащихся).

Обратите внимание, что эти цветы специально выращены на срезку, а не сорваны в лесу или поле. Почему нельзя рвать цветы? (Ответы учащихся).

Если я

Сорву цветок,

Если ты

Сорвёшь цветок…

Если все:

И я и ты –

Если мы

Сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только

Я и ты,

Если мы

Сорвём цветы.

Берегите живую природу!

Т. Собакина

С чего мы начнём работу над рисунком? Конечно, с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П. П. Кончаловский писал: «Цветок нельзя писать»так себе», простыми мазочками, и так же глубоко, как и всё другое».

Рассмотрим один цветок. Как он называется? (Ответы учащихся).

Правильно, это тюльпан.

Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда-то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаниями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребёнком, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него поближе.

Мальчик же, увидав цветок, с громким смехом бросился к нему. И – о чудо!

В тот же миг бутон раскрылся сам собой. Ключиком, оказывается, был весёлый, беззаботный, чистый смех ребёнка. Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая красивая легенда о прекрасном цветке.

Тюльпаны – красивые, изящные цветы разнообразной окраски. Они бывают ярко-красные, розовые, жёлтые, оранжевые, фиолетовые, белые. У них широкие листья приглушённого зелёного цвета, цветок, состоящий чаще всего из 4-6 лепестков. Цветок имеет форму стаканчика, сужающегося кверху. Недаром название цветка происходит от персидского « toriban » (тюрбан) и дано за сходство с головным убором восточных народов.

Этапы выполнения рисунка.

    К о м п о з и ц и я р и с у н к а.

Для рисунка лист бумаги лучше расположить вертикально. Затем тонкими линиями отметьте расположение цветка на листе, его высоту и ширину. Проверьте композицию.

    Выполнение карандашного наброска.

Лёгкими карандашными линиями изобразите стебель, листья, венчик цветка. Проверьте соблюдение пропорций.

    Р а б о т а с цветком.

На палитре подберите нужные оттенки цвета и раскрасьте листья цветка, его лепестки, стебель основным цветом.

    П р о р и с с о в а н н ы е детали.

Тонкой кисточкой прорисуйте детали цветка.

Рисунок закончен.

Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок «Весенний цветок».

Итог урока.

    В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

    2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Ваши рисунки преобразили общий вид нашего класса: он стал нарядным, свежим весенним, пёстрым! В своих работах, используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые весенние цветы. Молодцы!

Лариса Вячеславовна Парфенова
Конспект занятия по ИЗО «Весна идет-весне дорогу» (сюжетный пейзаж)

Цель : ознакомить детей с признаками ранней весны , научить создавать пейзаж .

Задачи : учить рисовать весенний пейзаж , используя разные художественные материалы; учить разбавлять акварельные краски для получения более светлых тонов, развивать умение пользоваться палитрой; развивать эстетическое восприятие природы; воспитывать любовь и уважение к природе.

Методическое обеспечение : репродукции картин Е. Зверькова «Последний снег» , «Северная весна » , И. Грабаря «Мартовский снег» , А. Герасимова «После дождя» ; бумага, акварель, гуашь, стаканчик с водой, кисти, палитра, салфетки; соль или манная крупа (для изображения падающего снега) .

Беседа по теме.

Педагог предлагает детям рассмотреть репродукции картин знаменитых художников

и читает стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды»

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы :

"Весна идёт , весна идёт ,

Мы молодой весны гонцы ,

Она нас выслала вперёд!"

Какое настроение передает поэт в своем стихотворении? (Волнение, радость) . Как вы думаете почему стихи о весне всегда радостные ? (Потому, что уходят холода и морозы, ярче светит солнце, появляются первые подснежники, возвращаются с юга птицы и поют свои веселые песни.)

- Весна самое долгожданное время года. Так долго шла зима, и, вот, наконец-то, первые лучики ласкового солнца будят природу от зимнего сна. Первыми весенними едва теплыми лучами пригревает весенние солнышко, журчат робкие первые ручьи, снег неохотно тает - весна ! На лесных опушка тут и там появляется главный символ весны - подснежник , свежий, беззащитный первый весенний цветок. Раскрыв нежные лепестки среди снега, он символизирует пробуждение природы, скорый приход весны и даже самые лютые последние метели не смогут испортить радостного настроения.

