Планы по обществознанию (С8). Подготовка к ЕГЭ по обществознанию онлайн. Фискальная политика План Развернутый план фискальная политика государства

Лекция 16. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

2. Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь.

1. Сущность и функции налогов. Налоги обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей образует налоговую систему . Ее основными элементами являются:субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога;объект налогообложения – доход, имущество или цена товара, облагаемые налогом;носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;налоговая ставка – величина налога на единицу обложения;налоговая льгота – полное (частичное) освобождение от уплаты налога.

Основные функции налогов :

фискальная – пополнение доходов государственного бюджета;

регулирующая – стимулирование экономической деятельности;

распределительная – перераспределение полученных субъектами хозяйствования доходов.

Важнейшие принципы налогообложения : всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность – устойчивость видов и ставок налогов во времени; обязательность – принудительность уплаты налогов; социальная справедливость – равные условия налоговой нагрузки для разных субъектов хозяйствования и слоев населения.

Графическая зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок – кривая Лаффера (рис. 21.1).

Рис. 21.1. Кривая Лаффера

При высоких налоговых ставках отсутствуют стимулы к увеличению дохода, следовательно, поступление налогов в бюджет снижается.

2. Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь. Налоги классифицируются по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц); по уровням управления (республиканские и местные); по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные).

Прямые налоги – взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – взимаются посредством включения в цену товара или услуги и уплачиваются покупателем.

В Республике Беларусь существуют следующие основные виды налогов:

– налог на прибыль и доходы предприятий – прямой налог, ставка 24%;

– налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, ставка 18%, для отдельных товаров и услуг – 10%;

– налог на экспорт и импорт (таможенные пошлины) – косвенный налог;

– подоходный налог с граждан – прямой налог, ставка 12%;


– акцизный налог – косвенный налог, взимается по разным ставкам для различных товаров, облагающихся этим налогом.

Перечисленные выше налоги дают более 80% поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь. Кроме них взимаются также: экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги, взносы во внебюджетные фонды социальной защиты и занятости, государственная пошлина и т.д. В перспективе предполагается усовершенствовать налоговую систему, проведя следующие мероприятия: уменьшение суммарной налоговой нагрузки; сокращение налоговых льгот; упрощение процедуры уплаты налогов.

3. Фискальная политика, ее виды и инструменты. Фискальная политика – воздействие государства на состояние экономики с помощью изменения величины государственных расходов и налогов.

Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Выделяют два вида фискальной политики : дискреционная и недискреционная (автоматическая). Дискреционная финансовая политика – сознательные решения правительства по изменению величины налогов и государственных расходов. Она может быть стимулирующей (увеличение государственных расходов, снижение налогов с целью стимулирования роста производства) или рестринционной (увеличение налогов и снижение государственных расходов, чтобы сдерживать темпы инфляции).

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – не требует специальных решений правительства, т.к. основана на действии встроенных стабилизаторов, приводящих к автоматическому изменению налоговых поступлений и государственных расходов. Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве стабилизаторов выступают: пособия по безработице, по бедности, прогрессивные подоходные налоги. В период спада стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений и росту расходов бюджета, в период подъема происходит обратный процесс.

Фискальная политика может сопровождаться мультипликационным эффектом в виде роста ВВП, значительно превышающего прирост государственных расходов, вызвавших его. Выделяют: мультипликатор государственных расходов – отношение изменения реального ВВП к изменению расходов государственного бюджета; налоговый мультипликатор – отношение изменения реального ВВП к вызвавшему его изменению налогов; мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

− Учитель Думбадзе В. А.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и налоговая система РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

1) Понятие «налоги».

2) Функции налогов:

в) социально-воспитательная и др.

3) Принципы налогообложения:

а) принцип справедливости;

б) принцип определённости и точности налогов и др.

5) Системы налогообложения:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

6) Уровни налогообложения в РФ:

7) Специальные налоговые режимы в РФ

Наличие любых двух из 4, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.

