Все о святителе николае чудотворце. Приобщение к Богу. Воскрешение утопшего ребенка и перенесение его в храм

Истории из редакционной почты портала Православие.Ru

Сам я был тогда человеком не воцерковленным и даже некрещеным. И путал Николая Чудотворца со Стефаном Великопермским. Но даже при этом и я, и многие мои друзья, далекие от Церкви, отметили, что этот святой сохранил людей.

Телерепортаж местного ТВ «Рифей»:

р.Б. Кристина
«Я, обычная девушка, мечтала о простом женском счастье»

Я обычная девушка, мечтала о простом женском счастье, но личная жизнь никак не складывалась. Ждала, просила в молитвах, но, как говорится, всему свое время. Шли годы, а счастья все не было. Хочу заметить, что девушка я симпатичная, было много поклонников, но отношений без любви для себя не мыслила. Встречала много хороших парней, но «не моё», и всё тут.

Начала строить карьеру, путешествовать, смотреть мир. И стало это географическое «гурманство» для меня неким замещением личной жизни.

Однажды пришла в храм и стала просить: помоги, святой Никола... Несколько недель спустя знакомлюсь с человеком, с которым даже и не мыслила обрести знакомство, уж больно он был «мой» по мировоззрению и типажу. Мы очень понравились друг другу, стали встречаться... И тут начались трудности. Не буду описывать подробности, но отношения застряли на одном этапе, конфетно-букетный период закончился, и надо было определяться, куда идти далее. Я хоть человек верующий, но, устав от одиночества, пошла на уступки: стали мы жить вместе. Ощущения не передать, воспитана я в строгих традициях, плюс Господь не оставил меня без вразумления: начались проблемы со здоровьем. И тут я вновь обратилась к святому Николаю с горячей молитвой: попросила благословения, если мой это человек, соединить нас в браке, а если не мой, то пусть уйдет из моей жизни. Молилась почти ежедневно, пока любимый был в отъезде. И, не поверите, приезжает мой любимый и делает мне предложение! В тот же вечер мы идем покупать кольца. Никола так нам помог, что нас миновали очереди в ЗАГС, достался нам день регистрации в великий православный праздник Веры, Надежды и Любви, все прошло как по маслу (кто женился - знает, какое хлопотное это дело - свадьба).

Много чудес было связано в моей жизни с Николаем Чудотворцем. Например, когда я теряла работу, я всегда обращалась с молитвами к св. Николаю. И вскоре находила новую работу, которая всегда не только соответствовала моей специальности, приносила неплохой заработок, но и помогала получить интересный опыт.

Я могла бы еще долго рассказывать о помощи, которую получала в разное время по молитвам к . Но хочу сказать главное - надо помнить, что и мы должны помогать близким и нуждающимся в трудные минуты жизни. Именно этому учит мой опыт молитвенного общения с великим угодником Божьим св. Николаем Чудотворцем, и именно этого ждет от нас Господь...

Эдуард Кичигин
«Просил святителя Николая о помощи в поисках работы»

Полгода назад у меня был крайне сложный период в жизни, и как-то однажды я стою на вечерней службе в Никольском соборе, молюсь, на душе больно и тяжело, но к концу службы какое-то утешение почувствовал и даже радость. О чем молился, помолчу, но помимо главного просил святителя Николая о помощи в поисках работы. После службы шел домой под дождем, а такая радость была на душе, полет, - «Богородице Дева, радуйся!» пел про себя и вслух немного.

Пришел домой - тут же позвонил старый друг с предложением очень хорошей работы, крайне для меня интересной, полезной и перспективной. Чтоб обсудить все и получить мое согласие, он, несмотря на крайнюю занятость и заботы, приехал ко мне в тот же вечер. Работу я получил, было сложно, но исключительно интересно и полезно. Пообещал святителю Николаю, что с первой зарплаты поставлю свечи у всех икон в Никольском соборе.

Но в итоге так все закрутилось, и с этой работой, и вообще, что обещание свое выполнил только на половину и не в срок - свечи поставил только в одной из церквей собора, а там их две, на обоих этажах. Что мешало - сейчас уже не понимаю. Да и жил в это время прямо скажем, не самым правильным образом. Дела пошли плохо, в общем, в итоге, вторую часть своего обещания святителю Николаю я делал с последней своей зарплаты уже через полгода, уже после увольнения. Вот такая вот история.

Сюзанна Фаризова
«Я ждал тебя с этим пальцем»

Я уезжала в Бари, работая в газете «Коммерсант», в президентском тогда еще пуле. Уезжала в спешке, накануне с размахом проводив в гостях масленицу.

Мне постоянно мешала сумка, ключи в руках, дверь.

Этой-то входной дверью, не справившись с ключами и сумкой, в итоге я и ударила себе по пальцу. Ударила сильно.

Времени не было. Я улетела. В Бари палец распух, почернел и начал болеть. Сначала - еле-еле. Потом все сильнее и сильнее. Но нужно было работать, и я старалась не думать, что больно.

В программе значилось посещение Базилики. Той самой, где лежат мощи святителя Николая. Они покоятся за решеткой, - тяжелой, - которую открывают по большим праздникам. Я поцеловала решетку, и попросила для себя и родных каких-то глобальных вещей. А под конец попросила, чтобы палец прошел.

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 мая в Москву из Бари (Италия) привезены мощи святителя Николая Чудотворца - одного из самых почитаемых христианских святых.

До 12 июля мощи будут находиться в Москве в храме Христа Спасителя, затем до 28 июля их разместят в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Жития, источники

Древнейшим текстом, где упоминается Николай Чудотворец, являются "Деяния о стратилатах" (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали жизни двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III-IV и VI веках.

Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в г. Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне - территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно, он родился в 270 г.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное писание. Впоследствии его дядя - епископ Патарский - возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем - в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям - он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 г. стал епископом города Миры (Ликия, ныне - Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284-305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден. Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого "ударил по щеке" Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания. Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался, предположительно, в 345-351 гг. в г. Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 - по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Мощи

Мощи Николая Чудотворца хранились в г. Миры в небольшой церкви. В начале 1080-х гг. город был захвачен турками-сельджуками, которые не тронули греческих монахов, служивших в церкви, но ограничили паломничество. В 1087 г. норманнские пираты перевезли основную часть мощей в итальянский город Бари, где они и хранятся в настоящее время в базилике Святого Николая.

Часть мощей (частицы скелета и одежды), оставшаяся в Мирах, в 1099-1101 гг. была вывезена в Венецию, ныне находится в церкви Святого Николая на острове Лидо. В 1957 и 1987 гг. экспертизы образцов мощей, хранящихся в Бари и Венеции, показали, что они принадлежат одному человеку. Мелкие частицы мощей также имеются в десятках католических и православных церквей в разных странах мира, в частности - в Свято-Даниловском монастыре (Москва), Свято-Никольских монастырях в Саратове, Старой Ладоге (Ленинградская обл.), Переславле-Залесском (Ярославская обл.), Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге и др.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна) и остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древновосточных церквях.

Считается, что после смерти его тело начало источать благовония, после чего стало объектом паломничества. Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, совершенных после молитвы его иконам и т. д. Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых. Уже в конце XI века в русском церковном календаре отмечался не только день его погребения в декабре, но и память перенесения мощей в Бари в мае.

Итальянский путешественник Николай Веронский, побывавший в XVI веке в России, отмечал, что у русских святой Николай считается "покровителем Отечества". Памяти Николая Чудотворца в России посвящено множество храмов и монастырей (больше - только Богородице).

В житиях часто упоминается, что Николай Святитель дарил подарки и помогал детям-беднякам. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который дарит детям подарки на Рождество.