Подснежник

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

"Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна ?"

П. Соловьева

Наша земля прекрасна во все времена года. Какое ласковое и нежное слово - весна ! Что-то радостное и беспокойное есть в этом слове. Весна несет всем радость жизни, радость творчества! Это чувство охватывает всех людей : поэты пишут стихи, композиторы -музыку, художники - картины. Вспомните, как русские поэты называют весну ? (Красавица, румяная, прекрасная, молодая и т. д.) . Весна приходит со своей палитрой красок. Как вы думаете, какие они? (Нежно голубые, светло-зеленые, бирюзовые, желтые.)

Физкультминутка

Весна , весна ! Пришла весна ! (Руки в стороны.)

Тепло на крыльях принесла, (Машут руками.)

И вот на самом солнцепеке (Руки за спину.)

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой. (Руки вверх.)

Он весь пушистый, серебристый, (Кружатся.)

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный ,

Он не боится холодов. (Садятся на корточки.)

За ним придут цветы другие, (Выполняют ходьбу на месте.)

От первенца среди цветов.

Практическая часть.

Ранней весной мы видим чистое голубое небо, проталинки, зеленую травку, подтаявший снег, синие ручьи. Ребята, я предлагаю вам нарисовать свой весенний пейзаж . Подумайте, что вы хотите нарисовать

Организация творческой выставки готовых работ.

Публикации по теме:

«Весна идёт - весне дорогу». Развлечение МКДОУ детский сад № 2 «Светлячок» общеразвивающего вида, р. п. Таловая Развлечение в младшей группе «Весна идет – весне дорогу» (Весна в.

Досуг для средней группы «Весна идет, весне дорогу» "Весна идет, Весне дорогу" Действующие лица: Грач, Зима, Весна В зале дерево, припорошенное снегом, под ним ручеек. Звучит музыка(" Журчат.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Весна идёт - весне дорогу!» Конспект занятия в средней группе «Весна идёт – весне дорогу!» Подготовила: воспитатель 1 категории Шмакотина Е. В Интеграция образовательных.

Конспект интегрированной НОД «Весна идет - весне дорогу» Тема:. «Весна идет – весне дорогу» Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая».

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» Цель:.

Лэпбук" Весна идет- весне дорогу!" Лэпбук- это самодельная папка, в которую собраны материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку лучше.

Лапшина Татьяна Аркадьевна, учитель начальных классов СОШ № 18 г. Сочи

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции - Ф. Васильев «Оттепель», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С.В. Герасимов «Лед прошел», И. И. Левитан «Первая зелень».

Литературный ряд: стихотворения о весне.

Музыкальный ряд: пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок - мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим прогулку, но гулять будем не в настоящем лесу, а в нарисованном.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. О чем мы будем сегодня беседовать, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнезда пора».

Так когда это все происходит?

Верно, весной. Весна наступила повсюду. И даже к нам на урок заглянула весна.

В класс входит девочка в образе весны, на голове у нее шляпа из цветов.

IV. Вводная беседа.

Девочка-весна. Я несу на своих крыльях весну. Дарю людям тепло, радость. Вот и до вас добралась. Дел у меня невпроворот:

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Поворачивается к доске и, показывая на репродукции, продолжает говорить.

Вижу, что вы тоже подготовились к встрече весны. Здесь я угадываю свои приметы. Немного отдохну, а вы расскажете о том, где это вы взяли такие красивые картины обо мне.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Весна опускается на землю густыми туманами, редкими дождиками, обдувает застывшую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами. Она бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, скачет с воробьями по высохшей мостовой и чертит классики вместе со смешными девчонками-первоклассницами, что только выбежали из школы и, не заходя домой, приткнули портфельчики к стене и занялись своим делом с самым серьезным и важным видом. Улыбаются прохожие, и настроение у них такое, будто сейчас впрыгнут они в эти классики и тоже будут одной ногой гонять по квадратам черный пятачок банки из-под гуталина.