Тема 13. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

1. Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогообложения, которая стр­оится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государст­ва она определяется целями общества. Эти цели форму­лируют требования к налоговой базе, тяжести налогооб­ложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие ус­ловия для эффективного экономического роста, нужда­ется в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ре­сурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от госу­дарственных предприятий. И государство для формиро­вания своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.

2. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязан­ностей граждан. Налогообложению подлежат:

  • прибыль;
  • доходы;
  • стоимость определен­ных товаров;
  • стоимость, добавленная обработкой;
  • имущество;
  • передача собственности (дарение, продажа, на­следование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности.

3. Налогопла­тельщики :

  • физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие матери­альные и нематери­альные блага и полу­чающие определен­ный доход;
  • юридические лица – хозяйствующие субъекты.

4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные .

  • Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
  • Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

5. Можно выделить три системы налогообложения .

  • пропорциональ­ный налог – сумма налога пропорциональ­на доходам работ­ников;
  • регрессивный налог – налог тем вы­ше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог – налог тем вы­ше, чем выше доход

6. Принципы налогообложения - это правила, ко­торыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:

  • Принцип спра­ведливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
  • Принцип опреде­ленности и точ­ности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно опре­делены и понятны налогоплательщикам.
  • Принцип удобст­ва взимания на­логов для нало­гоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то вре­мя и тем способом, при котором платель­щику легче выполнить требования налого­обложения.
  • Принцип эконо­мичности (эф­фективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:

o разрыв между расходами по сбору и ор­ганизации налогообложения и самими на­логовыми поступлениями должен быть наибольшим;

o тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения про­изводства и лишать государство в после­дующем налоговых поступлений.

  • Принцип обяза­тельности – неизбежность осуществления платежа.

7. Функции налогов :

  • фискальная – обеспечение финансирования государст­венных расходов на содержание государст­венного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределитель­ная – перераспределение доходов между разны­ми социальными слоями с целью сглажи­вания неравенства в обществе;
  • стимулирую­щая (антиин­фляционная) – стимулирование развития научно-техни­ческого прогресса, увеличения числа рабо­чих мест, капитальных вложений в расши­рение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-вос­питательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учет­ная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.

8. По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.

План по обществознанию «Налоги и их влияние на экономику страны»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Налоги и их влияние на экономику страны

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

а) прямые (устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные)

* реальные (поземельный, подушный, промысловый)

* личные (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль)

б) косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины)

в) в зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающиеся полученными средствами (федеральные, республиканские (субъектов федерации) и местные)

3. Системы налогообложения

а) пропорциональная (налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения)

б) прогрессивная (налог, ставка которого возрастает по мере увеличения налогообложения

в) регрессивная (налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения)

4. Принципы налогообложения

а) принцип справедливости

б) принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику)

в) принцип удобства (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика)

г) принцип экономии (подразумевает сокращение издержек взимания налогов)

5. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций

б) частичное перераспределение доходов

в) стимулирующая и др.

6. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны

7. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, — презентация

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту,». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

1 35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. Выполнение данного задания предполагает 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме 2) полноту отражения основного содержания в плане; 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. При выполнении задания выпускника м предстоит а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана.

2 35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании 3

3 «Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

4 При выполнении задания 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. Задание С8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему понимает смысл поставленной проблемы умеет устанавливать структурно- функциональные, причинно- следственные, иерархические и иные связи умеет выделить главное корректно формулировать структурировать

5 Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5. Привлечение внутри курсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8. Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

6 Классификация тем 1 группа тем 1. широкие «однотомные» 2. широкие «одно объектные» 3. широкие «односоставные» 2 группа тем 1. узкие «одно объектные», 2. узкие «однотомные» 3. узкие «односоставные» 3 группа тем 1.«многотомные», 2.«двусоставные», 3.«разнообъектны» 4.«многосоставных »

7 Первая группа: а) широкие «однотомные», б) широкие «одно объектные», в) широкие «односоставные» Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить доклад по проблеме: «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..«Гражданское общество». 5……«Деятельность, как способ существования людей».