Иконография

Самое раннее сохранившееся изображение Николая Чудотворца - на створке триптиха, хранящегося в монастыре Святой Екатерины на Синае (Египет). В иконографии облик святого сложился к XI веку: обычно он изображается с короткой бородой и округлым лбом, в облачении митрополита, в руку ему помещают закрытое Евангелие. Старейшее изображение в древнерусском искусстве - алтарная мозаика и фрески в Софийском соборе в Киеве (1-я половина XI века).

НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ (Ни-ко-лай Угод-ник, Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец) - архиепископ г. Миры, христианский святой.

Древ-ней-шим тек-стом о Николае Мирликийском яв-ля-ет-ся сочинение «Дея-ния о стра-ти-ла-тах» (до середины VI века), до-шед-шее в 5 ре-дак-ци-ях. Из-вес-тен эн-ко-мий (по-хваль-ное сло-во) о Николае Мирликийском св. Ан-д-рея Крит-ско-го (начало VIII века, по-длин-ность ос-па-ри-ва-ет-ся; эн-ко-мий пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Про-кла яв-ля-ет-ся псев-до-эпи-гра-фом).

Пер-вое пол-ное жи-тие Николая Мирликийского на-пи-са-но в конце VIII - начале IX веков Ми-хаи-лом Ар-хи-ман-д-ри-том, ве-ро-ят-но, на ос-но-ве отд. чу-дес, рас-ска-зы-вав-ших-ся при хра-ме на мес-те по-гре-бе-ния Николая Мирликийского в Ми-рах. Уже в IX веке это жи-тие ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лось и под-верг-лось различным пе-ре-ра-бот-кам (напр., «Эн-ко-мий Ме-фо-дия», пер-вое латинское жи-тие Николая Мирликийского, соз-дан-ное Ио-ан-ном, диа-ко-ном Не-апо-ли-тан-ским). В X веке к жи-тию Николая Мирликиского с це-лью его обо-га-ще-ния бы-ли до-бав-ле-ны не-ко-то-рые эле-мен-ты из жи-тия др. Ни-ко-лая, жив-ше-го в Ли-кии в VI веке, быв-ше-го на-стоя-те-лем Си-он-ско-го мон. близ Мир и епи-ско-пом г. Пи-на-ра. Это со-еди-не-ние лег-ло в ос-но-ву жи-тий X века, в т. ч. жи-тия, на-пи-сан-но-го св. Си-ме-о-ном Ме-таф-ра-стом, ко-то-рое впо-след-ст-вии ста-ло ос-нов-ным в греческой тра-ди-ции. В средне-ви-зантийское вре-мя на ос-но-ве сю-же-тов жи-тия Николая Мирликийского соз-да-ны апо-кри-фические «Хо-ж-де-ния Ни-ко-лая». В славянской тра-ди-ции в ка-че-ст-ве основного жи-тия Николая Мирликийского бы-то-ва-ло Жи-тие Ни-ко-лая Си-он-ско-го, а так-же «Ска-за-ние о стра-ти-ла-тах», Ме-та-ф-ра-сто-во жи-тие и «Хо-ж-де-ния Ни-ко-лая». Опи-са-ния по-смерт-ных чу-дес свя-ти-те-ля бы-ли рас-простра-не-ны как в ви-де отд. тек-стов, так и в со-ста-ве сборников, осо-бен-но на греческом и славянском язы-ках.

Со-глас-но жи-тию, на-пи-сан-но-му Ми-хаи-лом Ар-хи-ман-д-ри-том, Николай Мирликийский ро-дил-ся в хри-сти-ан-ской се-мье, был един-ст-вен-ным ре-бён-ком. По-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние. По-сле смер-ти ро-ди-те-лей за-ни-мал-ся в Па-та-рах де-ла-ми бла-го-тво-ри-тель-но-сти, в ча-ст-но-сти тай-но под-бро-сил сво-ему обед-нев-ше-му со-се-ду 3 ме-шоч-ка с зо-ло-том, что-бы спа-сти его до-че-рей от за-ня-тия про-сти-ту-ци-ей. Бла-го-да-ря чу-дес-но-му зна-ме-нию, со-бор ли-кий-ских епи-ско-пов по-ста-вил его в епи-ско-пы г. Ми-ры на-пря-мую из ми-ря-ни-на, что со-от-вет-ст-во-ва-ло реа-ли-ям IV века Николай Мирликийский рев-но-ст-но за-щи-щал хри-сти-ан-скую ве-ру от ере-сей, пре-ж-де все-го ари-ан-ст-ва, и бо-рол-ся с язы-че-ст-вом, в ча-ст-но-сти раз-ру-шил храм Ар-те-ми-ды Элев-те-ры в Ми-рах.

Эн-ко-мий Ан-д-рея Крит-ско-го упо-ми-на-ет об об-ра-ще-нии Николая Мирликийского мар-кио-нит-ско-го (см. Мар-кио-низм) еп. Фео-гния; Кон-стан-ти-но-поль-ский си-нак-сарь и Си-ме-он Ме-та-фраст со-об-ща-ют о дли-тель-ном за-клю-че-нии Николая Мирликийского в тюрь-ме при императоре Дио-клетиа-не. Те же ис-точ-ни-ки упо-ми-на-ют об уча-стии Николая Мирликийского в I Все-лен-ском со-бо-ре (325 год): его име-ни нет в древ-ней-ших спи-сках уча-ст-ни-ков со-бо-ра, но оно при-сут-ст-ву-ет в «Трёх-ча-ст-ной ис-то-рии» Фео-до-ра Чте-ца (VI век). Рас-сказ о на-не-сён-ной Николаю Мирликийскому по-щё-чи-не ере-си-ар-ху Арию и о чу-дес-ном из-бав-ле-нии от на-ка-за-ния за это фик-си-ру-ет-ся толь-ко в позд-не- и пост-визан-тий-скую эпо-ху (напр., в жи-тии Николая Мирликийского, на-пи-сан-ном Да-ма-ски-ным Сту-ди-том).

Николай Мирликийский дея-тель-но за-бо-тил-ся о бед-ных и час-то стра-дав-ших от го-ло-да жи-те-лях Ли-кии. Бо-лее все-го он из-вес-тен как по-мощ-ник по-пав-шим в бе-ду. В «Дея-ни-ях о стра-ти-ла-тах» опи-сы-ва-ет-ся спа-сение им трёх гра-ж-дан Мир, не-спра-вед-ли-во при-го-во-рён-ных к каз-ни, а за-тем трёх кон-стан-ти-но-поль-ских вое-на-чаль-ни-ков (стра-ти-ла-тов): Не-по-тиа-на, Ур-са и Гер-пи-лио-на. Двое пер-вых за-фик-си-ро-ва-ны до-ку-мен-таль-но как кон-су-лы в 336 и 338 годы. Из-вест-но так-же чу-до спа-се-ния моряков от бу-ри по мо-лит-ве Николая Мирликийского.

Умер свя-ти-тель в пре-клон-ном воз-рас-те, был по-хо-ро-нен за сте-на-ми Мир. Чрез-вы-чай-но мно-го-чис-лен-ны по-смерт-ные чу-де-са Николая Мирликийского: по-мощь уто-паю-щим, спа-се-ние из пле-на, ис-це-ле-ния и на-ка-за-ния от его икон, воз-на-гра-ж-де-ние его по-чи-та-те-лей.