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

Взлетел петух на самый гребень крыши,

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

На доске заранее подготовлена выставка репродукций картин русских художников.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимов.

Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни С. В. Герасимов (1885-1964) выступал как автор не только портретов, но и как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу. Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед прошел».

Перед вами репродукция картины «Лед прошел». В картине изображен типичный среднерусский пейзаж: купы берез на высоком берегу реки, холмистые дали, темный бор у горизонта. Особые, неповторимые дни ранней весны: полосы еще не растаявшего снега, рядом - обнажившаяся, бурая от прошлогодней травы земля, нежные, чуть краснеющие ветки молодой поросли, клочковатые тучи и сквозь них - редкие проблески синего неба. Ветреный, холодный серый день, и все же ощущается близость весны.

Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух. Снег потерял свою белизну и осел.

По каким признакам можно судить о начале весны в картине?

Что вам больше всего понравилось в картине?

Ребята, а что происходит в природе потом?

Давайте спросим это у девочки-весны.

Девочка-весна. Какие же вы невнимательные! В природе начинается оттепель.

Учитель. А ведь у художника Ф. А. Васильева есть такая картина - «Оттепель».

Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?

Какие цвета преобладают в картине?

На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.

По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?

Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова
(1830-1897) «Грачи прилетели». Она вам уже знакома со второго класса. Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками - это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны - грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.

Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?!

Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?!

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка.

И. И. Левитан «Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры. На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет - весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих владений - к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей. Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе:

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА (чтение учителем стихотворения)

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный -

Все вторит весело громам…

Ф. И. Тютчев

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Ну что, Девочка-весна, ты довольна?

Как видишь, мы с ребятами тоже встречаем приход весны. С нетерпением ждем тебя. Радуемся теплым денькам.

Девочка-весна. Мне пора! Но на прощание я хочу вам сказать такую весеннюю примету. После прилета птиц - грачей, весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа. Прощайте, ребята!

VI. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

Кто запомнил названия картин Сергея Герасимова и Федора Васильева?

Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали весну в своих картинах. И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение.

Класс: 1 класс.

Учитель: Булкина Юлия Александровна.

Тип урока: комбинированный.

Тема: «Праздник весны. Праздник птиц».

Цель : развитие наблюдательности и изучение природных форм, весенних событий в природе (прилет птиц), рисование на бумаге объектов природы и украшение их.

Планируемые результаты:

предметные : наблюдать и анализировать природные формы; овладевать художественными приемами работы с красками; придумывать, как украшать простые заданные формы, изо бражая различных птиц на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов;

метапредметные : планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различать объекты и явления ре-альной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу;

личностные : принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: карточки с загадками, предметные изображения птиц, изображение сказочных птиц, выставка книг, предметный рисунок, изображение с примерами узоров, музыкальное сопровождение "Пение птиц".

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности (на перемене).

2. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Зовут меня Юлия Александровна.

3. Психологический настрой.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальная беседа.

С каким новым разделом вы познакомились на прошлом уроке?

Сегодня мы с вами продолжим работу трёх Мастеров. Кто назовёт, что это за мастера? (Мастер Украшения, Мастер Изображения и Мастер Постройки)

С чем они нам помогают?

Работая вместе, эти мастера помогут нам сегодня на уроке. Каждый из них неразрывно связан друг с другом, и, если кого-то одного не будет - работа окажется не завершена. Поэтому, я предлагаю вам, сегодня упорно трудиться и показать, как вы можете выразить Мастеров в своих работах.

2. Отгадывание загадки.

Ребята, внимательно послушайте загадку.

Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут, звеня,
Ветер теплый - это значит
Что уже пришла…(весна ).

Какая картина у вас возникает после прослушивания загадки?

По каким признакам вы смогли отгадать загадку?

А почему всё это (тают снег, сосульки, ручейки бегут) происходит весной?

Это всё оттого, что солнышко светит ярко и пригревает землю.

III. Подведение к теме урока.

А в народе говорили так:

Когда солнышко пригреет,
Тогда и вода разольется,
Тогда и лес зазеленеет,
Тогда и птицы прилетают!