8 Вариант плана Гражданское общество. 1. Понятие гражданское общество; 2. История развития гражданского общества; 3. Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4. Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5. Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6. Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3. Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4. Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5. Роль деятельности в жизни общества и человека

9 Алгоритм 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой одно объектной» теме 1. понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

10 Вторая группа: а) узкие «одно объектные» б) узкие «однотомные», в) узкие «односоставные» Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: «Наука в жизни современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: «Межличностные конфликты и способ их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: «Образование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

11 Вариант плана: Государство – социальный институт. 1. Понятие социального института. 2. Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3. Государство – важнейший социальный институт. 4. Государство – как совокупность социальных институтов. 5. Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института; в) внутренние и внешние функции института государства. 6. Взаимосвязи социальных институтов. 7. Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных проблем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4. Причины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5. Проявления и последствия экологического кризиса 6. Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».

12 Алгоритм 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой одно объектной» теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления..)

13 Третья группа: а)«многотомные» б) «двусоставные» в) «разно объектные» г) « многосоставныхе» Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

14 Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общество б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.

15 Алгоритм 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме.. 1. понятие (определение) объекта 1; 2. понятие (определение) объекта 2…3…4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство 1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина 1 б) причина 2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденциии развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.

16 Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

17 Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6. Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, 29, г. 7. Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976 г. 8. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (11. Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, Форум «Абитуриент…ПРО»

18 Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми- предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство

19 Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПАМЯТКА по составлению плана 1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксир овать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

План налоги обществознание

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:

а) руководители высшего звена;

б) специалисты с высшим образованием;

в) персонал средней квалификации;

г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:

б) развитие экономической демократии.

а) сущность безработицы;

б) структура и виды безработицы;

в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:

а) стимулирование роста занятости;

б) программы профессионального образования;

в) программы социального страхования.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Экономические функции государства:

а) законодательное регулирование экономики;

б) предоставление общественных благ;

в) проведение социальной политики;

г) обеспечение экономического роста;

д) стабилизация экономики.

2. Финансирование экономической деятельности государства:

а) источники доходов госбюджета;

б) основные расходы госбюджета;

в) источники финансирования дефицита госбюджета.

3. Бюджетно-налоговая политика государства:

а) цели бюджетно-налоговой политики;

б) инструменты бюджетно-налоговой политики;

в) стимулирующая фискальная политика;

г) сдерживающая фискальная политика.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Источники доходов семей:

а) заработная плата;

2. Типы семей в зависимости от дохода:

4. Структура расходов семей:

в) транспортные расходы;

5. Различия в богатстве семей и их сглаживание государством.

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Полнота отражения основного содержания в плане;

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Экономическая наука о понятии «издержки в экономической деятельности».

2) Экономические издержки:

3) Издержки производства:

4) Как снизить издержки производства? Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Сущность инфляции.

2. Виды инфляции:

а) инфляция ползучая;

б) инфляция умеренная;

в) инфляция высокая;

3. Причины инфляции.

4. Социально-экономические последствия инфляции:

а)замедление экономического роста;

б)обесценение фондов предприятий;

в)диспропорции в сфере производства;

г)перераспределение национального дохода.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам пред­сто­ит подготовить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Цикличность эко­но­ми­че­ско­го развития». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трех пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунктов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Полнота от­ра­же­ния основного со­дер­жа­ния в плане;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) Понятие эко­но­ми­че­ско­го цикла.

2) Фазы эко­но­ми­че­ско­го цикла:

а) экономический подъем;

б) спад экономики;

в) фаза депрессии;

г) оживление экономики.

3) Тенденция со­кра­ще­ния длительности эко­но­ми­че­ско­го цикла.

4) При­чи­ны циклического раз­ви­тия экономики в усло­ви­ях рынка:

а) неблагоприятные социально-политические фак­то­ры (войны, революции);

б) резкий рост цен на энер­го­но­си­те­ли («нефтяной шок»);

в) необдуманная эко­но­ми­че­ская политика;

г) банковские спекуляции.