Сра-зу по-сле кон-чи-ны Никола Мирликийского его те-ло на-ча-ло ис-то-чать бла-го-вон-ное ми-ро и ста-ло объ-ек-том па-лом-ни-че-ст-ва. В VI веке над его мо-ги-лой бы-ла по-строе-на ба-зи-ли-ка (совр. храм начала IX века). Мо-щи Николая Мирликийского хра-ни-лись в Ми-рах до 1087 года, ко-гда их по-хи-ти-ли жи-те-ли итал. г. Ба-ри. Ос-тав-лен-ные в Ми-рах час-ти-цы кос-тей в 1099-1101 годы за-бра-ли ве-не-ци-ан-цы. То-ж-де-ст-во этих час-тей ос-тан-ков Николая Мирликийского под-твер-ди-ли ан-тро-по-ло-гические экс-пер-ти-зы в 1957 и 1987 годы. Мно-же-ст-во час-тиц мо-щей Николая Мирликийского рас-про-стра-не-но по все-му хри-сти-ан-ско-му ми-ру. По-сле пе-ре-не-се-ния мо-щей Николая Мирликийского Ба-ри этот го-род стал цен-тром по-чи-та-ния свя-ти-те-ля. Его мо-щи про-дол-жа-ют ми-ро-то-чить.

Николаю Мирликийскому по-свя-ще-но боль-шое ко-ли-че-ст-во гим-но-гра-фических па-мят-ни-ков (осо-бен-но мно-го ка-но-нов ему бы-ло на-пи-са-но в IX веке Ио-си-фом Гим-но-гра-фом), а так-же хра-мов и ча-со-вен; су-ще-ст-ву-ют его мно-го-численные ико-но-гра-фические изо-бра-же-ния. В народной тра-ди-ции он по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель мо-ря-ков, ры-ба-ков, порт-ных, тка-чей, мяс-ни-ков, куп-цов, мель-ни-ков, ка-ме-но-тёсов, пи-во-ва-ров, ап-те-ка-рей, пар-фю-ме-ров, ад-во-ка-тов, школь-ни-ков, де-ву-шек, пу-те-шест-вен-ни-ков. В ран-нее Но-вое вре-мя из ни-дерландского обы-чая да-рить де-тям бул-ки в день па-мя-ти Николая Мирликийского 6 декабря ро-дил-ся об-раз Сан-та-Клау-са; с голландскими эмиг-ран-та-ми это пред-став-ле-ние ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лось в Северной Аме-ри-ке.

Наи-бо-лее чти-мым свя-тым Николая Мирликийский яв-ля-ет-ся в русской цер-ков-ной тра-ди-ции: ему по-свя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов, мо-на-сты-рей, с его име-нем и ико-на-ми свя-зы-ва-ет-ся боль-шое ко-ли-че-ст-во чу-дес на-чи-ная уже с XI века.

Дни па-мя-ти Николая Мирликийского по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 6(19) декаюря (день кон-чи-ны) и 9(22) мая (пе-ре-не-се-ние мо-щей в Ба-ри); по ка-лен-да-рю Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 6 де-каб-ря.

Ико-но-гра-фия

На са-мом ран-нем со-хра-нив-шем-ся изо-бра-же-нии (створ-ка три-пти-ха из монастыря Св. Ека-те-ри-ны на Си-нае, VII-VIII веках) Николая Мирликийской по-ка-зан стар-цем в свя-ти-тель-ских оде-ж-дах с длин-ной за-ост-рён-ной бо-ро-дой, с за-кры-той кни-гой (Еван-ге-ли-ем) в ру-ках. К X веку в вос-точ-но-хри-сти-ан-ском искустве сло-жил-ся об-лик свя-то-го, став-ший в даль-ней-шем тра-ди-ци-он-ным: с ко-рот-кой ок-руг-лой бо-род-кой и вы-со-ким лбом. В ви-зантийской и древне-русской ико-но-писи вплоть до XIV века Николая Мирликийский изо-бра-жа-ли с дву-мя спа-даю-щи-ми на лоб пря-дя-ми во-лос, а позд-нее - с ко-рот-кой чёл-кой или же с от-кры-тым на всю вы-со-ту лбом. Николая Мирликийский ча-ще все-го об-ла-чён в крас-но-ко-рич-не-вую фе-лонь по-верх си-не-го под-риз-ни-ка с по-ру-ча-ми и оп-лечь-ем; ино-гда фе-лонь кре-ща-тая (по-ли-став-ри-он), пре-имущественно бе-лая с чёр-ны-ми кре-ста-ми. На пле-чах ле-жит бе-лый омо-фор.

Оче-вид-но, уже в X веке об-раз Николая Мирликийского мог со-про-во-ж-дать-ся не-боль-ши-ми по-яс-ны-ми или рос-то-вы-ми изо-бра-же-ния-ми Хри-ста и Бо-го-ма-те-ри, вру-чаю-щих свя-ти-те-лю Еван-ге-лие и омо-фор. Из-на-чаль-но они, ве-ро-ят-но, долж-ны бы-ли сви-де-тель-ст-во-вать о бо-го-из-бран-но-сти Николая Мирликийского. В XIV-XV веках их ста-ли свя-зы-вать с пре-да-ни-ем о ли-ше-нии Николая Мирликийского са-на на Ни-кей-ском со-бо-ре за по-щё-чи-ну, ко-то-рую тот дал ере-ти-ку Арию, и о воз-вра-ще-нии ему епи-скоп-ских ин-сиг-ний Хри-стом и Бо-го-ма-те-рью. Ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли по-яс-ные и рос-то-вые об-раза Николая Мирликийского. Сре-ди по-след-них вы-де-ля-ет-ся осо-бый ва-ри-ант, где свя-ти-тель изо-бра-жён бла-го-слов-ляю-щим, с рас-про-стёр-ты-ми ру-ка-ми, с Еван-ге-ли-ем на ле-вой ру-ке (фре-ска в Бо-ян-ской церк-ви, 1259 год). В мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си фи-гу-ра Николая Мирликисйкого со скло-нён-ной гла-вой, об-ра-щён-ная к цен-тру ком-по-зи-ции, с XI века вклю-ча-лась в со-став ал-тар-ных рос-пи-сей (сце-на «Служ-ба свя-тых от-цов»). Воз-мож-но, уже в ран-нее вре-мя су-ще-ст-во-ва-ли и оп-леч-ные изо-бра-же-ния, со-хра-нив-шие-ся толь-ко на-чи-ная с XV века. В жи-во-пи-си крит-ских мас-те-ров с начала XV века из-вест-ны ико-ны с Николаем Мирликийским, вос-се-даю-щим на пре-сто-ле, ко-то-рые воз-ник-ли под влия-ни-ем западно-ев-ропейской ико-но-гра-фии.

Не позд-нее XI века поя-ви-лись ико-ны с жи-тий-ны-ми сце-на-ми (фраг-мент три-пти-ха в мон. Св. Ека-те-ри-ны на Си-нае). К конце XII века в ви-зантийской ико-но-пи-си сфор-ми-ро-вал-ся тип жи-тий-ной ико-ны с круп-ным изо-бра-же-ни-ем свя-то-го в сред-ни-ке и ок-ру-жаю-щи-ми его сю-жет-ны-ми клей-ма-ми (12-16 сцен), ил-лю-ст-ри-рую-щи-ми со-бы-тия жиз-ни Николая Мирликийского от ро-ж-де-ния до кон-чи-ны, с раз-вёр-ну-тым по-ка-зом не-ко-то-рых его дея-ний (из-бав-ле-ние трёх му-жей от каз-ни, спа-се-ние трёх де-виц от блу-ди-ли-ща), а так-же отдельные по-смерт-ные чу-де-са (воз-вра-ще-ние Аг-ри-ко-ва сы-на Ва-си-лия из са-ра-цин-ско-го пле-на). К концу XII века от-но-сят-ся и пер-вые жи-тий-ные цик-лы Николая Мирликийского в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си в хра-мах, ему по-свя-щён-ных [церковь Св. Ни-ко-лая Кас-ни-ци-са в Кас-то-рии (Гре-ция), XII век].