Кто может мне сказать, что птицы делают весной? Откуда они возвращаются к нам?

Как называют таких птиц? Кто может привести примеры перелётных птиц?

Для того чтобы узнать, какие птицы прилетают к нам после зимовки в тёплых странах - отгадайте загадки (показ изображений птиц).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)

По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач -
Насекомых ест всех …(Грач)

Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут …(Кукушки)

При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы. Голова имеет форму шарика, туловище - овальное, клюв бывает как длинный и короткий, так широкий и узкий. Шея также встречается длинная, короткая, широкая или узкая. Ноги бывают длинные, короткие.

Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей); в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки. Кто может мне привести пример птиц с подобным украшением?

Вот мы сейчас говорили о весне и о птицах. Как вы думаете, кого сегодня мы будем рисовать на уроке?

IV. Открытие новых знаний.

Весна - время волшебное и сказочное. В это время всё пробуждается: оживают цветы, просыпаются животные, радуется человек.

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Какое настроение стихотворение вызывает?

Какие признаки весны вы заметили?

Постараемся передать такое же настроение в своих рисунках.

V. Работа по формированию умений и навыков.

1. Рассматривание картин из сказок.

- Итак, тема нашего урока "Сказочная птица". Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.

Давайте посмотрим, как художники изображ ают сказочных птиц в наших сказках (рассматривание книжной выставки).

А вот как их изображали другие художники (рассматривание предметных картинок сказочных птиц).

Какие цвета художники использовали в своих работах, когда изображали сказочных птиц?

Формы хвоста и крыльев отличаются от оперения птиц, которых мы обычно видим? Чем?

Какая голова у птиц? Чем она украшена?

Какие украшения на перьях у птицы?

Какие Братья-Мастера нам могут помочь нарисовать и украсить птицу?

2. Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

3. Педагогический рисунок.

а. Намечаем линию, на которой располагаем голову-круг и туловище-овал.

б. Прорисовываем шею плавными линиями.

в. Рисуем лапы птицы, клюв.

г. Прорисовываем крылья и хвост. Придать птице сказочность поможет необычные формы крыльев или хвоста.

д. Украшаем птицу. Для этого вы можете использовать не только узоры, но и цвет. Голову птицы вы можете украсить хохолком или короной.

е. Не забываем про обстановку вокруг. Чтобы рисунок обладал полнотой — необходимо показать где находится птица. Может она живёт в золотой клетке дворца, или парит высоко в небе. А может отдыхает под кроной деревьев.

4. Рассматривание узоров по образцу.

- А для того, чтобы сделать вашу птицу более привлекательной и сказочной, можно использовать разные узоры.

Посмотрите на доску. Вы можете выбрать из тех, которые изображены здесь (рассматривание образцов узоров на предметных картинках).

VI . Самостоятельная творческая деятельность (музыкальное сопровождение).

- Ребята, чтобы передать хорошее настроение у птицы, показать, что она добрая - поможет правильный выбор цвета. Не зря художники изображали сказочных птиц яркими, с сочными оттенками.

- Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде. Необходимо правильно расположить лист, составить композицию.

Вспомните, от чего зависит расположение листа - горизонтально и вертикально.

Напоминаю о техники безопасности при работе с красками.

VII . Подведение итогов урока.

1. Выставка работ по рядам.

А сейчас к доске выйдут ученики, которые уже успели прорисовать свою сказочную птицу. Начнём с 1 ряда.

2. Анализ работ.

Пропорции птицы прорисованы верно, соблюдена композиция рисунка. Яркие узоры, необычные крылья и хвост выглядят сказочно и красиво.

У тебя получилась необычная и сказочная птица, однако пропорции рисунка соблюдены не точно.

Красивый рисунок, соблюдены правила оформления и композиции. Однако из-за отсутствия необычного оперения - эту птицу сложно назвать сказочной.

3. Рефлексия.

С какими трудностями столкнулись?

За что можете себя похвалить?

4. Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

1. Загадки о весне и птицах для детей: http://pedsovet.su/zagadki/zagadki_o_vesne

2. Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы ФГОС (Неменский) УМК "Школа России"

Программное содержание:
1). Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
2). Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое, голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, ручейки, первоцветы, прилетают птицы).
3). Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции.
4). Учить передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны.
5). Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Оборудование:
картинки с пейзажами весны (А.Саврасов «Грачи прилетели» И.Левитан «Большая вода»), листы тонированной плотной бумаги, букеты весенних цветов, ветка березы с распустившимися первыми листочками, гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, клеёнки.

Ход занятия:

Воспитатель: Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время красива по-своему. Но есть в природе время, когда природа как будто просыпается и вся живёт ожиданием тепла и солнца. Как вы думаете, когда это бывает?

Дети: Это бывает весной.

Воспитатель: Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Весна дарит всем радость новой жизни,ожидание чуда. Свежие ароматы весны окружают нас повсюду! Радость вдохновляет нас и заставляет действовать и творить. Это чувство охватывает всех людей: художники пишут картины, посмотрите на картины художников - А.Саврасова «Грачи прилетели» и И.Левитана «Большая вода». Ребята чем отличаются эти весенние пейзажи.

Дети: Ранняя и поздняя весна…

Воспитатель: Правильно. А давайте сейчас послушаем музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года. Весна» и попробуем предположить к какой картине относится мелодия.

Дети: отвечают.

Воспитатель: Художники выражают свои эмоции с помощью красок, композиторы пишут музыку с помощью нот, а поэту что помогает

Дети: Рифмы, слова..

Воспитатель: Молодцы! Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать…
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!

Воспитатель: Понравилось Вам стихотворение? Представили то, что говорилось в произведении? Ребята, давайте сыграем в викторину? Я Вам задаю вопросы, а Вы на них отвечаете. Таким образом, мы закрепим Ваши знания о весне и приступим к работе.

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется самый первый весенний месяц? (март). А как мы узнаем, что пришла весна? Кто сможет назвать весенние приметы?

Дети: Солнце высоко, светит ярче, день становится длиннее, звенит капель, снег чернеет, тает, проталины, набухают почки, возвращаются перелетные птицы, пробивается первая травка и первоцветы.

Воспитатель: А давайте послушаем пение птиц и почувствуем приход весны.

Воспитатель: Понравилось. А теперь попробуем наше весеннее настроение отобразить в наших рисунках. Но прежде повторим план рисования

План рисования: Рисунок располагается по всему листу. Те предметы, которые изображены далеко, рисуются на заднем плане и меньшего размера, чем те, которые находятся ближе – они крупнее.
Ствол дерева рисуется сверху вниз тонкой кистью. К середине дерева ствол расширяется и кисть прикладывается к бумаге.
Почки рисуются тычком кисти, веточки тонкой кисточкой.
Ручей: тонкая волнистая линия, может быть несколько.
Нежные, весенние оттенки наводим на палитре.

Воспитатель: Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге. Подумайте, какой сюжет вы хотите нарисовать.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали кисть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали пейзажи, вспомнили и повторили признаки весны. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. Ребята а какое настроение у вас осталось, поделитесь своим настроением.

Дети: рассказывают о своим эмоциях от занятия.

В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается обменяться впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает удачные работы, поощряет всех детей.