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Фирма в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Цели деятельности фирмы.

2) Организационно-правовые формы предприятий: а) хозяйственные товарищества; б) хозяйственные общества и др.

3) Внутренние и внешние ресурсы фирмы.

4) Фирма в условиях рыночной конкуренции.

5) Затраты фирмы: а) постоянные, переменные; б) внутренние, внешние.

6) Виды прибыли фирмы: а) бухгалтерская; б) экономическая.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Рынок и его функции:

а) регулирование производства и потребления;

г) посредническая и др.

2) Сильные и слабые стороны рынка.

3) Экономические функции любого государства:

а) производство общественных благ;

в) установление правовых рамок экономической деятельности.

4) Функции государства в условиях рынка. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

на мой взгляд, тема раскрыта недостаточно точно.

1. Основные функции государства в любом типе экономики

а) производство общественных благ

б) создание правовой базы

в) ослабление внешних эффектов

2. Поддержание рыночной экономики

а) борьба с монополиями

б) стабилизация экономики в случае кризиса

3. Методы стабилизации экономики

а) кредитно-денежная политика

б) бюджетно-налоговая политика

4. Рыночная экономика в РФ и ее становление

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Этика и социальная ответственность бизнеса» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1. Понятие об этике и социальной ответственности бизнеса. Этика предпринимательства как основа успешной деятельности фирмы на рынке.

2. Признаки социально ответственного предпринимательства:

а) соблюдение корпоративной этики;

б) партнерские отношения с обществом, участие в финансировании социальных программ;

в) соблюдение законов, в том числе, природоохранного законодательства.

а) охрана окружающей среды;

б) создание социальной среды на предприятии и в быту, комфортной для человека;

в) формирование позитивного отношения в обществе к бизнесу;

г) развитие программ в области образования, фундаментальной науки, здравоохранения.

4. Этика бизнеса как основа менеджмента в современной компании.

5. Особенности формирование этического комплекса и социальной ответственности бизнеса в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Сущность безработицы.

2. Структура безработицы:

а) лица, уволенные по разным основаниям;

б) лица, добровольно оставившие работу;

в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;

г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.

3. Виды безработицы:

а) фрикционная, циклическая, структурная;

б) открытая, скрытая;

в) полная, частичная.

4. Масштабы безработицы.

5. Методы борьбы с безработицей.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семейный бюджет». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Семейный бюджет — структура доходов и расходов отдельного домохозяйства, семьи.

2. Источники семейного дохода

а) заработная плата;

г) банковский процент по вкладу;

е) доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и др.

3. Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом;

б) семьи с переменными доходами.

3. Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды

6. Влияние инфляции на доходы семей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Налоги». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие налогов. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государства.

2. Структура налога:

а) субъект налогообложения

б) объект налогообложения

в) ставка налогообложения

3. Налогоплательщики в государстве:

а) физические лица

б) юридические лица

4. Принципы налогообложения.

а) принцип справедливости

б) принцип определенности и точности

в) принцип эффективности

г) принцип обязательности

5. Функции налогов:

6. Системы налогообложения

7. Налоги, уплачиваемые предприятиями:

а) налог на добавленную стоимость

б) налог на прибыль

в) налог на имущество

9. Налогообложения в РФ

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

2. Системы налогообложения:

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:

б) частичное перераспределение доходов;

в) регулирование экономических отношений;

д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Измерители экономической деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) и система национальных счетов.

2. Функции макроэкономических показателей:

а) измерение объема производства в конкретный момент времени

б) определние факторов, непосредственно влияющих на развитие экономики

в) прослеживание динамики и определение прогнозов экономического развития

г) разработка государственной экономической политики.

3. Основные макроэкономические показатели

а) ВВП валовый внутренний продукт (это стоимость конечной продукции, произведенный на территории данной страны за определенный период

б) валовый национальный продукт (ВНП) (это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени

в) личный доход (ЛД) (совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства));

г) объем ВВП н душу населения или на одного занятого в экономике

д) объем инвестиций в национальную экономику

е) объем национального экспорта и импорта и др.