Наи-бо-лее ран-ние со-хра-нив-шие-ся изо-бра-же-ния Николая Мирликийского в древне-русском искусстве - ал-тар-ная мо-заи-ка и 2 фре-ски Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве (певрвая половина XI века), фре-ска из со-бо-ра Ар-хан-ге-ла Ми-хаи-ла Ми-хай-лов-ско-го Зла-то-вер-хо-го мон. в Кие-ве (ме-ж-ду 1108 и 1113 годами, ГТГ), а так-же нов-го-род-ская ико-на конца XII века (ГТГ). На фре-ске Ми-хай-лов-ско-го монастыря Еван-ге-лие в ру-ке Николая Мирликийского впер-вые в искусстве ви-зантийского кру-га по-ка-за-но рас-кры-тым. В древне-русской ико-но-пи-си из-на-чаль-но бы-то-ва-ли те же ико-но-гра-фические ва-ри-ан-ты, что и в Ви-зан-тии. Рос-то-вая ико-на Николая Мирликийского, по ико-но-гра-фии близ-кая к ви-зантийским ал-тар-ным рос-пи-сям, не-ред-ко вхо-ди-ла в со-став деи-сус-но-го чи-на как пар-ная к об-ра-зу св. Гри-го-рия Бо-го-сло-ва [ико-но-ста-сы Тро-иц-кой церкви Тро-иц-ко-го мон. (ны-не Тро-иц-кий со-бор Трои-це-Сер-гие-вой лав-ры), 1425-1427 годы; Ро-ж-де-ст-вен-ско-го со-бо-ра Фе-ра-пон-то-ва мон., около 1490 года; Ус-пен-ско-го со-бо-ра Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мон., 1497 год]. Не-ко-то-рые ико-ны Николая Мирликийского про-сла-вив-шие-ся как чу-до-твор-ные, по-лу-ча-ли собственные на-зва-ния по мес-ту про-слав-ле-ния. Так, рос-то-вое изо-бра-же-ние бла-го-слов-ляю-ще-го свя-ти-те-ля с раз-ве-дён-ны-ми ру-ка-ми и Еван-ге-ли-ем на ле-вой ру-ке не позд-нее XVI века по-лу-чи-ло на-име-но-ва-ние «Ни-ко-ла За-рай-ский», по чу-до-твор-но-му об-ра-зу, пе-ре-не-сён-но-му, со-глас-но «По-вес-ти о Ни-ко-ле За-рай-ском», из Кор-су-ни в За-райск че-рез Нов-го-род в 1225 году (об-раз не сохр.). На Ру-си, в от-ли-чие от Ви-зан-тии, этот ва-ри-ант был рас-про-стра-нён чрез-вы-чай-но ши-ро-ко, в т. ч. в ка-че-ст-ве сред-ни-ка жи-тий-ных икон («Св. Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский с жи-ти-ем в 16 клей-мах», середина XIV века, со-бра-ние В.А. Лог-ви-нен-ко; «Ни-ко-ла За-рай-ский с жи-ти-ем в 16 клей-мах» из с. Пав-ло-во, близ Рос-то-ва Ве-ли-ко-го, вторая половина XIV века, ГТГ).

Жи-тий-ная ико-на с по-яс-ным изо-бра-же-ни-ем Николая Мирликийского яви-лась в конце XV века на р. Гос-тун-ка близ г. Бе-лёв и ста-ла име-но-вать-ся «Ни-ко-ла Гос-тун-ский» (не сохр.). На спи-ске с неё (третьячетверть XVI века) из По-кров-ской церкви в Рос-то-ве Ве-ли-ком Николая Мирликийский ле-вой ру-кой с пе-ре-ки-ну-тым че-рез неё омо-фо-ром дер-жит крас-ный плат и при-жи-ма-ет к се-бе за-кры-тое Еван-ге-лие (Государственый музей-за-по-вед-ник «Рос-тов-ский кремль»); на спи-ске конца XVI века из со-бо-ра Тро-иц-кого монастыря в Му-ро-ме плат от-сут-ст-ву-ет, Еван-ге-лие сто-ит на пер-стах не-по-кро-вен-ной ру-ки (Му-ром-ский ис-то-ри-ко-ху-дож. му-зей). Ико-на конца XV века или начала XVI века, близ-кая по ико-но-гра-фии к «Ни-ко-ле Гос-тун-ско-му», но по-лу-чив-шая ра-му с жи-ти-ем толь-ко в середине XVI века, про-сла-ви-лась в с. Ве-ли-ко-рец-кое на Вят-ской зем-ле и из-вест-на как «Ни-ко-ла Ве-ли-ко-рец-кий» (не сохр.). Её ико-но-гра-фия из-вест-на по спи-скам XVI века, на ко-то-рых свя-ти-тель дер-жит Еван-ге-лие не-по-кро-вен-ной ле-вой ру-кой, че-рез ко-то-рую пе-ре-ки-нут омо-фор; во-круг рас-по-ла-га-ют-ся 8 жи-тий-ных клейм, на-чи-ная с «При-ве-де-ния во уче-ние», вклю-чая ред-кий сю-жет «Служ-ба Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца в Сио-не». Осо-бен-ность икон ти-па «Ни-ко-лы Ве-ли-ко-рец-ко-го» - рав-ный раз-мер сред-ни-ка и клейм (ико-на «Ни-ко-ла Ве-ли-ко-рец-кий», 1558 год, ико-но-пи-сец Ан-д-рей Ва-силь-ев, Государственное му-зей-ное объ-еди-не-ние «Ху-до-же-ст-вен-ная куль-ту-ра Рус-ско-го Се-ве-ра», Соль-вы-че-годск). Оп-леч-ные об-раза Николая Мирликийского встре-ча-ют-ся со второй пловины XV века, ино-гда они рас-по-ла-га-лись в сред-ни-ке, ок-ру-жён-ные по-яс-ны-ми изо-бра-же-ния-ми др. свя-тых («Св. Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец с деи-су-сом и из-бран-ны-ми свя-ты-ми» из ча-сов-ни Св. Вар-ва-ры в дер. Еси-но Мед-вежь-е-гор-ско-го р-на, Ка-ре-лия, первая половина XVI века, ГРМ).

Ис-клю-чи-тель-ное по-чи-та-ние Николая Мирликийского на Ру-си при-ве-ло к воз-ник-но-ве-нию но-вых ико-но-гра-фических ва-ри-ан-тов. Не позд-нее XV века в Мо-жайск по-па-ла де-ревянная ста-туя Николая Мирликийского с ме-чом в пра-вой ру-ке и ус-лов-но трак-то-ван-ным го-ро-дом в ле-вой, ис-пол-нен-ная пред-по-ло-жи-тель-но серб. мас-те-ром в конце XIV века (ГТГ). Впер-вые она упо-мя-ну-та как чу-до-твор-ная в пис-цо-вых кни-гах конца XVI века. По ме-ст-ной ле-ген-де, ста-туя бы-ла сде-ла-на в Мо-жай-ске в па-мять чу-дес-но-го яв-ле-ния и по-мо-щи Николая Мирликийского во вре-мя вра-же-ско-го на-ше-ст-вия. Многие по-вто-ре-ния ста-туи - рез-ные фи-гу-ры, по-ме-щён-ные в кио-ты, - из-вест-ны со второй четверти XVI века.