    Тема: «Если всё зазеленело и в полях звучит ручей».
    Цель: развивать творческую активность детей и познавательный интерес к природе посредством аппликации.
    Задачи:
    уточнять и закреплять представления об изменениях в природе весной и признаках наступления весны.
    формировать грамматический строй речи и активизировать словарь детей.
    активизировать творческое воображение, творческие проявления; способствовать формированию умений и навыков в аппликации (с цветной бумагой, бумажными салфетками); использовать в работе симметричное вырезание, работа с трафаретами (вырезать), использовать приём скатывания салфетки между ладонями, пальчиками.
    формировать умение передавать в аппликации красоту природы, развивать эстетическое восприятие.
    развивать мелкую моторику пальцев рук.
    развивать умение доводить начатое дело до конца, соблюдая аккуратность в работе.
    Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
    Предварительная работа: наблюдения детей в природе, беседы о весне, чтение художественной литературы, чтение стихов, загадки, рассматривание иллюстраций на тему «Весна».
    Раздаточный материал: цветной картон, бумага цветная, салфетка белого цвета, ранее заготовленные трафареты вазы и листики, ножницы, клей пва, кисточки для клея, клеенки, фломастер коричневого цвета.
    Демонстрационный материал и оборудование: иллюстрации, сюжетные картинки о весне, образец, ноутбук для показа примет весны, мультимедийный проектор.
    Время проведения: первая половина дня, продолжительность 25 минут.
    Место проведения: групповая комната.
    Ход НОД:
    Дети садятся за столики и видят письмо, воспитатель обращается:
    - Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
    - Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).
    Кто-то бросил мне в оконце,
    Посмотрите, письмецо.
    Может это лучик солнца,
    Что щекочет мне лицо?
    Может, это воробьишко,
    Пролетая, обронил?
    Может, кто письмо, как мышку,
    На окошко заманил?
    От кого пришло письмо,
    Вам ведь хочется узнать?
    Тогда надо постараться
    Вам загадку отгадать.


    Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе "Лето"
    Занятие 1. Рисование "Лето"
    Программное содержание.
    Образовательные: формировать умение детей отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни) в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше). Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали.
    Развивающие: развивать чувство ритма, цвета, композиции
    Воспитательные: воспитывать любовь к природе
    Материалы: акварель, гуашь, белила, листы бумаги, кисти.
    I. Организационный момент.


    Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, здоровье.
    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
    Цели: знакомить с названиями животных, местом их обитания, развивать мышление, учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.
    Материал и оборудование: мяч, интерактивная доска, музыка «Медведь и заяц» для физ.минутки, картинки с изображением животных леса, пищи, которую употребляют животные, игрушка ёжик, листы бумаги А4, цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, салфетки.


    Цели и задачи:
    развивать способности воображения: выявлять основные, существенные признаки зимы и весны за счет создания литературного образа;
    создать литературный образ зимы и весны в форме волшебной истории;
    3-5 лет:
    закреплять умение понимать вопрос и отвечать на него (понятно, развернуто);
    обогащать словарный запас различными определениями - описаниями природы, человека;
    формировать интерес к произведениям живописи: сюжетам картины, деталям;
    закреплять навыки выражения в движениях определенного образа;
    5-7 лет:
    закреплять умение высказывать и объяснять свою точку зрения, понимать другие;
    упражнять в подборе определений, сравнений, синонимов и антонимов;
    учить сочинять волшебную историю, опираясь на собственное понимание сущности зимы и весны;
    формировать умение видеть содержание картины (представление художника об изображаемом);
    формировать интерес к образно-пластическим движениям.
    Материал: репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели» (на мольберте); рассказ Соколова-Микитова «Лесные картинки».


  • Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
    Тема занятия: Уж верба вся душистая
    Программное содержание:
    1.Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.
    2.Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.
    3.Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.
    4.Учить работать в едином темпе, согласованно со сверстниками, воспитывать интерес к рисованию и народным праздникам.
    Словарная работа: Ввести в активный словарь детей существительные(ветка, ваза, верба, «барашки»), прилагательные(красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).

  • Программные задачи.
    1. Изобразительные задачи
    Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин.
    изображать разные деревья (старые молодые стройные изогнутые)
    2. Технические задачи
    Закреплять навыки рисования гуашью
    Закреплять умение детей пользоваться кистью проводить тонкие линии кистью.
    3. Воспитательные задачи
    Развивать у детей эстетическое восприятие, способность, придумывать тему для рисования зимнего леса, цвета снега, (зимний день вечер, ночь)
    Продолжать воспитывать у детей интерес к природе.
    Воспитывать бережное отношение к природе.
    Материалы и оборудование
    Репродукции картин фотографии, Бумага, тонированная (альбомного формата, краски кисти, разного размера)., баночки с водой (по количеству детей) Листы белой бумаги (для воспитателя - для показа рисования детям)
    Предварительная работа
    Наблюдение природы зимой.