4 Система национальных счетов — информация о состоянии экономики.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Бюджетно-налоговая политика

Цели:

Образовательные:

    Уяснить сущность бюджетно-налоговой (фискальной) политики, ее цели и инструменты,

    Определить цели, применяемые инструменты и виды политики во время подъемов и спадов производства,

    Уяснить принцип действия каждого инструмента бюджетно-налоговой политики.

Развивающие:

    Развивать навыки чтения и анализа экономического текста,

    Обучать навыкам выявления причинно-следственных связей.

Воспитательные:

    Развивать навыки аналитической работы,

    Обучать способам оценки информации,

    Развивать навыки работы в группе.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

11 класс

План:

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

    Цели фискальной политики.

    Инструменты фискальной политики.

    Меры фискальной политики во время подъемов и спадов производства.

Оргмомент

Приветствие, распределение по группам

Слайд – тема,

План урока

Постановка цели, задач, мотивация

Гейне – за тучными коровами идут тощие, за тощими – полное отсутствие говядины - о чем идет речь?

Экономические подъемы и спады стали обыденностью в нашей жизни, они приводят к проблемам на рынке труда и изменению цен, т.е., создаются проблемы безработицы и инфляции.

Может ли правительство сделать что-то, чтобы сократить нежелательные последствия спадов?

Гейне высказывание

Актуализация знаний

Работа с текстом, составление опорной схемы по тексту.

Определить сущность фискальной политики, ее цели, инструменты.

Текст распечатан каждому ученику, прочитать текст, проработать его, выделить основные мысли, подготовить ответы на вопросы к тексту.

    SR ) и долгосрочном (LR ) периодах?

Вопросы по тексту

Первичное усвоение

Презентация опорного конспекта каждой группой на доске (ватмане),

- сравнение со схемой на слайде:

Б-н политика → ∆ T , ∆ G , ∆ Tr → ∆ Y (↓, )

инструменты

- в тетрадь:

Б-н политика – это меры, которые предпринимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели в SR :

Стабильный уровень выпуска ВВП,

Полная занятость ресурсов,

Стабильный уровень цен.

Цели в LR :

Устойчивый экономический рост.

Инструменты:

    Государственные закупки товаров и услуг,

    Налоги,

    Трансферты.

Определение б-н политики

Цели

Инструменты

Первичная проверка понимания

Меры фискальной политики во время подъемов-спадов производства.

- на доске график «Цикличное развитие экономики», параллельно, при активном участии учеников по наводящим вопросам составляется схема , которая переносится в тетрадь.

Подъем:

Цель - рост деловой активности, борьба с безработицей,

Используемые инструменты политики:

    Снижение налогов,

    Рост госзакупок,

    Рост трансфертов.

AD, AS , BS

стимулирующая политика

Спад:

Цель – снижение деловой активности, борьба с инфляцией,

    Увеличение налогов,

    Снижение госзакупок,

    Снижение трансфертов.

→ ↓AD, BD

сдерживающая политика

Подъем

Спад

Физкультминутка

Карточки с терминами и определениями, разложить на отдельно стоящих столах для каждой группы, дети подходят по одному и находят соответствующие пары карточек. побеждает команда быстрее всех нашедшая правильные ответы.

Налоги,

Прямые налоги,

Косвенные налоги,

Подушная (аккордная) система налогообложения,

Пропорциональная система,

Прогрессивная система,

Регрессивная система,

Государственный бюджет,

Экономический спад,

Экономический подъем

Веселое личико

Первичное закрепление

Тесты, разбирают в группах, потом обсуждение каждого вопроса

Задумчивая мордочка

Рефлексия

Что мы изучили сегодня на уроке, что узнали нового,

На слайдах термины , дети должны сказать что это:

    Б-н политика,

    Налоги,

    Стабилизация экономики (стабильный уровень выпуска, цен, полная занятость ресурсов),

    Государственные закупки товаров и услуг, налоги, трансферты,

    Бюджетный дефицит, профицит,

    Стимулирующая политика,

    Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика,…

Д з,

Выставление оценок

С. , выучить опорный конспект в тетр.