Во второй половие XVI века об-раз «Ни-ко-лы Мо-жай-ско-го» ста-ли вос-про-из-во-дить в ико-но-пи-си. Фи-гу-ра свя-то-го с ме-чом и го-ро-дом обыч-но за-клю-ча-лась в об-рам-ле-ние, на-по-ми-нав-шее ки-от, и мог-ла слу-жить сред-ни-ком жи-тий-ной ико-ны («Св. Ни-ко-лай Мо-жай-ский с жи-ти-ем в 16 клей-мах», середина XVI века, Национальный му-зей, Сток-гольм). Оче-вид-но, к XVI веку вос-хо-дит ком-по-зи-ция, собств. на-зва-ние ко-то-рой по-ка не вы-яв-ле-но: по-яс-ное изо-бра-же-ние Николая Мирликийского в цен-тре, по-яс-ные же об-разы Хри-ста и Бо-го-ма-те-ри в верх-них уг-лах и две жи-тий-ные сце-ны («Спа-се-ние уто-паю-ще-го Ди-мит-рия» и «Ис-це-ле-ние бес-но-ва-то-го») в ниж-них. Воз-мож-но, уже в это вре-мя в ка-че-ст-ве са-мо-сто-ят. икон со-от-вет-ст-вую-щих празд-ни-ков вы-де-ли-лись сю-же-ты «Ро-ж-де-ст-во св. Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го» и «Пе-ре-не-се-ние мо-щей св. Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го», сей-час из-вест-ные по позд-ним при-ме-рам (сце-на «Ро-ж-де-ст-во Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го» вхо-дит в со-став 4-ча-ст-ной ико-ны «Доб-ро-ча-дие»). В XVI веке сло-жи-лась ком-по-зи-ция «Яв-ле-ние Бо-го-ма-те-ри и Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го по-но-ма-рю Юры-шу», ил-лю-ст-ри-рую-щая чу-до от Тих-вин-ской ико-ны Бо-го-ма-те-ри, ко-гда Бо-го-ма-терь яви-лась по-но-ма-рю в со-про-во-ж-де-нии Николая Мирликийского и по-ве-ле-ла ста-вить на гла-ву по-свя-щён-но-го ей хра-ма де-ре-вян-ный, а не же-лез-ный крест. Николая Мирликийский при-сут-ст-ву-ет так-же на Ржев-ской (Око-вец-кой) ико-не Бо-го-ма-те-ри (в со-от-вет-ст-вии со ска-за-ни-ем, за-пи-сан-ным в XVII-XVIII веках, ико-на Бо-го-ма-те-ри с Мла-ден-цем и Николаем Мирликийским бы-ла об-на-ру-же-на в 1539 году на де-ре-ве в ле-су у с. Око-вец, под Рже-вом).

В пись-мен-ных ис-точ-ни-ках XVII-XVIII веков со-дер-жит-ся ска-за-ние об ико-не Николая Мирликийского «круг-лая дос-ка» («Ни-ко-ла Дво-ри-щен-ский»), чу-дес-ным об-ра-зом при-плыв-шей из Кие-ва в 1113 году в Нов-го-род, ис-це-лив-шей нов-го-род-ско-го кн. Мсти-сла-ва и по-став-лен-ной в Ни-ко-ло-Дво-ри-щен-ском со-бо-ре. Су-дя по со-хра-нив-ше-му-ся спи-ску с этой ико-ны (XVI век, Нов-го-род-ский государственный объ-еди-нён-ный ис-то-ри-ко-ар-хитектурный и ху-дожественый му-зей-за-по-вед-ник), её ико-но-гра-фия бы-ла обыч-ной - по-яс-ной об-раз бла-го-слов-ляю-ще-го свя-ти-те-ля с за-кры-тым Еван-гели-ем. Од-на-ко ис-поль-зо-ва-ние круг-лой дос-ки не-тра-ди-ци-он-но и, воз-мож-но, вос-хо-дит к ран-не-хри-сти-ан-ско-му искусству. В Но-вое вре-мя воз-ник осо-бый ва-ри-ант «Ни-ко-лы Дво-ри-щен-ско-го», с изо-бра-жени-ем круг-лой ико-ны в цен-тре дос-ки и ис-то-ри-ей об-раза по кра-ям («Св. Ни-ко-ла Дво-ри-щен-ский», вторая половина XIX века, Му-зей икон, Рек-линг-хау-зен).

В Но-вое вре-мя Николай Мирликийский ста-ли час-то изо-бра-жать не в фе-ло-ни, а в сак-ко-се, с мит-рой на го-ло-ве. Воз-ник свое-об-раз-ный тип «Ни-ко-ла От-врат-ный» - оп-леч-ное изо-бра-же-ние свя-ти-те-ля, с лёг-ким по-во-ро-том го-ло-вы и от-ве-дён-ны-ми в сто-ро-ну гла-за-ми (начало XX века, Государственный му-зей па-лех-ско-го искусства, с. Па-лех). Этот тип бы-то-вал в ста-ро-об-рядческой сре-де. Его не-обыч-ные чер-ты объ-яс-ня-ли пре-да-ни-ем о бит-ве с «лит-вой», во вре-мя ко-то-рой на-хо-див-ший-ся в обо-зе об-раз от-вра-тил лик от вра-гов, и те впа-ли в смя-те-ние и бы-ли раз-би-ты. Поя-вил-ся сю-жет «Яв-ле-ние ико-ны Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го кня-зю Дмит-рию Дон-ско-му на Уг-ре-ше», раз-ра-бо-тан-ный, оче-вид-но, в Ни-ко-ло-Уг-реш-ском мон. (ико-на XIX века, Цер-ков-но-ар-хео-ло-гический ка-би-нет Московской ду-хов-ной ака-де-мии).

В со-став жи-тий-ных клейм ста-ли вклю-чать чу-де-са, про-изо-шед-шие на русской зем-ле (чу-до о ки-ев-ском де-ти-ще; чу-до о по-лов-чи-не) или до-бав-лен-ные в жи-тие русскими книж-ни-ка-ми XVI века (чу-до о ков-ре; чу-до от икон Ни-ко-лая и Бо-го-ро-ди-цы в Ру-го-ди-ве). Ко-ли-че-ст-во сю-же-тов в жи-тий-ных цик-лах силь-но уве-ли-чи-лось, осо-бен-но в жи-во-пи-си конца XVI-XVII веков («Св. Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец с жи-ти-ем в 84 клей-мах», конец XVI - начало XVII веков, То-тем-ское му-зей-ное объ-е-ди-не-ние, Тоть-ма; «Св. Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец с жи-ти-ем в 34 клей-мах», 1686 год, ико-но-пи-сец Се-мён Спи-ри-до-нов Хол-мо-го-рец, Яро-слав-ский ху-дожественный му-зей). Тра-диционные сю-же-ты из жи-тия ил-лю-ст-ри-ро-ва-лись бо-лее под-роб-но, в не-сколь-ких клей-мах, к ним уже в XVI веке до-бав-ля-лись ред-кие и ма-ло-из-ве-ст-ные сце-ны («Яв-ле-ние кре-сть-я-ни-ну на ни-ве»; «Яв-ле-ние Бо-го-ма-те-ри Ни-ко-лаю Мир-ли-кий-ско-му»; «Встре-ча с не-чис-тым ду-хом по пу-ти в Рим», «За-клю-че-ние в тем-ни-цу», «Яв-ле-ние св. Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го пре-сви-те-ру в Бар-гра-де с по-ве-ле-ни-ем пе-ре-не-сти мо-щи» и др.). В XVII веке не-ко-то-рые жи-тий-ные ком-по-зи-ции по-лу-чи-ли но-вую ре-дак-цию: в сце-не при-ве-де-ния во уче-ние ста-ли изо-бра-жать за-ня-тия в учи-ли-ще с уче-ни-ка-ми, в «Пре-став-ле-нии Ни-ко-лая Мир-ли-кий-ско-го» поя-вил-ся ан-гел, скло-няю-щий-ся ко гро-бу и при-ни-маю-щий ду-шу свя-то-го. В XVIII веке в со-став чу-дес из западно-ев-ропейских ис-точ-ни-ков по-па-ло чу-до о вос-кре-ше-нии 3 от-ро-ков, раз-руб-лен-ных на кус-ки и за-со-лен-ных в боч-ке трак-тир-щи-ком (ра-ма с 32 клей-ма-ми из Самп-сони-ев-ско-го со-бо-ра Санкт-Пе-тер-бур-га, около 1761 года, му-зей «Исаа-ки-ев-ский со-бор»). Наи-бо-лее под-роб-но жи-тие Николая Мирликийского ил-лю-ст-ри-ро-ва-лось в книж-ной ми-ниа-тю-ре. Ли-це-вое жи-тие Николая Мирликийского, соз-дан-ное в 1570-е годы в цар-ском скрип-то-рии в Алек-сан-д-ро-вой сло-бо-де, со-дер-жит 408 ми-ниа-тюр; ко-пия ру-ко-пи-си бы-ла ис-пол-не-на в XVII веке мас-те-ра-ми Ору-жей-ной па-ла-ты (обе ру-ко-пи-си - ГИМ). Пер-вый жи-тий-ный цикл Нкиолая Мирликийского в русской мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си - рос-пи-си Ни-коль-ско-го при-де-ла со-бо-ра Ро-ж-де-ст-ва Бо-го-ро-ди-цы Фе-ра-пон-то-ва монастыря (1502 год, худ. Дио-ни-сий с ар-те-лью). Раз-ви-тые цик-лы со-дер-жат-ся в сте-но-пи-сях яро-слав-ских хра-мов Ни-ко-лы На-деи-на (1640 год, худ. Лю-бим Аге-ев и др.) и Ни-ко-лы Мок-ро-го (1673 год).

Су-ще-ст-ву-ет ряд икон Николая Мирликийского, про-сла-вив-ших-ся в раз-ное вре-мя и по-лу-чив-ших собственные на-зва-ния, но не от-ли-чаю-щих-ся по ико-но-гра-фии от вы-ше-при-ве-дён-ных ти-пов. Так, один из об-ра-зов «Ни-ко-лы Ве-ли-ко-рец-ко-го» про-сла-вил-ся как чу-до-твор-ный в Ни-ко-ло-Ба-ба-ев-ском мон. под Ко-ст-ро-мой, по-лу-чив но-вое имя «Ни-ко-ла Ба-ба-ев-ский» (не сохр., ико-но-гра-фия из-вест-на по спи-скам). «Ни-ко-ла Ра-до-виц-кий» из Ни-ко-ло-Ра-до-виц-ко-го мон. Ря-зан-ской епар-хии - ки-от-ная де-рев. скульп-ту-ра ти-па «Ни-ко-лы Мо-жай-ско-го»; к это-му же ти-пу при-над-ле-жит ико-на «Ни-ко-ла Рат-ный» из с. Ус-тин-ка, с 1765 года на-хо-див-шая-ся в Тро-иц-ком со-бо-ре г. Бел-го-род. «Ни-ко-ла Те-ре-бен-ский» из Те-ре-бен-ской пус-ты-ни под Выш-ним Во-лоч-ком - жи-тий-ная ико-на с по-яс-ным изо-бра-же-ни-ем в сред-ни-ке и с шестью жи-тий-ны-ми клей-ма-ми по сто-ро-нам. «Ни-ко-ла Мяс-ниц-кий» из моск. церкви Ни-ко-лы в Мяс-ни-ках, «Ни-ко-ла Ко-рель-ский», на-хо-див-ший-ся в Нов-го-род-ском ар-хие-рей-ском до-ме, «Ни-ко-ла Кру-пиц-кий» в Ни-коль-ском мон. близ Ба-ту-ри-на и др., су-дя по со-хра-нив-шим-ся изо-бра-же-ни-ям, - по-яс-ные об-раза тра-диц. ико-но-гра-фии. Уни-каль-ный при-мер воз-ник-но-ве-ния но-во-го ико-но-гра-фического ти-па в XX веке - ико-на, по-лу-чив-шая в на-ше вре-мя на-име-но-ва-ние «Ни-колы Ра-не-но-го». В декабре 1918 года пат-ри-арх Ти-хон по-слал адм. А.В. Кол-ча-ку в бла-го-сло-ве-ние фо-то-гра-фию над-врат-ной фре-ски с об-ра-зом «Ни-ко-лы Мо-жай-ско-го», рас-по-ла-гав-шей-ся на Ни-коль-ских во-ро-тах Московского Крем-ля и по-стра-дав-шей при об-стре-ле Крем-ля боль-ше-ви-ка-ми (за-му-ро-ва-на шту-ка-тур-кой в 1937году, об-на-ру-же-на в 2010 году). С фо-то-гра-фии ста-ли де-лать спи-ски, вос-про-из-во-дя об-раз со все-ми по-вре-ж-де-ния-ми (ико-на с под-пи-сью «Ко-пия ико-ны св. Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца на Ни-коль-ских во-ро-тах Мо-с-ков-ско-го Крем-ля, по-стра-дав-шей от об-стре-ла во вре-мя ре-во-лю-ции 1917 го-да ок-тяб-ря 31 дня», Государственный му-зей ис-то-рии ре-ли-гии, Санкт-Пе-тер-бург).

В за-пад-но-ев-ро-пей-ском ис-кус-ст-ве до XIV века Николая Мирликийский изо-бра-жал-ся в тра-диционном ви-зантийском епи-скоп-ском об-ла-че-нии, с омо-фо-ром, без специаьных ат-ри-бу-тов (фре-ска римской шко-лы, XII века, га-ле-рея Кор-си-ни, Рим), позд-нее - с епи-скоп-ским по-со-хом и/или в мит-ре, а так-же с ко-дек-сом (три-птих «Бо-го-ма-терь с Мла-ден-цем и свя-ты-ми Мат-фе-ем и Ни-ко-ла-ем» Б. Дад-ди, 1328 год, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция).