Выставление оценок

Что такое бюджетно-налоговая политика?

Бюджетно-налоговая политика – это использование государственных расходов и налогообложения для оказания влияния на экономику. Как правило, правительства используют бюджетно-налоговую политику в целях содействия высокому экономическому росту и сокращению бедности.

В прошлом значение бюджетно-налоговой политики как инструмента экономической политики попеременно возрастало и убывало. До 1930 года преобладал подход ограниченного правительства, или политика невмешательства государства в экономику. После краха фондового рынка и Великой депрессии директивные органы стали требовать, чтобы правительства играли более инициативную роль. Впоследствии страны сократили размеры и функции правительства, а рынки приняли на себя повышенную роль в распределении товаров и услуг. Во время последнего мирового кризиса более активная бюджетно-налоговая политика вновь в почете.

Когда государство пытается поднять экономику, в его распоряжении имеется два основных инструмента – денежно-кредитная политика и бюджетно – налоговая. Центральные банки воздействуют на денежную массу путем корректировки процентных ставок, норм обязательных резервов и продажи государственных ценных бумаг и иностранной валюты. Правительства воздействуют на экономику путем изменения уровня и вида налогов, масштабов и структуры госрасходов, а также форм заимствования.

Правительства прямо или косвенно воздействуют на способы использования ресурсов в экономике. Базовое макроэкономическое уравнение помогает понять, как это происходит.

Y = C + I + G + Xn

В левой части представлен ВВП (Y ), т.е., стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых в экономике. В правой части показаны источники совокупных расходов или спроса: потребительские расходы (C ), частные инвестиции (I ), покупка товаров и услуг правительством (G ), экспорт минус импорт (чистый экспорт Xn ). Из этого уравнения ясно, что правительство влияет на экономическую активность (Y ), напрямую контролируя G и косвенно воздействуя на C , I и Xn путем изменения налогов, трансфертов и госрасходов.

Помимо обеспечения товаров и услуг, цели бюджетно-налоговой политики могут быть различными. В краткосрочном периоде правительства могут заострять внимание на макроэкономической стабилизации, например, стимулируя слабую экономику, противодействуя росту инфляции или помогая снизить внешнюю зависимость от иностранных кредитов. В долгосрочном периоде цель может заключаться в содействии устойчивому росту при помощи мер в сфере совокупного предложения для улучшения инфраструктуры или образования. В краткосрочном плане правительство пытается сгладить колебания экономического цикла или предпринять меры в ответ на стихийные бедствия, а в долгосрочном плане движущими силами могут быть уровень развития, демографическая ситуация или степень обеспеченности ресурсами.

(Марк Нортон, Асмаа Эль-Ганейни)

    Каковы цели бюджетно-налоговой политики?

    Какие два вида политики проводит государство?

    Кто проводит кредитно-денежную политику, бюджетно-налоговую?

    С помощью чего правительство воздействует на экономику?

    Поясните сущность основного уравнения макроэкономики.

    Различаются ли цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном (SR ) и долгосрочном (LR ) периодах?

Налоги. Бюджетно-налоговая политика

Да-нет

    Налоги обеспечивают социальную справедливость, поскольку служат элементом перераспределения доходов в обществе.

    Государственный бюджет является профицитным, если расходы бюджета превосходят его доходы.

    Рост бюджетного дефицита означает снижение сальдо государственного бюджета.

    Стимулирующая бюджетно-налоговая политика сопровождается снижением налоговых ставок и трансфертов.

    К инструментам фискальной политики относятся государственные закупки товаров и услуг, налоги, социальные трансфертные выплаты и субсидии фирмам.

Выберите один вариант ответа

    Задача стабилизационной политики состоит в:

    Снижении уровня безработицы до нуля.

    Поддержании ставки процента на неизменном уровне.

    Снижении темпа инфляции до нуля.

    Сглаживании циклических колебаний экономики.

    Все ответы верны.