Другие ат-ри-бу-ты Николая Мирликийского - 3 зо-ло-тых слит-ка в фор-ме ша-ров или ци-лин-д-ров («По-лип-тих Ква-ра-те-зи» Джен-ти-ле да Фаб-риа-но, 1425 год, га-ле-рея Уф-фи-ци; фре-ска Б. Гоц-цо-ли в церкви Сант-Аго-сти-но в Сан-Джи-минь-я-но, 1465-1466 годы), трое ос-во-бо-ж-дён-ных им юно-шей у ног (Г. Да-вид, около 1500 года, Национальная га-ле-рея, Лон-дон). До XVI века Николая Мирликийский изо-бра-жал-ся в со-ста-ве сцен «свя-то-го со-бе-се-до-ва-ния» в по-лип-ти-хах или мо-ну-мен-таль-ных цик-лах, с XVI века - в са-мо-сто-ятельных про-из-веде-ни-ях (ал-тар-ный об-раз Л. Лот-то «Св. Ни-ко-лай во сла-ве со свя-ты-ми Ио-ан-ном Кре-сти-те-лем и Лю-чи-ей», 1527-1529 годы, церковь Сан-та- Ма-рия-деи-Кар-ми-ни, Ве-не-ция). Наи-бо-лее по-пу-ляр-ные сце-ны жи-тия свя-то-го («Св. Ни-ко-лай под-бра-сы-ва-ет три зо-ло-тых слит-ка в ком-на-ту трёх де-ву-шек-бес-при-дан-ниц», «Спа-се-ние мо-ря-ков», «Спа-се-ние трёх не-вин-но осу-ж-дён-ных юно-шей», «Сон Кон-стан-ти-на об осу-ж-дён-ных вое-на-чаль-ни-ках», «Па-лом-ни-ки у гроб-ни-цы св. Ни-ко-лая» и др.) в сред-ние ве-ка встре-ча-ют-ся в ми-ниа-тю-рах ме-но-ло-ги-ев и мар-ти-ро-ло-гов (Цви-фаль-тен-ский мар-ти-ро-лог, 1130 год, Гоодская библиотека, Штут-гарт), скульп-тур-ном де-ко-ре со-бо-ров (ба-зи-ли-ка Св. Ни-ко-лая в Ба-ри, XII век), вит-ра-жах (со-бо-ры Шар-тра, Бур-жа, XIII век), фре-ско-вых цик-лах [ка-пел-ла Св. Ни-ко-лая в Ниж-ней церкви Св. Фран-ци-ска в Ас-си-зи, по-сле-до-ва-тель Джот-то (Паль-ме-ри-но ди Гви-до?), 1307-1310 годы] в ви-де отдельных эпи-зо-дов или цик-лов из 3-5 сцен. В жи-во-пи-си итальянского Про-то-ре-нес-сан-са и Воз-ро-ж-де-ния жи-тий-ные сце-ны встре-ча-ют-ся в пре-дел-лах ал-тар-ных об-ра-зов (по-лип-ти-хи Фра Анд-же-ли-ко из Национальной га-ле-реи Ум-брии, Пе-руд-жа, 1437-1438 годы; и Пи-на-ко-те-ка Ва-ти-ка-на, 1447-1448 годы) и на бо-ко-вых створ-ках трип-ти-хов (дос-ка со сце-на-ми жи-тия св. Ни-ко-лая А. Ло-рен-цет-ти, га-ле-рея Уф-фи-ци, около 1332 года). По-сле Три-дент-ско-го со-бо-ра сце-ны жи-тия Николая Мирликийкого ста-но-вят-ся те-ма-ми са-мо-сто-ят. ал-тар-ных об-ра-зов («Св. Ни-ко-лая по-став-ля-ют в епи-ско-пы Мир Ли-кий-ских» П. Ве-ро-не-зе, 1580-1582 годы, га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).

Николай Чудотворец – самый почитаемый святой русского народа.

Он оказывает покровительство и защиту тем, кто в ней нуждается и верит в его святую силу.

Под его охраной находятся все находящиеся в пути по профессиональной надобности – водители, моряки, летчики и просто путешественники.

Он оберегает жилища от разрушений и пожаров, а семьи от бедности и нужды. Икона святителя Николая Чудотворца у православных христиан находится на одном из почитаемых мест.

Жизнеописание Святителя Николая

Святитель Николай родился в городе Патаре в Малой Азии (территория современной Турции). Он был единственным и долгожданным ребенком у благочестивых родителей Феофана и Нонны. Его родители вымолили появление на свет будущего Святого, дав обет, что посвятят его Господу.

Младенец начал являть чудеса буквально с момента своего рождения. Его мать, тяжело болевшая долгие годы, излечилась самым чудесным образом после появления на свет своего сына. Во время обряда Крещения младенец самостоятельно простоял на ногах три часа, прославляя тем самым Пресвятую Троицу.

Аскетизм в повседневной жизни у него проявлялся всегда, начиная с младенчества. Даже материнское молоко он принимал только по средам и пятницам после того, как родители прочитают вечернюю молитву. С детства Николай безо всякого понуждения изучал Божественное Писание, и все дни находился в храме, а ночи проводил в молитвах. Таким образом, он стремился создать из себя благочестивое пристанище для Святого Духа.

Его сознание и помыслы были сродни юношескому максимализму, а поступки приравнивались к умудренному опытностью старцу. Его искренне уважали верующие. Со временем он стал священником и прежде чем стать во главе своей паствы решил совершить паломничество по святым местам. Во время путешествия Николай силой молитвы спас корабль, попавший в жестокий шторм, и даже вернул к жизни разбившегося на палубе матроса.

Впечатлившись земным подвигом Спасителя, Николай решил уйти в пустыню, но явившийся ему Божественный Голос предначертал ему вернуться на родину и быть во главе своей паствы во все предстоящие тяжелые времена. Вскоре по возвращению из Святой Земли его избрали на Соборе епископом Мир Ликийских.

В этом сане Святитель Николай продолжил свою подвижническую деятельность – вел просветительскую работу, неся верующим и сомневающимся правду о Спасителе, Святой Троице и идеях христианства. Вместе со своей паствой, проявляя мудрость и милосердие, перенес Святитель период жесточайшего гонения на христиан, который проявил правитель Диоклетиан.

Оказавшись в заточении, он призывал стойко переносить пытки и муки за святое дело. Господь уберег его от смерти в этот страшный период и, после прихода правителя Константина, Святитель Николай смог вернуться к исполнению своих обязанностей епископа в своем приходе. Он был не только милосердным пастырем, но и смелым воином Христовым, отстаивающим и проповедующим христову веру среди язычников.

Его можно было часто встретить в языческих храмах и на капищах, где он вел подвижническую работу Во имя Христа. Его стычка с еретиком Арием во время I Вселенского Собора, едва не стоила ему архиеписковского сана. Но Глас Божий одному из участников Совета, что этот поступок угоден Господу, потому что возвеличивает учение Спасителя, восстановили святителя в его сане, и он продолжил свою святую миссию.

Он не только проповедовал Христово учение, но и всегда становился на сторону неправедно осужденных. Известно его заступничество перед императором о невинно осужденных по лживому навету государственных мужах. Их молитвы, обращенные к Святителю Николаю, были услышаны им, и он обратился к императору Константину с просьбой о помиловании.

Жизнеописание Николая, прозванного Чудотворцем и Угодником, содержит много случаев его милосердия и доброты. Известно, что он спасал утопающих в море, голодающих и обнищавших в городах, вызволял заточенных в темницы. Святитель Николай закончил свою земную жизнь в глубокой старости около 351 года. Его мощи хранились в местном Кафедральном соборе, источая целебное миро. Многие верующие приходили к ним за исцелением. В 11 веке мощи Святителя Николая перенесли в Италию, где они находятся и теперь.

Почитание Николая Чудотворца

Имя Божьего Угодника и чудотворца Николая почитаемо по всему миру. Своим покровителем и заступником его считают многие народы. На Руси во все времена Николай Чудотворец или Угодник был особо почитаемым святым. Русская Православная Церковь поминает его 22 мая, 11 августа и 19 декабря.

Храмы и церкви во имя святителя Николая есть в каждом русском городе, а икона с изображением святого Николая считается сильно действующим чудодейственным ликом, оберегающим, охраняющим и спасающим верующих в силу Божьего помощника на земле святого Николая Угодника.

  • Русские крестьяне обязательно отмечают в году два дня Николая Чудотворца – Никола летний 11 августа и Никола зимний 19 декабря. По погоде в эти дни можно предсказать, какой будет погода в ближайшее время - погожая или ненастная. Ясный день 11 августа гарантирует, что до конца сбора урожая будут погожие и сухие дни. Если на 19 декабря устанавливался санный путь, то значит пришла настоящая зима.

Епископ Мирликийский причислен к лику святых за чудеса, которые происходили во время его жизни и после смерти. Годы жизни Николая Чудотворца наполнены верностью, служением Богу, людям особой любовью. Великую помощь оказывали молитвы Святого тем, кто путешествовал , находился в море. Особо помогал Святитель незаконно осужденным , обиженным и брошенным детям, о чем свидетельствует биография краткая Николая Чудотворца.

Детство будущего святителя

Римская провинция Ликия, а именно греческая колония Патара стала местом рождения особого мальчика. Это случилось в 270 году нашей эры.

Родители его были истинными христианами, их вера передалась сыну. Отец Николя, так назвали ребенка, был обеспеченным человеком и сумел дать сыну образование. В некоторых источниках существует ошибочное мнение, что родителей будущего Чудотворца и Угодника Божьего звали Епифаний и Нонна. Такие люди действительно жили в то время, но были они родителями другого святого, имя которого Николай Пинарский.

Родители дали сыну имя Николай, пророчествуя, что станет он победителем народов. По вере любящих сына людей Бог даровал мальчику особое помазание с самого рождения побеждать злобу века сего.

По преданиям святых во время преподношения перед Богом, при окунании в купель, младенец встал на ноги, самостоятельно простоял так несколько часов, с поднятыми для прославления Всевышнего руками.

Интересно. Также предания утверждают, что маленький мальчик прикладывался только к правой груди, предопределяя тем самым свое место около Господа. В дни, когда православные обычно не вкушают скоромную пищу, а это среда и пятница, маленький Николя требовал грудное молоко только после вечерней молитвы родителей. В будущем Святой Угодник в эти дни будет строго придерживаться поста.

Николай Чудотворец

Время познания Божественного Писания

Совсем мало времени понадобилось талантливому ученику из Ликии, чтобы познать глубокую мудрость Святого Писания.

Биография краткая Николая Чудотворца гласит, что в отроческие годы он не любил проводить время в пустых развлечениях с друзьями, все свое свободное от учебы времяпровождение он находился в храме.

Наполняясь благодатью Божию , ведомый Духом Святым, отрок совершенствовал свой разум и тело, чтобы соответствовать Храму, в котором живет Дух Святой (Первое Кор. 3:16).

Видя посвященность отрока Христу, его дядя, известный мирянам под именем Николая Патарского, доверил богобоязненному племяннику место чтеца. По смерти родителей будущий Святитель роздал все свое наследство бедным и полностью посвятил себя Богу.

Начало служения Господу

Служа под началом дяди, Николай был рукоположен в сан священника . Это было время после страшных христианских гонений.

Римский император Диоклетиан ввел закон, разрешающий уничтожать христиан по всей империи, который поддержал император Максимиан. На протяжении многих лет (303-311) христиан убивали, бросали в печи, отдавали на растерзание зверям, пока перед смертью император Галерий повелел терпимо относиться к различным верованиям. Его преемник Лициний, который правил до 324 года, позволил христианским общинам развиваться.

Будучи в паломнической поездке в Палестине, священник подошел к храму, но обнаружил его закрытым. Помолившись перед воротами, он был удивлен падением замков.

Во время пребывания в Палестине Чудотворец узнал, что ликийский народ умирал от голода, страшное бедствие накрыло страну.

Святой Угодник проводил часы в посте и молитве, прося Бога простить народ и спасти его от голодной смерти.

Молитва ко святому:

В далекой Италии в это время торговец, погрузил на корабли хлеб, чтобы отправиться в дальние страны, однако решение было изменено после ночного сна, во время которого Святитель приказал торговцу плыть в Ликию, оставив золотые.

Наутро итальянец обнаружил монеты в зажатой руке. Не осмелившись нарушить приказ Святого, он поплыл в Ликию, чем и спас многих людей от смерти.

Интересно. В Палестине из поколения в поколения передаются сведения о добрых делах, дарованных Богом по молитвам веры, совершенных Святым Угодником. Поныне палестинцы-христиане приходят с просьбами и молитвами в церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную в городе Бейт-Джала на месте разрушенного храма третьего столетия, в котором молился Угодник.

Велико было желание святителя остаться в уединении, но по Божьему повелению, но не в родные Патары, где его хорошо знали жители города, а в Миры. Здесь Священнослужитель жил, как нищий, довольствуясь самым малым как в жилье, так и пропитании.

К этому времени уже епископ Мирликийский проповедует в Мире. Ныне это турецкая провинция Анталия, город Демре.

Икона Николая Чудотворца в городе Бейт-Джала

Получение сана архиепископа

История посвящения в сан архиепископа наполнена Божьим водительством.

В городе Миры после смерти архиепископа на собрании местных архиереев никак не могли сделать выбор нового помазанника Божьего.

Священнослужители Мирликийские проводили часы в молитвах, пока старейшему из епископов не приснился сон. Господь указал ему, что утреннее богослужение первым посетит муж, угодный Богу на престоле архиепископа, имя которому Николай.

Свой сон старейший передал остальным членам собрания. С великим волнением стояли священники вдоль притвора церкви, ожидая будущего архиепископа.

Как только святитель появился у входа в храм, его попросили назвать свое имя. Смиренно и тихо прозвучал ответ, что зовут его Николай, и он признает себя рабом владыки.

Радостная весть об избраннике в полночь разнеслась по городу, Николаю в ту же ночь были переданы все права архиепископа Мирликийского.

«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

Новый сан не стал причиной гордыни и превозношения святителя, эти чувства были ему чужды. Глава Мирликийской епархии принимает решение всецело служить людям, забыв о собственных нуждах.

Первый Вселенский Собор

В это время еще продолжались гонения на христиан. Чудотворец с паствой попадает в темницу. Видя постоянно молящегося священника, ощущая его поддержку, многие христиане выстояли, не отреклись от своей веры.

Ревностный христианин, Мирликийский епископ был нетерпим к язычеству . По его приказу был разрушен знаменитый храм богини Артемиды.

На Первом Вселенском Соборе (325 г.) решался вопрос о праздновании Пасхи, Символах веры, Божестве Христа.

Епископ Ария и несколько священников стали опровергать божественность Иисуса, за что, по словам некоторых историков, архиепископ Мирликийский дал пощечину еретику за откровенную ересь . Этот факт не нашел подтверждения в официальных сообщениях, но упоминается в некоторых документах присутствующих на Соборе епископов.

Добрые дела, совершенные Святым Угодником

По свидетельству историков, Николай Угодник всегда вставал на сторону оклеветанных людей, требовал справедливо относиться к осужденным.

Где бы ни появлялся Чудотворец, он всем оказывал помощь:

  • больных исцелял;
  • бесов изгонял;
  • дарил утешение;
  • голодных кормил;
  • нагих одевал;
  • восстанавливал справедливость.

Его добрые дела совершались с кротостью и смирением, в нем не было надменности и корыстолюбия. Всю славу и благодарности от людей Святой Угодник направлял к Богу.

Нет конца перечня добрых дел, сотворенных Святым Николаем Чудотворцем.

В исторических записях хранятся сведения о воскрешении мертвых, исцелении больных, освобождении пленников буквально из-под меча, многое другое.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в алтаре базилики святителя Николая Чудотворца в Бари

Тихий благословенный уход

Святитель Мирликийский дожил до глубокой старости, ведя аскетический образ жизни. Точной даты ухода Святого Угодника в мир иной не сохранилось. По историческим предпосылкам это случилось в период между 345 и 351 годами.