    Какой из перечисленных налогов относится к прямым:

    Налог на добавленную стоимость.

    Акцизы.

    Единый социальный налог.

    Налог на добычу полезных ископаемых.

    Налог на имущество.

    Что из перечисленного относится к расходам государственного бюджета?

    Отчисления работодателей на социальное страхование.

    Экспортные пошлины.

    Проценты по государственному внешнему долгу.

    Прибыль государственных предприятий.

    Налог на доходы чиновников.

    Мерой сдерживающей фискальной политики является:

    Повышение ставки процента.

    Сокращение трансфертных платежей.

    Уменьшение предложения денег.

    Снижение налогов.

    Все ответы верны.

    Мерой стимулирующей фискальной политики является рост:

    Налогов.

    Государственных закупок.

    Предложения денег.

    Ставки процента.

    Уровня цен.

Ответы:

1-да

2-нет

3-да

4-нет

5-да

6-г

7-д

8-в

9-б

10-б

Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.

Пропорциональные налоги

Налоги с неизменной ставкой, не зависящей от объема облагаемого дохода. Величина таких налогов прямо пропорциональна величине облагаемого дохода.

Прямые налоги

Налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество.

Косвенные налоги

Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков

Подушный (аккордный) налог

Прямой личный налог, взимаемый с каждого человека в одинаковом размере, независимо от величины дохода и имущества.

Прогрессивные налоги

Налоги , ставка которых увеличивается ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода.

Регрессивные налоги

Налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины облагаемого дохода.

Государственный бюджет

Сводная ведомость доходов и расходов государства за определенный период времени.

Экономический спад

Длительное, устойчивое снижение объемов производства основных видов товаров и услуг, понижение деловой активности, сопровождаемое обычно уменьшением реальных доходов населения, ухудшением условий жизни, безработицей.

Экономический подъем

Состояние экономики страны, характеризуемое ростом производства, повышением его эффективности, оживлением экономической деятельности в разных сферах, повышением уровня жизни.

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства - налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния - регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес - это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета - одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции.

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом . Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания - продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

– это

1) Налоги

2) Расходы

Экономическая политика государства

В государственной экономической политике можно выделить два направления:

1) структурное – использование таких методов влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополии.

2) стабилизационное – бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (монетарная) ПОЛИТИКА (монетаризм) – это политика косвенного регулирования количества денег в экономике. Осуществляется через Центральный Банк. Инструменты монетарной политики – установление учетной ставки, установление нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Инструменты

Результат

1 .Учетная ставка – это норма процента, по которой ЦБ дает кредиты коммерческим банкам

Повышая или понижая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим или дешевым

1) если кредиты становятся более дорогими, то уменьшается количество желающих их брать – это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства.

2) более дешевые кредиты – стимулируют экономическую активность и подъем производства, но увеличение денежной в обращении массы ведет к инфляции

2 .Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков (в % ), которую они должны держать в виде резервов в ЦБ, чтобы осуществить выплаты клиентам

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит более дорогим. Уменьшение нормы резервирования позволяет увеличить объемы кредитования и делает кредиты более дешевыми

3. Операции на открытом рынке

Продажа и покупка государством ценных бумаг

Продажа – изъятие свободных денег и сокращение денежной массы. Покупка – возвращение денег в обращение и увеличение денежной массы

Основатели монетаризма – Давид Юм (Англия, 18 век) и Милтон Фридмен (США, 1976г – Нобелевская премия по экономике).

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (фискальная) ПОЛИТИКА – это прямое административное влияние государства на экономическую жизнь страны. Основной инструмент – налоги и расходы.

1) Налоги

1) в условиях инфляции - государство увеличивает налоги, уменьшая денежную массу и снижая экономическую активность

2) в условиях спада – уменьшение налогов, в результате чего у фирм появляются средства для производства, а у потребителей – для приобретения.

2) Расходы

В кризисных ситуациях государство увеличивает расходы на поддержку особо нуждающихся отраслей экономики, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу

Основатели – Джон Кейнс (Англия, 1883-1946)